В небе над заливом

Jul 24, 2013 12:35

«Полет бешеной собаки»
Воздушные бои над заливом Свиней в апреле 1961 года

Н.П.ПЛАТОШКИН. Военно-исторический журнал. №4-2013. Стр.36-41

«Активную борьбу против кубинской революции США начали ещё в 1959 году. 11 декабря глава управления ЦРУ по подрывным операциям Ричард Биссел направил директору Центрального разведывательного управления США Аллену Даллесу меморандум, в котором предлагалось «тщательно рассмотреть возможность ликвидации (elimination) Фиделя Кастро». Даллес согласился, заменив в меморандуме карандашом слово «ликвидация» на «удаление с Кубы» (removal from Cuba) (1), а уже 8 января следующего года поручил Бисселу сформировать специальную группу ЦРУ по работе против Кубы. 17 марта 1960 года президент США Д. Эйзенхауэр на совещании членов Совета национальной безопасности (СНБ) одобрил документ «комитета 5412» (2), которым провозглашалась «замена режима Кастро режимом, более преданным истинным интересам кубинского народа и более приемлемым для США», но таким образом, чтобы избежать даже видимости американской интервенции (3).

В соответствии с этой директивой ЦРУ начало военную подготовку кубинских эмигрантов на территории Гватемалы и в зоне Панамского канала. Первоначально предполагалось обучить примерно 60 человек, летом 1960 года - уже более 400. Операция получила кодовое наименование «Плутон» (Pluto). Планировалось, что заброшенные на Кубу группы вооружённых контрреволюционеров начнут против Фиделя Кастро партизанскую войну. Однако опрос, тайно проведённый на острове американской разведкой, показал,что лидер Кубы пользуется поддержкой подавляющего большинства населения. Такую же информацию передала ЦРУ и британская разведка. Но Даллес скрыл эти сведения как от Эйзенхауэра, так и от его преемника на посту президента сенатора-демократа Джона Кеннеди. 18 октября 1960 года (в разгар предвыборной президентской кампании) Даллес и Биссел ознакомили Кеннеди с «планом "Плутон"», и тот был «поражён его масштабом и дерзостью» (4). Тем не менее отсутствие перспектив на поддержку внутри Кубы вынудило ЦРУ изменить первоначальный замысел: вместо партизанских действий намечалась высадка на острове воздушного и морского десантов. Эмигранты должны были закрепиться на побережье и захватить там военный аэродром, который послужил бы базой для организации их снабжения и проведения бомбёжек, направленных на разрушение экономической и военной инфраструктуры Кубы. После этого созданное ЦРУ эмигрантское кубинское правительство (Кубинский революционный совет) во главе с бывшим кубинским премьером Миро Кардоной должно было перебраться на плацдарм и просить США о прямой военной помощи.

Вторжение с целью захвата плацдарма возлагалось на так называемую «Бригаду 2506» (5), состоявшую из 4 пехотных, танкового и воздушно-десантного батальонов, дивизиона тяжёлой артиллерии и специальных подразделений общей численностью около 1500 человек во главе с бывшим капитаном армии Батистой Хосе («Пепе») Сан Романом (6). Среди её бойцов преобладали солдаты и офицеры армии свергнутого революцией диктатора, плантаторы и предприниматели, потерявшие на острове собственность в ходе национализации и аграрной реформы.

В марте 1961 года ЦРУ после консультаций с Объединённым комитетом начальников штабов (ОКНШ) изменило место предполагаемой высадки. Если ранее планировалось захватить плацдарм на южном побережье Кубы недалеко от города Тринидад, что в 270 км к юго-востоку от Гаваны, то теперь решено было высаживаться западнее, в бухте Кочинос (залив Свиней) в районе прибрежного посёлка Плайя (Плая)-Хирон (Playa /36/ Giron) в 150 км к юго-востоку от столицы. Район высадки окружали мангровые заросли и непроходимые болота Сьенага-де-Сапата, через которые вглубь острова вела только одна дорога.

