Страсти по Чапаю. 1-5.

Dec 29, 2012 23:34

Обещал кое-кому посмотреть сериалец "Страсти по Чапаю". Пока отсмотрел пять серий. Сюжет - прямой как шпала. Но обо всем по порядку.
Все дальнейшее представляет собой тупо пересказ пяти серий, притом почти без вез придирок - как можно придираться к тому, чего просто нет? Ни хорошего, ни плохого. Действите идет быстро и гладко, обстановку как праило, быстренько объясняют, вкладывая в уста первого попавшегося персонажа: "Революция, большевики ревком". Или: "Революция, Керенский, царя нет". Поэтому не удивляйтесь, если все будет проходить в русле хроникального пересказа фильма - это не моя вина, а сценариста Володарского.
Итак, серия 1, какая-то лодочная пристань. Вспомнился анекдот: "Чапай залез под лодку от казаков, а через двадцать лет вылезает и спрашивает: "Война кончилась?"" Чо-то ржу. Ладно. Стоит молодой красивый парень, совершенно не похожий на Чапаева с его полумордвой в лице и пялится в небо, где летает кондор. Этот типа черный ворон. Подбегает красивая девка Настастья и начинаются шутки-прибаутки. Чапай говорит, что он тоже хотел бы летать, а плавать он умеет, и демонстрирует свою любовь к ныряниям - прыгает в воду, приказав Настасье считать до двадцати. Потом выныривает и заходит Настьке из-за спины. Ну что же, неплохо - Володарский все же имеет опыт и сразу решил сыграть на том, что "конец немного предсказуем". Это вам не "АдмиралЪ".
Дальше - известная семейная легенда, что Чапев однажды якобы упал с церкви, но не расшибся. По версии Володарского, Чапай взбирается на церкву, которую почему-то построили без креста, натерев руки канифолью. Дело сделано, можно спускаться, но тут чертова доска подломилась, и Чапай через все стропила валится на телегу с паклей. Слава богу, жив, и все в порядке. Ну что же, тоже пойдет - кто там знает, каковая была жизнь Чапая в реальности, а этот эпизод демонстрирует его бесстрашие и мужество, хотя и не обошлось без мотивов религиозности. А чо, так ли уж тяжело приписать религиозную окраску образу красного командира - достаточно идеи богоизбранности.
Чапай приходит в трактир и видит, как его Настьку пытается трактирщик принудить к половой связи. Трах-бах, трактирщик получает свородой по башке и влюбленные бегут. Спустившись по Волге на лодке, они приходят на ярмарку, где хитрый ярмарщик предлагает всем залезть на столб и снять сапоги - обещается отдать сапоги, шарманку и красненькую бумажку впридачу (10 р., значится). Чапай, вспомнив трюк с канифолью, легко обставляет выжигу, и теперь он с Настькой в шоколаде - играют на шарманке, пляшут и веселят народ. Но спустя некоторое время они попадают под дождь, Настасья получает воспаление легких и помирает.
Этот эпизод понятно откуда взял Волдарский. Вот отседа:

«Старик-шарманщик видел Чапаева в чайной, - пишет Кутяков. - Веселый, смышленый мальчик понравился старику, нравился ему и сильный голос Чапаева, и теперь, встречая его на улицах, он стая усиленно звать его с собой. Он рассказывал Чапаеву о богатых волжских городах, о всероссийской нижегородской ярмарке, сулил ему вольную жизнь. Чапаев не устоял перед соблазном.
Около двух лет Чапаев скитался с шарманщиком, подпевая ему песни. Они обошли Самару, Сызрань, Казань, Нижний, бродили по степным хуторам и глухим лесным селам. Немало лишений и издевательств пришлось перенести Чапаеву: ведь над шарманщиком мог посмеяться последний пьяница. Но скитания по России имели и свою положительную сторону: они дали ему возможность познакомиться с жизнью русского крестьянина и рабочего, пробудили в нем тоску по социальной справедливости».

