«Я бы хотел стать первооткрывателем, как великий Магеллан» (маленький Труман в школе).
«О, ты уже опоздал. Больше не осталось ничего неисследованного» (учительница в «Шоу Трумана»).
Ориентировочно-исследовательский инстинкт - огромная сила. Она заставляет малыша делать первые шажки, забрасывать папу вопросами «ПОЧЕМУ?» Она срывала с насиженных мест почтенных отцов семейств и направляла их в странствия на поиски Неизвестного. Она двигала умы гениев на протяжении всей истории, и никакие костры Инквизиции не могли остановить полет их мысли. Детское любопытство настолько сильно, что хамство старших в ответ на вопрос «почему?» только разжигает его еще больше: ребенок учится искать ответы САМ.
Вопрос: как из любопытного ребенка, с живыми, горящими огоньком познания глазками, вырастает тупое, заторможенное, ничем не интересующееся быдло?
Напомню пример, известный из курса психологии. Шумная компания детей играла во дворе под окнами старика, который любил тишину. Крики, ругань, жалобы родителям, угрозы расправы не давали ничего. Несмотря на запреты, дети все равно продолжали настырно играть под окнами. И тогда хитрый старик поступил нестандартно. Он подозвал детей, раздал всем немного денег и попросил продолжить игры под его окнами. Более того, он пообещал платить им еще столько же за каждый день игры. Несколько дней дети играли, а старик исправно платил. Но однажды он сказал: «Все, с меня довольно! Больше я платить не буду!» Дети разозлились: «Мы что, дураки, чтобы играть для него бесплатно?!» - и с победным видом ушли в другое место. Они были уверены, что хорошо наказали нудного и жадного старикана. А тот самодовольно потер руки и спокойно отправился спать…
Чтобы умно, профессионально и надежно подавить стремление детей к познанию, существует система обязательного образования. У системы образования много функций. Главная из них - подавить стремление самостоятельно искать правду о мире. Что важно, функция подавления любопытства имеет приоритет, так как остальные задачи по большей части решает родительское программирование и СМИ.
Мозг ребенка (и здорового взрослого) настроен на поиск знаний. Но его способность к обработке и усвоению новых данных ограничена. Задача системы образования - ПЕРЕГРУЗИТЬ входящий информационный канал. Это - единственная реальная причина того, что школьная программа усложняется с каждым годом. У загруженного ребенка попросту не остается никаких сил на собственное развитие - все уходит на зубрежку правил и текстов. Пытаясь спасти себя от перенапряжения, мозг отторгает ненужные знания, пытается ослабить их напор: память ухудшается, появляется апатия, сонливость, отвращение к учебе - короче, развивается аллергия на знания.
Вспомните, какой была ваша память в раннем детстве, и какой она стала к пятому классу. Могу поспорить: вы с трудом могли выучить за вечер три четверостишья, хотя ДО школы все схватывали на лету!
Казалось бы, эта естественная реакция мозга на внушение - что-то хорошее и правильное. Устал ребенок, «забил» на уроки - и не впитал часть гипноза. А что оценку пониже получил - так то ж не беда…
ИЛЛЮЗИЯ! Такая же, как в случае со стариком, который платил детям за игру под его окнами. Не привив ребенку любовь к синтаксису и не заставив прочитать «Войну и мир», Система не проигрывает, а ПОБЕЖДАЕТ! Потому что на самом деле никто и не хотел делать ребенка знатоком языка и литературоведом. Зачем Системе лингвисты и толстовцы? Напротив! Единственная причина, по которой детей мучают зубрежкой надуманных «правил русского языка» и Львом Толстым (до которого им расти в лучшем случае еще лет 10) - это привить им ОТВРАЩЕНИЕ к данным предметам. Ибо в лингвистике кроются все ключи к миру программ, а в поздних произведениях Толстого есть блестящие ответы на вопрос «что такое «Матрица?»
Подобно тому хитрому старику, Система говорит детям: «Любопытные? Папа не отвечает? Не дает взрослые книжки читать? А я вот не только не буду мешать, я еще и помогу. Дам знания задаром. Нет, не только дам. Еще и заставлю взять, проверю усвоение. Неинтересно? Это ничего, главное - впереди! Учитесь! Ибо учеба - это не только приятное занятие, это ваша работа и обязанность. Не научитесь - будете наказаны. Я проверю и оценю ваш труд».