«Бригада 2506» должна была высадиться с моря в трёх местах бухты и первым делом оборудовать взлётно-посадочную полосу для приёма боевых самолётов. Высадившемуся одновременно с морским воздушному десанту (один батальон в количестве 177 бойцов) ставилась задача оседлать дорогу в болотах с целью не допустить прибытия частей Революционных вооружённых сил. В течение первого же дня оба десанта должны были соединиться и обеспечить прочную оборону занятого плацдарма.

Позднее, после провала вторжения, ЦРУ пыталось взвалить вину за его неудачу на ОКНШ, изменившего место высадки десантов. На самом же деле именно труднодоступность района высадки позволила эмигрантам продержаться хотя бы 72 часа. Фидель Кастро так оценивал позже эту ситуацию: «Имея плацдарм и аэродром, снабжаясь морем и по воздуху, они [эмигранты] смогли бы создать там территорию, откуда рассчитывали вести опустошительную войну против нашей страны. Таким образом, они стремились осуществить хорошо подготовленный план, тщательно учитывая все детали» (7).

Отметим, что одним из основных условий выполнения этого плана ЦРУ и ОКНШ считали массированный авиаудар по кубинским ВВС с целью уничтожения на аэродромах всех самолётов Революционной армии и обеспечения тем самым для мятежников полного господства в воздухе. Без этого и разведка и Пентагон считали шансы на успех операции «Плутон» минимальными.

Согласно воспоминаниям Биссела, план авиаудара по Кубе перед вторжением представлял собой «стратегическую бомбардировку с целью ликвидации всей телефонной связи... некоторых линий коммуникации - железных дорог, мостов - и атаку на большие военные базы к югу от Гаваны, где находилась бронетехника Кастро» (8). Но сначала требовалось «выключить» кубинские Военно-воздушные силы.

В начале 1961 года в регулярной армии Кубы насчитывалось примерно 20-25 тыс. военнослужащих (9). В рядах народной милиции (организованной по предложению Че Гевары в 1960 г.) имелось до 200 тыс. человек (мужчин и женщин), оснащённых лёгким стрелковым оружием, пулемётами, средствами радиосвязи и автомобилями. Милицейские патрули в свободное от основной работы время охраняли побережье и стратегические объекты.

В течение 1960 года СССР поставил Кубе танки Т-34 и ИС-2, самоходные установки СУ-100, 122-мм гаубицы. Это вооружение существенно повысило боеспособность вооружённых сил Кубы, однако именно в районе болот залива Свиней применение бронетехники было крайне проблематичным.

Кубинские ВВС состояли из британских турбовинтовых истребителей «Хоукер си фьюри» (Hawker Sea Fury), американских тренировочных самолётов (лёгких штурмовиков) Т-33 «Shooting Star» и американских бомбардировщиков Б-26 «инвейдер». Пилоты кубинских ВВС в основном обучались в США.

Осенью 1960 года правительство Кубы попыталось обменять турбовинтовые «си фьюри» на 15 британских реактивных истребителей, но США сорвали сделку. Так что к моменту вторжения «Бригады 2506» никаких реактивных боевых современных самолётов у Кубы не имелось.

Истребители «си фьюри», разработанные ещё в начале 1945 года, появились в британских ВВС уже после окончания Второй мировой войны. В 1945-1955 гг. было построено 980 самолётов этого типа. Их поставляли в различные страны мира, в том числе в ФРГ, Канаду, Австралию, Бирму, Египет, Нидерланды, Марокко, Ирак и Пакистан. Диктаторский режим Батисты на Кубе получил 17 таких самолётов в 1958 году, и их активно использовали в борьбе против Повстанческой армии Фиделя Кастро.