В романе «Чапаев» Фурманова на сцену вместе с Чапаевым вместо старика шарманщика выступает иной персонаж. Откроем книгу Фурманова и послушаем рассказ Василия Ивановича:

«- Купил шарманку опять же себе… И была еще тогда со мной девушка Настя!..«Пойдем, - говорю, - Настя, по Волге ходить: я петь да шарманку вертеть, а ты плясать почнешь. Зато уж и в Волгу‑то мы насмотримся и все города‑то мы обойдем с тобой!«И пошли… В разных местах, как зима зажмет, и подолгу живали с ней, работать даже принимались на голодное живье… Да што тут за работа - услуженье одно… по зимнему делу… А как оно на апрельских зеленях покатится, солнышко, как двинет матушка льды на Каспийское море, - подобрали мы голод в охапку да берегом, все берегом, бережком… И музыка шарманная, и жаворонки поверху свистят, да Настя тут, да песня тут… Эх ты, не забыть тебя - не забуду! Ну ж и красавица ты по весне плывешь!
И вдруг опустилась Чапаева голова, стих печально веселый голос:
- Много в апрелях солнца, а кроме солнца - преет апрелем земля… И от прелости той не уберег я ее, касатку… Свернулась, как листик зеленый. И осталась пустая моя шарманка… А плясунку в Вольском на берегу схоронил… А сам цыгану шарманку загнал - и остался я будто вовсе один…»

Так что пойдет, чо. История, конечно, изображена довольно вяло, чисто по сериальному, но так уж и быть, я снисходителен.
Тут приходит к отцу Чапая урядник и дает ему бумагу - мол, сын твой старшой, Михаил, на Дальнем Востоке расстрелян за антицарскую пропаганду. Действительно, был такой брат. Но не Михаил, а Андрей. Михаил, наоборот, пережил и революцию, и войну. И якобы, по семейной легенде, его в революцию сам Василь Иваныч раскулачил. Да и откуда это убийство трактищика взято, непонятно. Ладно, в любом случае конец первой серии.
Вторая серия. Чапай уже вернулся в Балаково! Как же, вы думаете, Володарский решит проблему с тем, что он в розыске? А очень просто - урядник с усами умер, а новый ничего о прошлом Чапая не знает. Легко и просто!
Дальше оказывается, что брат Василия Григорий - социал-демократ, распространяет листовки. Не успел я понять, как мог рядовой плотник стать революционером в зачуханном торговом селе, как Володарский поспешил объяснить - якобы пропагандисты, они из города приезжают. Угу, делать им нечего.
Ладно. Дальше Василий проводит гениальную сделку - меняет немецкую шарманку на гармонь и 3 рубля. Фэйспалм. Гений бартера, блин.
Дальше Василий на деревенской вечеринке знакомится со своей женой Пелагеей - по одним источникам, дочерью попа, по другим - конторщика. Однако в сериале ее лупцует почему-то довольно взрослый дядя в богатом доме, больше подходящем помещику, а не попу или конторщику. Странно. Пелагея кричит, что она от Васьки не уйдет, тем более, что она уже от него "понесла". Тут я специально остановил действие и запустил классику жанра - песню группы Fantasy "Я беременна, это временно..." Ну, чтобы хоть немного оживить действие. Получилось очень смешно. Еще смешнее получилось, когда папаша, услышав это, повалился под музыку на пол с приступом. Да, я циник.
Свадьба. Дети. Призыв. Война. Чапай уже в погонах фельфебеля, на груди два креста и  медаль. Значит, по идее перед нами - декабрь 1915 года, т.к. свой второй крест Чапаев получил именно тогда. Рядом с ним его товарищ по полку, Петр Кишкерцев, которого в фильме упорно называют Камикишкерцевым. Его играет Владимир Капустин, и это огромная ошибка режиссера. Потому что Капустин мало того, что похож на Чапая гораздо больше, так еще и играет лучше. 
Два солдата ловят рыбу на модную прикормку - динамит, хотя могли бы запросто обойтись и гранатами Рдултовского. На шум прибегает отряд австрийцев с ружьями и пулеметом (!) и начинают жесткоко стрелять по мерзавцам, которые смеют воровать нашу, австрийскую рыбу! Я думал, тут-то К(амик)ишкерцеву и конец, но нет - ушли без потерь.
Блиндаж, господа офицеры, которые дуются в карты, дуют бухло и упорно называют друг друга господами. Идут разговоры, что солдаты распустились, армия разлагается. Офицер решает идти за языком, и ему советуюбт взять в дело Чапаева, который один свой крест получил за пленение 20 австрийцев (???). Чапай желанием особо не горит, но и откосить не пытается. Идут вместе с К(амик)ишкерцевым и еще кем-то там. Ловят языков, при этом офицер чуть не погибает, но Чапай его выстаскивает на горбу. Госпиталь с офицером. Да, действительно, что-то такое было - за двух пленных Чапа действительно получил Георгий. Только второй. А не третий, как в фильме.
Батальная сцена - наши идут в атаку. Перед боем Чапай смотрит в небо, а там цельный косяк черных воронов. Бой. Массовка на двадцать человек. Офицер размахивает наганом и призывает бежать на германца за Веру, Царя и Отечество, забыв, что противник - не немцы, а австрийцы. Чапай с Кишкерцевым пролезают через колючку и забегают за блиндаж со Шварцлозе. Там пара австрийцев, одного валит Василий. Второй разворачивается.У Чапая заело винтовку... Австриец медленно поднимает винтовку... Кишкерцев его валит. "Неудержимые" герои взрывают блиндаж теми самыми гранатами Рдултовского. Наши победили, ура. Сцена нормальная и почти без косяков, жаль только, очень дешевая. Ну, и пара солдат в адрианках, но так как непонятно, какой на картинке год, неясно, является ли это анахронизмом.
Офицер возвращается в госпиталь. Ему рассказывают, что половины офицеров нету, "все умерли" (с), наступление захлебнулось, Чапай герой. Блиндаж с солдатами. Разговор о том, что война это плохо, буржуи жируют, а дома крыша прохудилась и дети голодают. К(ами)кешкерцев рассказывает Чапаю про своих двоих детей (так и было, да). Офицер возвращается в госпиталь. Ему рассказывают, что половины офицеров нету, "все умерли" (с), наступление захлебнулось, Чапай герой. Офицер приходит к Чапаю, приглашает прогуляться и дарит в благодарность шашку. Ну что ж, никто не знает, откуда Чапай добыл свою легендарную шашку, так что эта версия не хуже прочих. Чапай благодарит, но настроен явно не дружественно (наконец-то я вижу что-то, похожее на Чапаева), говорит о войне, о боге, о том, что непонятно за что воюем и т.д. Офицер его пытается взывать на откровенность, мол, а среди солдатиков есть социал-демократы? Ага, так ему и сказали. Потом поручик начинает нести что-то про Родину, честь и т.д., но это звучит не больно убедительно. Выпивают на посошок и тут опять атака. Красивая концовка. Конец.
Чапай приезжает на побывку домой. С георгиевской медалью и тремя крестами, а также с шашкой. И это при том, что на известной фотографии он с двумя крестами, медалью и без шашки - но с винтовкой. В горнице Чапай находит женские сапоги рядом с мужскими и "все понимает". Действительно, Пелагея в свое время ушла от Чапая, но с кем же он тогда, извиняюсь, сфотографировался в отпуску?