Скажите на милость, какой дурак будет бесплатно выполнять трудовую обязанность по своей воле, когда никто не проверяет и не оценивает?.. Подавляющее большинство людей после такой промывки мозгов теряет всякий интерес к серьезным книгам и мыслям. Массы переваривают только информационную жвачку, не требующую для понимания никаких умственных усилий. На серьезную учебу они согласны лишь в том случае, когда какие-то специальные знания необходимы для увеличения дохода. А уж о том, чтобы открыть что-нибудь самостоятельно, нет и речи!
Наверняка вам не раз приходилось слышать от взрослых людей: «Что?! Учиться?! Опять в школу?! Нет, ни за что!!!» Действительно, лучше попить пивка, сходить в кино, посмотреть тупой сериал - но только НЕ ДУМАТЬ. Что страшно - в этих людях не меньше тяги к знанию, чем в Галилее и Магеллане. Но их любопытство задавлено. Образование поставило на их мозги пломбу, мешающую проникновению всего нового. Задавленная тяга к познанию проявляется в виде пристрастия к телевизионной жвачке и беллетристике. К информации без значения и смысла. К информации, на основе которой не построить знание. Таким образом, значительная часть энергии любопытства питает информационную зависимость.
Другое применение Системой этого потока можно назвать иллюзией всезнания.
Жизнь свободного человека - постоянное открытие нового, постоянный рост, постоянное расширение горизонтов. Все охватить невозможно - но ведь узнавать новое так приятно! Интересен сам ПРОЦЕСС приобретения знаний. Результат не так уж и важен.
Школа меняет все. Она прививает отвращение именно к процессу поиска знаний. Важным становится результат, за который ребенок получает оценку. Цикл «вызубрил - сдал - забыл» повторяется в ходе обучения столько раз, что сохраняется потом на всю жизнь. ЗНАТЬ надо - потому что такова базовая потребность. УЗНАВАТЬ - неприятно (спасибо школе). Единственный выход - как можно быстрее поверхностно охватить все, заключить весь мир в законченную схему - и расслабиться. Иллюзия того, что поток достиг цели, избавляет от необходимости снова думать.
С возрастом схема мира затвердевает. Любое изменение вносится в нее с огромной неохотой. Та энергия, что у свободного направлена на расширение знаний, у зависимого человека уходит на отстаивание старой системы взглядов. То есть - на отказ от нового знания, даже на борьбу с ним.
Самое интересное, что чем дальше человек поднимается по ступеням системы образования, тем более зашоренным становится. Во все времена именно ученые - столпы науки - дольше всего сопротивлялись очевидным фактам!
Третий путь использования Системой жажды познания можно охарактеризовать как порочное любопытство.
Подавленное любопытство проецируется на личную жизнь окружающих - особенно близких людей. Рабы Системы испытывают непреодолимое желание знать о других все самые грязные подробности. Раскрытие личных тайн приносит им прямо-таки физическое наслаждение. Это то самое удовольствие, которое свободный человек получает от познания - только в роли Неизвестного здесь выступает чужая постель и чужие потаенные мысли. Вместе с желанием скрыть от посторонних глаз свои тайны, порочное любопытство делает жизнь людей необычайно трудной. Каждый желает, чтобы в его личную жизнь никто не вмешивался, но сам, в свою очередь, пытается узнать о других все.
Пытается - и, как правило, успешно узнает. Думая, что узнает для себя. Вам, разумеется, уже ясно, откуда Система берет энергию на слежение за популяцией… Да, порочное любопытство - гораздо более эффективный способ контроля мыслей, чем скрытые видеокамеры. Повинуясь импульсу, подконтрольный человек подглядывает то, что не должен, подслушивает то, что не следует. Потом он «совершенно случайно» передает информацию другому - и благополучно забывает. Но информация уже впущена в Систему, программы начинают передавать ее по кругу - пока она не попадает туда, где ею займутся вплотную.