Одноместный истребитель обладал прекрасной скоростью (до 740 км/ч, крейсерская скорость - 625 км/ч, это был самый быстрый из серийных турбовинтовых боевых самолётов мира) и мощным вооружением - четыре 20-мм пушки, двенадцать 76-мм ракет. Истребитель без дополнительных подвесных баков мог действовать в радиусе 1127 км, неся до 907 кг бомбовой нагрузки. В руках опытного пилота эта машина являлась всё ещё грозным оружием и в 1961 году, несмотря на то что в ВВС большинства развитых стран мира уже доминировали реактивные самолёты.

Реактивный учебно-боевой самолёт Т-33 компании «Локхид» (модификация истребителя Ф-80) производился в США в 1948-1959 гг. (построено 6557 единиц). Двухместная машина развивала скорость до 970 км/ч, действовала в радиусе 2075 км, имела на вооружении два 12,7-мм пулемёта и несла до 907 кг бомб. На самолёте могли устанавливаться также две пусковых установки неуправляемых ракет. Самолёт поставлялся в 30 стран мира, в том числе и в большинство латиноамериканских государств, причём в качестве учебно-тренировочного он используется по сей день.

Двухмоторный лёгкий бомбардировщик Б-26 (экипаж - три человека) производился в США в 1948-1965 гг. (построено 2452 единицы). Бомбардировщик развивал скорость до 570 км/ч, мог нести до 2,7 т бомбовой нагрузки и 14 неуправляемых ракет и был со всех сторон защищен как минимум восемью 12,7-мм пулемётами.

Американцы утверждали, что во время войны в Корее Б-26 /37/ уничтожили 38 500 автомашин, 405 паровозов, 3700 железнодорожных вагонов и 7 самолётов на земле. В составе французской колониальной армии Б-26 воевали против вьетнамских патриотов до 1954 года, а также во время американской агрессии против Вьетнама в 1960-е годы.

К апрелю 1961 года Куба располагала 15 бомбардировщиками Б-26, тремя штурмовиками Т-33 и шестью истребителями «си фьюри». ЦРУ считало вполне возможным уничтожить все эти самолёты одним внезапным авиаударом. Однако ОКНШ на всякий случай рекомендовал сделать два налёта.

Для этих целей ЦРУ из состава Национальной гвардии Алабамы выделило шесть бомбардировщиков Б-26, разместив их на построенном с помощью США тайном аэродроме в Гватемале. Формально самолёты как бы поставлялись Гватемале, но их фактическую передачу задержали на полгода. Позднее из резерва ВВС США в распоряжение кубинских эмигрантов - участников вторжения, было передано ещё 26 законсервированных Б-26, 20 из которых имели дополнительные топливные баки и пусковые ракетные установки. Вооружение, продовольствие и боеприпасы для «Бригады 2056» в Гватемалу перебрасывались из США американскими военно-транспортными самолётами С-46 и С-54. Обучение кубинских пилотов-наёмников проводили американские инструкторы.

С 9 апреля 1961 года «Бригада 2056» стала стягиваться из Гватемалы в никарагуанский порт Пуэрто-Кабесас - отправную точку для вторжения на Кубу. На следующий день президент Дж. Кеннеди заверил мировую общественность, что США не планирует никаких военных действий против Кубы.

В ночь с 14 на 15 апреля 1961 года 164 кубинских наёмника на вышедшем из Флориды американском судне под костариканским флагом должны были осуществить отвлекающую высадку на востоке Кубы в районе Бара-коа, провинция Орьенте. Все эсминцы ВМС США вышли в море с расположенной на территории Кубы базы Гуантанамо, тоже имитируя флотилию вторжения. Американцы даже послали к кубинскому берегу разведывательные катера, но они были отогнаны огнём патрулей народной милиции. Один из кубинских самолётов Т-33 начал нести патрульную службу в районе Баракоа, но потерпел крушение и упал в море.

В воскресенье 15 апреля 1961 года в 6 утра 8 бомбардировщиков Б-26, вылетевших из Пуэрто-Кабесас, тремя группами одновременно атаковали международный аэропорт в Сантьяго-де-Куба (восток страны) и два аэродрома под Гаваной.