Конец второй серии.
Серия третья. Чапай обнаруживает рядом с сапогами постель, в которой два объекта - жена и незнакомый мужик. Следует классическое: "Щас я тебе объясню, откуда этот незнакомый человек в моей постели". Кондуктор сразу говорит, что он кондуктор, Фунтиков Аполлон Хариторьевич, и, сжав очко скрестив руки, боязливо становится в героическую позу, что очень глупо перед человеком с саблей. Чапай дает ему в рожу, устраивает сцену, оголяет шашку, рубит подушки...Закончив перьевую резню, он выстаскивает из-под кровати кондуктора и дает ему пендель. Удивительно напоминает анекдоты типа "Возвращается муж из командировки", только тут еще и классический персонаж добавился. Как это мне раньше в голову не приходило соединить два примера жанра? Ведь есть же анекдоты про поступление Чапая в академию... Оставив хлебушек отцу, Чапай прогоняет неверную. Злость его на чапаевскую не похожа совершенно - не верю, как говорил Станиславский. Где страсть, где сермяжная натура, где колоссальная самобытность? 
Баба валится в ноги. ТрагизЪм. Поцелуи вперешку с руганью неверной. Vodka! Т.е., застолье. Чапай пьян, но уже не ревнует. Пара слов с братом Григорьеым: "Что, все еще против царя агитируешь?" "Против царя и всех буржуев, всех к ногтю!" "Нормально. Мне тоже война надоела". Брат предлагает вступить ему в партию, к РСДПР(б), например, как он. Тут я удивился - уже Февральская, что ли, в партии записываться? Чапай устраивает истерику, мол, он не за помещиков воюет, кресты у него не купленные, большевик ты хренов, революционеров всех на фронте стреляют и т.д. Но все тут же мирятся. Странно, а в прошлой серии он совсем другое говорил.
В деревне Чапай натыкается на товарища, контуженного и оглогшего... и проника-а-ается...
Церковь. Поп. Вспоминает историю с куполом. Чапай говорит о том, что врагов убивает, поп говорит, что Бог это простит. Чапай интересуется, почему все против войны, и что всякие революционеры на свете есть. Поп, мол, ненависть только ненависть рождает, кровь на кровь и токмо страданями искупаются грехи наши. Явный контрреволюционер батюшка. Расстрелять!
Перед отбывкой Чапай заходит к жене за сексом. Прибывает на станцию - там митинг против царя. Никого этого не заботит - ну, митинг и митинг. Солдаты в вагоне вяло спорят, жиды ли это митингуют или нет. Прибегают какие-то казаки с малиновыми погонами и в мохнатных папахах и всех лепцуют нагайками. Это типа предзнаменование. Известно же, с кем Чапай воевал. Уральские "неоказаки" и сейчас испытывают баттхерт при упоминании его имени.
Война. Пальба. Те же массовики - 20 человек в тех же касках. К(амик)ешкерцев очень правдоподобно умирает, оставляя деток Чапаю... на попечение, в смысле. Длинная затянутая сцена - под трагЫческую музыку прыгает солдат с оторванной ногой. Жаль, один из немногих персонажей, на которого было интересно смотреть. Чапай отсылает половину жалования детям... Камышковцева? Блин...
Это тоже взято из интернета.