Все самолёты имели опознавательные знаки ВВС Кубы - ЦРУ собиралось прикрыть бандитский налёт версией о том, что его якобы совершили сами кубинские лётчики, «восставшие против Кастро». Чтобы придать вымыслу определённую правдоподобность, даже имитировали обстрел «мятежных» самолётов кубинскими средствами ПВО. С этой целью двигатель одного из Б-26 был снят и обстрелян в ангаре на земле, после чего самолёт вылетел из Никарагуа через Кубу прямо к побережью Флориды. При этом пилот-«перебежчик» по радио попросил власти США разрешить ему вынужденную посадку в Международном аэропорту Майами. Там «дезертир» Хуан Гарсия (на самом деле бывший лётчик ВВС времён диктатуры Батисты Марио Суньига) заявил репортёрам, что нанёс удар по аэродромам Кубы и что якобы вместе с ним дезертировали ещё три пилота ВВС Кубы. Но американские журналисты быстро заметили, что на бомболюке Б-26 лежит слой пыли, электропроводка в системе управления пулемётами почти проржавела, а сами пулемёты зачехлены. Никакого нагара от выстрелов в стволах пушек и пулемётов журналисты также не обнаружили (10). Тем не менее власти США поспешили предоставить «борцу против тоталитаризма» Хуану Гарсии политическое убежище. Правда, на следующий день он тайно вернулся в Пуэрто-Кабесас.

По оценке ЦРУ, в результате налёта 15 апреля (операция «Пума») на земле было уничтожено пять кубинских самолётов и около десяти получили серьёзные повреждения (11). При этом в Сантьяго-де-Куба удалось уничтожить транспортный самолёт С-47, самолёт-амфибию типа «каталина», два Б-26 и несколько гражданских машин, а на двух аэродромах под Гаваной вывести из строя три Б-26, один «си фьюри» и один Т-33. Погибли 7 кубинцев, 53 человека получили ранения. Американская разведка осталась очень довольна.

Однако на деле всё обстояло несколько по-иному. Кубинцы в соответствии с введённым 15 апреля состоянием боевой готовности успели рассредоточить свои Б-26, Т-33 и «си фьюри» по многим аэродромам, оставив на базах неисправные самолёты, по которым и пришёлся основной авиаудар. При этом погибли два старых американских самолёта П-47 «тандерболт». Фидель Кастро вспоминал: «Не должно было находиться рядом даже двух самолётов. Абсолютно все самолёты были рассредоточены /38/ на большой территории. А самолёты, вышедшие из строя, были расположены более или менее близко друг от друга. Иными словами, мы применили систему, рассчитанную на обман противника на авиационных базах: самолёты, вышедшие из строя, стояли по два, три вместе, исправные - далеко друг от друга» (12).

Отражая налёт, зенитчики серьёзно повредили два бомбардировщика Б-26. Один упал в море в 50 км к северу от Кубы, причём оба пилота погибли, а другой совершил вынужденную посадку на базе ВВС США Ки-Уэст во Флориде.

В тот же день представитель Кубы в ООН Рауль Роа обвинил США в подготовке и проведении воздушного нападения на Кубу. Его американский коллега и бывший кандидат в президенты от демократической партии Эдлай Стивенсон активно и искренне возражал, так как Биссел заверил его, что версия о дезертирах из кубинских ВВС абсолютно верна. Кеннеди также публично озвучил версию о «кубинских патриотах», якобы сбежавших от «диктатора Кастро». Позднее, узнав правду, Стивенсон негодовал и 16 апреля направил госсекретарю США Д. Раску срочную шифровку, в которой предостерегал от повторения «катастрофы в стиле У-2» (13).

Госсекретарь, возмущённый «самоуправством» ЦРУ и тем негативным резонансом в мире, который вызвала операция «Пума», пожаловался советнику президента по национальной безопасности Банди, и тот в 21 ч 30 мин 16 апреля позвонил заместителю Даллеса генералу Кейбеллу, потребовав прекратить авианалёты. В тот же вечер в беседе с Бисселом и Кейбеллом Раек, ссылаясь на Кеннеди, который якобы отменил второй воздушный налёт на базы кубинских ВВС, разрешил самолётам ЦРУ только поддерживать десант в заливе Свиней,но прекратить нападения с воздуха на другие районы Кубы (14).

Кейбеллу ничего не оставалось, как дать «отбой» в Пуэрто-Кабесас как раз в тот момент, когда пилоты уже разогревали двигатели, готовясь ко второму налёту.

Но ЦРУ такой вариант не устраивал, и Кейбелл сообщил президенту, что авиация Кастро не выведена из строя, что большинство самолётов ВВС Кубы остались боеготовыми и необходим повторный авиаудар. Президент, однако, согласия не дал, ибо хотел избежать нового взрыва антиамериканских настроений в мире. Тем не менее «операцию Плутон» решили не отменять, так как силы десанта вечером 16 апреля уже находились недалеко от побережья Кубы. При этом Даллес рассчитывал, что после начала боёв Кеннеди всё же придётся дать разрешение на полномасштабное использование авиации.

17 апреля в 1 ч 30 мин началась высадка морского десанта. Личный состав «Бригады 2506» высаживался с четырёх транспортных судов ЦРУ под либерийским флагом «Хьюстон», «Рио Эскондидо», «Карибе» и «Атлантико». У Плайя-Хирон десантировались 4-й моторизованный батальон, 3-й и 6-й пехотные батальоны, батальон тяжёлого оружия, танковая и штабная роты. На Плайя-Ларга, что в 30 км северо-западнее, высадились 2-й пехотный батальон и часть 5-го пехотного батальона. Морские десантники везли с собой 30 тыс. галлонов авиационного топлива для бомбардировщиков, которые, как предполагалось, перебазируются на захваченный аэродром в районе высадки и продолжат бомбёжки кубинской территории.
За пределами кубинских территориальных вод десант страховали боевые корабли ВМС США, включая авианосец «Эссекс», вертолётоносец «Боксёр», 11 эсминцев и две подводные лодки. В случае необходимости командующий этой боевой группой ВМС США адмирал Кларк мог рассчитывать и на находившийся в Карибском море авианосец «Шангри-Ла».

Десант сразу же был обнаружен моторизованным патрулём народной милиции из пяти человек при четырёх автоматах. От предложения сдаться милиционеры отказались и открыли огонь. Прежде чем погибнуть в неравной схватке, они успели сообщить по рации о начавшейся высадке. Радиосообщение бойцов милиции приняла радиостанция сахарного завода «Аустраль», расположенного недалеко от посёлка Хирон: «Их много. Мы дерёмся, но не сможем выдержать долго. Быстро высылайте подмогу. Родина или...» (15). Слово «смерть» милиционеры уже не успели произнести - она сама их настигла.

Благодаря своевременно полученным данным правительство выдвинуло в район высадки войска, в воздух была поднята авиация. Уже в 6.30 17 апреля над районом плацдарма появились самолёты кубинских ВВС, в их числе три «си фьюри» и один Б-26. Один из истребителей пилотировал ас Революционных ВВС капитан Энрике Контрерас, обучавшийся ранее в США. Он зашёл на «Хьюстон» (водоизме/39/щение 8000 т) и точно выпустил в корму транспорта четыре ракеты. Контрерас не знал, что в этот момент с корабля по нему вёл огонь из 12,7-мм пулемёта сотрудник ЦРУ Линч. «Хьюстон», на котором оставалась часть 5-го пехотного батальона «Бригады 2506» задымил, и через два часа капитан был вынужден причалить к берегу.