Вскоре от ран умер его товарищ Петр Кишкерцев, и Чапаев, согласно их уговору, взял на воспитание его дочерей Олимпиаду и Веру.

Офицеры. Блиндаж. Карты. Революция. Врывается офицер, спасенный Чапаем. Плохие вести. Большевики. Штурм Кремля. Керенский бежит в женском платье...
СТОП!!!
То есть, уже Октябрьская революция? Суки, так это перед нами только что 1917 год прошел? И ни слова о том, что Чапай был в этом году в Саратове? Что он меньше, чем за несколько месяцев успел побывать и у эсеров, и у анархистов, и у большевиков, и даже успел в ударный полк поступить? Что за на фиг? 
Офицеры кричат, что хуже большевиков ничего быть не может, немцы всех разграбят, драка, офицер требует дуэль, но на улице митинг, а в блиндаже стрелять неудобно. Поэтому оскорбленный требует рулетку. Для некоторых придурков дуэль важнее, чем всякие там революции. Наш офицер, спасенный Чапаем, кричит: "Да вы что, совсем рехнулись" (С) - весьма точно. 
Оскорбивший побеждает, оскорбленный проигрывает. Какая там революция, что вы. "Какие же вы все идиоты!" (С) - сценарист опять потрясающе точен!

"Василь Иваныч, а вы в русскую рулетку играли когда-нибудь?" "Было дело. Поймали меня однажды махновцы и дали маузер с одним патроном - мол, выиграешь, отпустим..." "А... как же вы выиграли?" "А кто сказал, что я выиграл?"

Солдат кричат - войне конец, штыки в землю, царя свергли (?!!!!) солдаты вяло поддерживают, Чапай ВНЕЗАПНО оказывается председателем полкового комитета. Он говорит, что, мол, войну кончать надо. Офицеры обещают всех перестрелять и пуляют из пулеметов, потом всех арестовывают. Чапай саботажник и предатель. Подбегают солдаты и выручают всех. Спасенный Чапаем офицер истерит, кричит про немцев. Офицеров мочат, оставшихся заталкивают в блиндаж, Чапай зловеще ухмыляется аки император Палпатин. Да, да, так всегда было на фронте после Февральской... или Октябрьской... Твою мать, что за период на экране?!!
Заседание полкового комитета. Чапаев вступает в партию прямо в блиндаже. ВНЕЗАПНО в партии оказывается целых 9 большевиков. Суки, тяжело было Википедию изучить? Я же говорил, он вступил в партию в тылу...
Чапай зачем-то агитирует оставаться на фронте - немец, мол, еще жив. Перепалка. Офицеры сбегают... непонятно как. Плевать. Интересно, из какого косяка Володарский это выкурил?
Внезапно тыловой гарнизон. Большевистский ревком. Зима. Офицеры. Красная Гвардия. Чапай прет в ревком. Там узнает, что его брат Григорий в Балакове председатель уездного комитета. Но казаки разрушили связь и две недели все сидят как на острове. Наконец-то появляется 138-й пехотный полк и его командир Эпштейн (на самом деле Отмарштейн). Оказывается, уже шумит Каледин. Чапаев по предложению большевиков внаглую приходит на заседание полкового комитета, устраивает скандал, посылает командира нах, выступает перед солдатами со спичем, выгоняет офицеров и агитирует за свободу. Актер пытается копировать манеру выступления Чапаева из книги Фурманова, но получается жалкое подобие левой руки. Конец третьей серии.
Мда, перепутать в собственном сценарии Февральскую революцию с Октябрьской - уметь надо. Да и 1917 г. в жизни Чапая урезали более, чем на 90%.
На самом деле биография Чапаева выглядела в этот период так:

Февраль 1917 г. - получает 4-й Георгиевский крест и ранение. В госпитале встречает революцию.
11 марта - по собственному желанию направлен в действующую армию.
Лето - зачислен в 138-й запасной пехотный полк, дислоцировавшийся в городе Николаевск Самарской губернии; избран председателем ротного комитета, а затем членом полкового комитета.
13 декабря - на собрании представителей гарнизона Николаевска избран командиром 138-го запасного пехотного полка.
18 декабря - на соединенном заседании 3-го уездного крестьянского съезда и Совета рабочих и солдатских депутатов избран членом Совета народных комиссаров Николаевской уездной трудовой социалистической коммуны и комиссаром внутренних дел.

Остальное здесь:
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3961&n=170
В этой связи любопытное свидетельство оставил П. И. Далматов. В конце сентября 1917-го он как руководитель рабочей секции Николаевского совета и председатель Комитета беженцев уезда проводил митинг среди беженцев из западных губерний с целью привлечь их голоса к списку большевиков на выборах в Учредительное собрание. Предвыборная работа предполагала приём в партию всех желающих прямо на митинге. Тут же выписывался партийный билет. Сначала собралось около четырёх десятков человек, но потом подошли другие любопытствующие. После митинга некоторые его участники выразили желание стать большевиками. Среди них оказался Чапаев. Далее Далматов рассказывал: "Знакомясь с ним, мы предложили несколько вопросов и, к удивлению моему, т. Чапаев вдруг сказал, что он сочувствовал анархистам-коммунистам. Я возразил ему, что коммунизм - это одно, а анархизм - это другое, совмещать их нельзя и не следует. Помню, что на основании этого я возразил оформить ему партийный билет, это сделали т. Михайлов и ещё кто-то"