Между тем Энрике Контрерас, повредив «Хьюстон», зашёл на «Рио Эскондидо», на котором находились узел связи, авиационное горючее и боеприпасы. Выпущенные ракеты точно попали в расположенные на палубе цистерны с топливом. Взрыв огромной силы поднял на воздух три тысячи галлонов топлива и 145 т боеприпасов, в небо взметнулся большой «гриб». Наблюдавший эту картину с десантного корабля, стоявшего в 16 милях от берега, сотрудник ЦРУ Робертсон подумал, что Кастро сбросил атомную бомбу (16). Но и после этого Энрике Контрерас не вышел из боя. Он сумел сбить ещё и воздушного противника - самолёт Б-26. Отличились и коллеги Контрераса. Капитан Хакес Лагес Марреро потопил две десантные баржи. Таким образом, в первые же часы боя ВВС Кубы уничтожили четыре корабля интервентов. 180 спасшихся с «Хьюстона» наёмников уже не могли принять участие в бою, так как утратили всё вооружение и боеприпасы. Оставшиеся целыми транспорты десантников были вынуждены примерно в 11.00 отойти за пределы территориальных вод Кубы. Между ними и берегом образовалось пространство до 35-40 миль. Самолёты ВВС Кубы преследовали отходившие суда.

Всего в первый день операции «Плутон» «Бригада 2506» потеряла 5 (по другим данным - 6) бомбардировщиков и два транспортных судна. Кубинские ВВС не досчитались двух машин: истребителя и бомбардировщика.

В 7.30 утра 17 апреля началась высадка воздушного десанта. Пять транспортных самолётов ЦРУ С-46 и С-54 сбросили 177 парашютистов на дорогу, ведущую через болота к району высадки морского десанта'7. Операцию «Сокол» прикрывали четыре Б-26. Часть оружия попала в болото, и десант оказался частично небоеспособен, однако в течение почти двух дней сдерживал натиск кубинских регулярных войск.

Первыми на место высадки в полдень 27 апреля прибыли курсанты военного училища из Ма-тансаса и начали наступление на побережье, но понесли тяжёлые потери от самолётов Б-26 мятежников. На прикрытие наступавших курсантов вылетели правительственные самолёты Т-33. В воздушных боях они сбили три бомбардировщика интервентов. В 16.00 на сахарный завод «Аустраль» прибыл для руководства операцией Фидель Кастро. По его указанию к отражению агрессии кубинских эмигрантов были привлечены 10 батальонов Повстанческой армии и народной милиции. Днём 17 апреля правительственные силы начали
наступление в двух направлениях: «Аустраль» - Плайя-Ларга - Плайя-Хирон; «Ковадонга» - Сан-Блас - Плайя-Хирон. Это заставило ЦРУ, в обход ясного указания Кеннеди, вечером 17 апреля попытаться нанести удар пятью Б-26 по авиабазе кубинских ВВС в Сан-Антонио-де-лос-Баньос. Но налёт не состоялся якобы из-за плохих метеоусловий. На самом же деле пилоты, напуганные блестящими боевыми качествами ВВС Кубы, просто отказались вылетать без сопровождения истребителей.

Утром 18 апреля интервентов выбили из двух пунктов высадки, в том числе из Плайя-Ларга, и они стали отходить на юг, к району Плайя-Хирон. Тем не менее примерно в 17.00 шесть бомбардировщиков интервентов атаковали с применением напалма колонну правительственных войск, перевозившую к месту боёв на грузовиках и в автобусах танки и живую силу. Хотя кубинские войска понесли ощутимые потери, колонна быстро перегруппировалась и продолжила движение, обеспечив свои войска серьёзным подкреплением.

Вечером 18 апреля командир «Бригады 2506» Сан Роман взывал по рации к офицеру ЦРУ Линчу: «Вы что там, не понимаете, в какой отчаянной ситуации мы здесь находимся?.. Пожалуйста, не бросайте нас. У меня нет противотанковых боеприпасов. На рассвете танки сомнут меня...» (18).

В тот же день вечером Кеннеди давал торжественный приём для конгрессменов. Биссел в полночь «выдернул» президента прямо из Белого дома и два часа умолял разрешить американским истребителям с авианосной группы участвовать в прикрытии бомбардировщиков из «Бригады 2506». Для решения этого вопроса Кеннеди созвал экстренное совещание с участием ЦРУ, госдепартамента и ОКНШ. Раек высказался против, военные и ЦРУ - за. Кеннеди, как всегда, пошёл на компромисс, который мало кого устроил: он разрешил палубным самолётам в течение одного часа 19 апреля прикрывать десантные суда и силы самой бригады, что дало бы ей возможность перегруппироваться и перейти в контрнаступление. В ночь с 18 на 19 апреля транспортный самолёт /40/ С-46 доставил на плацдарм боеприпасы, однако это уже не могло изменить ситуацию: 19 апреля основным силам десанта пришлось покинуть Плайя-Хирон.

19 апреля в 6.30 бомбардировщики интервентов поднялись на своё последнее боевое задание - операцию под кодовым названием «Полёт бешеной собаки» (Mad dog flight). В налёте на наступавшие кубинские войска участвовали пять Б-26, четыре из которых пилотировали завербованные ЦРУ американцы из национальной гвардии Алабамы. Три кубинских истребителя (один «си фьюри» и два Т-33) сбили два Б-26, в результате чего погибло четверо американцев. Остальные Б-26 спешно повернули обратно, сбросив бомбы в море. ЦРУ позднее сообщило вдовам, ничего не знавшим о местонахождении своих мужей, что те «утонули во время купания». Правда, не уточняя, на каком пляже.

Для поднятия духа прижатых к морю остатков «Бригады 2506» американцы решили организовать патрульные полёты лёгких палубных штурмовиков А-4 (19) с авианосца «Эссекс». С 12 машин стёрли опознавательные знаки ВВС США, и они в соответствии с указаниями Кеннеди должны были прикрывать бомбардировщики Б-26 в операции «Полёт бешеной собаки». С членов экипажа «Эссекс» взяли подписку о неразглашении.

Однако пока кубинские истребители уничтожали вылетевшие из Никарагуа Б-26, лётчики с «Эссекса» только готовились к вылету: в ОКНШ не учли разницы в один час между кубинским и никарагуанским временем, и эта ошибка стала для интервентов фатальной. Сан Роман услышал по радио от офицера связи ЦРУ: «Мы не в состоянии оказывать вам дальнейшую поддержку. Рассчитывайте на собственные силы». В ответ командир бригады произнёс: «Вы сукин сын, сэр!» (20). Правда, два американских эсминца всё же попытались подойти к берегу, чтобы взять на борт остатки десанта, но были отогнаны огнём кубинских танков и артиллерии. Всё же основные силы десанта 19 апреля сумели покинуть Плайя-Хирон, а оставшиеся на берегу подразделения углубились в прилегающие болота, где затем были окружены и взяты в плен.

Вечером 19 апреля ЦРУ приняло последнюю радиопередачу от командира бригады, который, по его собственным словам, уже стоял по колено в море: «Мне нечем сражаться. Я направляюсь в болото». После этого Сан Роман грязно выругался. Так бесславно провалилась операция «Плутон». Личный состав «Бригады 2506» потерял 114 человек убитыми и 1202 пленными. Кубинская Повстанческая армия потеряла 176 человек (21). В декабре 1962 года пленных контрреволюционеров обменяли на продовольствие и медикаменты стоимостью 53 млн долларов (22).

Таким образом, эффективная и самоотверженная боевая работа кубинских ВВС сыграла решающую роль в провале планов США по вторжению на Кубу в апреле 1961 года. Фидель Кастро прямо заявил, что основной причиной фиаско интервентов оказалось отсутствие их надёжного прикрытия с воздуха.

В ознаменование победы у Плайя-Хирон 17 апреля установлен на Кубе как День ВВС и ПВО, а 18 апреля - День танкиста. В мае 1961 года учреждён орден «Плайя-Хирон».