Итак, уяснили? Продолжаем.
Серия 4. Сразу появляется вымышленный персонаж Петька, тщательно имитирующий Леонида Кмита из фильма 1934 г. Он клеится не к Анке, а к Марусе (и такая была), за поясом у него крутая полосатая (?) плетка.
Заседание в штабе - обсуждают, что будет, если казаки в город войдут. Чапай обсудает тактику и все такое. Петька приносит письмо, Чапай интересуется на предмет, где френч достал. Петька отвечает, что, мол, старые сапоги на новый френч обменял. Ха-ха.
Чапай читает СТРАШНОЕ (Пелагея ушла) и просит всех выйти - такие, мол, у него эмоции. Все выходят, кроме Петьки, Чапай чертыхается, просит табак, закуривает... кашляет. Не курил он самосад. Чапай выдает шедевральное: "На хрена курить? Собака курит? "Нет" "А лошадь курит?" "Нет" "Во-во. Потому как живое существо самому себе вредить не любит". Опять пахнуло фильмом 1934 г. Не верю, что Володарский придумал это сам. Стопудово, слышал от старых сценаристов, которые работали с братьями Васильевыми. 
Петька отвечает: "Я, мол, тоже не курю, так балуюсь. А вот у нас собака в полку была - она водку пила! Насыпят ей в миску крошки с водкой, он съест и пошатывается. У нее от водки вся шерсть выпала" "Ты чего мелешь, Петька?"
Ну, понятно. Сразу вспоминается: "Петька, ты чего куришь на ящике снарядов? Это же опасно!" "А я не взатяг!".
Ладно, пусть шуткуют, я не против. Лучше хоть анекдоты послушать, а то совсем ни черта не происходит, а это далеко не худшая экранизация чапаевских анекдотов. Даже, наверно, из лучших, пусть до оригинала не дотягивает.
Беседа заканчивается в том же тоне а-ля фильм Васильева, и Чапай дает Петьке революционное задание - добыть такой же френч. А почему не жареную зайчатину? Петька идет за френчом к еврею, и я знаю, УВЕРЕН, что его фамилия Рабинович!!!!
Дальше продолжается комедия, и я не буду пересказывать этот цирк - смотрите сами. Это единственное, на что стоит взглянуть самому.
В усадьбу (да, в усадьбу!) приезжает холеная баба Татьяна Андреевна. Там сидит наш спасшийся дважды офицер, который громко и старательно кричит перед отцом про взбунтовавшееся быдло: "Это не бунт, отец! Это (с жестокой миной) Спарта революция!!!" Отец интересуется: "Тебя это пугает?" и орет на дочь - чего опоздала к столу. Он слепо уверен, что это быдло удастся переколоть в два счета, кричит про рабов Древнего Рима, зарубленного Стеньку Разина и т.д. Офицер внезапно меняет пластинку и не хочет воевать с теми, кто его пытался пять минут назад убить. Отец орет про Французскую революцию, изгаженные церкви и разгул крови, кричит, что всех военспецов покоцают и предсказывает 37-й год. Такого дебилизма я не видел даже в советских пропагандистских фильмах.
Нападают казаки. Опять имитация финала фильма 1934 года: казаки, Анка Маруся на сеновале, пальба, кони, пулеметы. Жалкие фехтовальные сцены. Казара бежит. Председатель ревкома Ермошенко погиб с наганом в руках от разрыва гранаты. Удивительно напоминает по стилистике "Брестскую крепость".
Из найденной рядом с телом телеграммы ВНЕЗАПНО оказывается, что уже есть 4-я бригада и 4-я армия Ржевского. Не помню, когда была образована некая 4-й бригада, а вот 4-я армия образована Приказом РВС Восточного фронта от 20 июня 1918 года, а до этого у Чапаева был поход на калединцев, организация батальона РККА, выколачивание контрибуции с плеточкой, поход в составе Особой Саратовской армии на Уральск и много чего еще. Но в фильме массовка маленькая - зритель перебьется.
Приезжает какой-то хрен горбатый, который оказывается комиссаром. Нет, не Фурманов. Некий Захаров. Видимо, имелся в виду Сергей Захаров, бывший офицер, который был начальником Николаевской дивизии - а уж после Чапаев. 
Волшебный индийский монтаж - теперь опять казаки и усадьба. Дочь полковника Мальцева идет в штабЪ. В штабЪе сидят господа офицеры в навороченных погонах, причем на отличия Народной армии и намека нет. Ни одного казака. На стене ВНЕЗАПНО портрет Колчака. То есть что, уже 1919й?
Главный лысый генерал с погонами серебряного галуна и аксельбантом офицера Генштаба говорит про какого-то генерала Секретова (?) и собирается наступать на Николаевск через Сарапул, чтобы идти дальше на Саранск. Интересно, где он учил географию? Не в Генштабе явно. После чего наш уже знакомый знакто Древнего Рима - капитан, судя по погонам, говорит, что все пройдет удачно, и лысый отвечает ему: "Я уверен, полковник, все пройдет успешно". Кстати, этот капитан-полковник отец нашего спасенного Чапаем. Сам спасенный тоже тут, он рассказывает лысому легенды про Чапаева и его бригаду - мол, противник сурьезен! У него два эскадрона и все такое. А генерал- это типа как бывший фельдфебель, чего бояться - арифметику эти балбесы освоили, но до алгебры им далеко. Наши отец с сыном встают, и я с недоумением вижу на отце казачьи шаровары при совершенно неказачьих погонах. Он что, в штабе служит. Или как?
Дочка в подобии казачьей формы тоже решает идти на войну с семьей. Истерика отца. Забавно видеть в этой роли телку из "Поцелуй сквозь стену". Бэдкомедиан помнит.
Лето. Село. Чапай входит в хату к жене Камышковцева - тоже Пелагее, такое вот совпадение. Как ни забавно, реальное. Она с удивлением узнает, что ее муж уже давно как помер. Вот это поворот! Чапай предлагает забрать ее детей и подсобить им, но та устраивает истерику, мол, не отдам детей. И Чапаю остается взять ее в жены. Любофф, да.
Далее сценка - Чапай и дети. Чапай раздает сахар и учит, что все теперь братья и сестры.
Дом отца Чапая. Vodka. Чапай спрашивает: "Все пьете и пьете? Всю Россию пропили. Все пьете? Уже небось всю самогонку вылакали?" Отец устраивает истерику сыну за привезенных детей и бабу и ведет контрреволюционные речи, начав плести какую-то чушь про сожжение церквей. Чапай с чувством говорит, что комиссар... Ленина... ВИДЕЛ! Часто звучат слова "революция", "большевистский" и проч. Захаров типа злой комиссар и кляузник. Ххххех.Рядом брат Григорий, убитый еще 19 февраля 1918 г. Наверно, празднуют возвращение с того света. Оказывается, это он якобы сжег церковь, которую строил Чапай. В реале такой хрени не было. К сожалению, попа не пристрелили, но Чапай почему-то вступается за попа и за церковь. Wtf? Чапай на коне мчится к церкви и, зайдя внутрь, крестится. Красный командир, оказывается, жутко верующий. Скоро перед боем за свечкой креститься будет.А что бы сказал реальный Чапаев?