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Weiner Т. Legacy of Ashes. The History of CIA. New York, 2007. P. 180.
2. Этот тайный комитет (о нём не знали даже в конгрессе США) занимался подготовкой подрывных операций против зарубежных государств. В комитет входили старшие чиновники госдепартамента, министерства обороны, ЦРУ и аппарата Совета национальной безопасности (СНБ) США. Комитет называли также «специальной группой».
3. Foreign Relations of United States (FRUS). Vol. VI. 1960. P. 850.
4. Листов В., Жуков В. Тайная война США против революционной Кубы. М., 1966. С. 231,232.
5. Для того чтобы ввести кубинскую разведку в заблуждение относительно истинной численности бригады эмигрантов, в ЦРУ решили начать нумерацию её бойцов с 2500, и к весне 1961 г. в бригаде на бумаге числилось более 4000 человек. Номер 2506 принадлежал одному из наёмников, погибших во время обучения в Гватемале, в честь него и назвали все силы вторжения.
6. Для переброски десанта на Кубу в США зафрахтовали 7 морских судов и несколько транспортных самолётов. В операции должны были участвовать 24 бомбардировщика Б-26. Переход десанта морем обеспечивали 2 эсминца и авианосец, истреби-
тельная авиация прикрывала силы , высадки в нейтральных водах.
7. Листов В., Жуков В. Указ. соч. С.255.
8. Ranelaugh John. The Agency. The Rise and Decline of the CIA. New York, 1987. P. 368.
9. Основой зарождения вооружённых сил Кубы явилась Повстанческая армия, созданная в 1956- 1958 гг. Формирование кадровойармии - Революционных Вооружённых сил Республики Куба началось в мае 1961 г., так что в операции по ликвидации десанта участвовали части Повстанческой армии.
10. Листов В., Жуков В. Указ. соч. С. 241. " Weiner Т. Op. cit. Р. 201.
12. Листов В., Жуков В. Указ. соч. С. 260.
13. 1 мая 1960 г. силы ПВО СССР сбили в районе Свердловска американский самолёт-шпион У-2. Эйзенхауэр это отрицал, так как ЦРУ заверило его, что не предпринимало никаких разведывательных полётов над СССР в преддверии саммита США, СССР, Англии и Франции в Париже. Когда в Москве был продемонстрирован захваченный в плен лётчик Пауэре, Эйзенхауэр был взбешён поведением ЦРУ, которое выставило его лжецом, и даже хотел подать в отставку.
14. Weiner Т. Op. cit. Р. 201.
15. Листов В., Жуков В. Указ. соч. С. 194.
16. Weiner Т. Op. cit. Р. 202.
17. По другим данным, парашютные десанты были выброшены одновременно на шоссе, ведущие от сахарного завода «Кавадонга» к Плайя-Хирон и сахарного завода «Аустраль» («Аустралия») - к Плайя-Ларга.
18. Weiner Т. Op. cit. Р. 203.
19. А-4 серийно производились до 1979 г. (первый полёт состоялся в 1954 г.) и находились на вооружении ВМС США до 2003 г. Было произведено 2960 единиц. Поставлялись в Австралию, Аргентину, Израиль, Бразилию, Индонезию, Малайзию. Участвовали в агрессии США во Вьетнаме, были главным боевым самолётом израильских ВВС в войне 1973 г., применялись аргентинцами в войне за Фолклендские острова в 1982 г. Самолёт развивал скорость до 1077 км/ч, был вооружён двумя 20-мм пушками и пятью пусковыми установками ракет.
20. Листов В., Жуков В. Указ. соч. С.275.
21. По другим данным, правительственные войска потеряли 156 человек убитыми и 800 ранеными; оппозиционные силы - 92 человека убитыми и 1197 пленными.
22. Переговоры вёл американский адвокат Донован, при посредничестве которого легендарный советский разведчик Абель был обменен на пилота сбитого под Свердловском У-2 Пауэрса.

Куба, научные статьи

Previous post Next post
Up