- Я к этой жизни привык, товарищи. «Академиев» я не проходил, я их не закончил, а все-таки вот сформировал четырнадцать полков и во всех них был командиром.И там везде у меня был порядок, там грабежу не было, да не было и того, чтобы из церкви вытаскивали рясу поповскую… Што ты - поп? Оденешь, што ли, сукин сын? На што украл?
Чапаев грозно обернулся в одну, в другую сторону, даже перегнулся назад, глянул пронзающе и быстро, словно хотел узнать среди многотысячной серой массы того злодея, о котором теперь говорил.
- Поп, известное дело, врет, - отвесил Чапаев крепкую мысль. - Он и живет обманом, а то какой же поп, коль обману нет? Не трожь, говорит, скоромного, а сам будет гуся в масле жрать, только кости потрескивают. Чужого, говорит, не тронь, а сам ворует, - этим попы и опостылели нам… Это верно, а все-таки веру чужую не трожь, она не мешает тебе. Верно ли говорю, товарищи?

Почувстуйте, что называется, разницу. Володарский - учись у Фурманова, недоросль. Впрочем, уже не научишься - ты уже на том свете.
Итак, приходит телеграмма Ржевского (командовал до 1 сентября 1918 г.) комбригу Чапаева - казаки подоходят, сотен пять, спасайте. Чапаев решает выдвигаться и собирается идти на... Сарапул? Кто-нибудь может объяснить, при чем тут Сарапул?
Брат огорашивает Чапая новостью, что он отправил в политотдел бумагу, где написано - Чапай контра. И это все так медленно, равнодушно. Как говорил Ленин: "Расстрелять, но перед этим напоить горячим чаем". Думаете, Чапай рвет и мечет? Ничего подобного. Все это настолько тупо, настолько фальшиво и бессмысленно, что даже комментировать не хочется. Хочется ржать. 
Конец четвертой серии.
Ну, наконец пятая. Я войну уже увижу?!! 
Реквизиция - у старика-крестьянина отнимают лошадь. Старик истерит, хотя ему пытаются объяснить, что это все не просто так, а для борьбы с казаками - бесполезно. Кулак, как и положено, достает винтовку и в бешеном приступе частно-собственнического инстинкта убивает красноармейца, за что и получает справедливую пулю в грудь. Даже умирая, он шепчет: "Не дам" и успевает пристрелить еще одного красноармейца из винтовки. Классово верная сцена, tovaritсh! Чем больше ее посмотрит людей, тем выше шансы, что завтра будут стрелять эффективных собственников!
Дальше несколько красных идут к хате, но оттуда их встречают пулеметом, и они подрывают его гранатами. Кто, что, почему - непонятно. Видимо, еще одна реквизиция. Жадный, однако, у нас народ. И это верно, что его вразумляют винтовками и гранатами. По другому тупой ограниченный крестьянин ничего не понимает.
Всех кавалеристов шлют на Сарапул (???). Володарский, хватит, Сарапул расположен в Удмуртии, это 2-я армия, а не 4-я!!!
Казаки. Наши знакомые-офицеры. МузЫка. Даже массовку приличную подобрали. Красноармейцы с матерчатыми звездочками (как же они меня бесят) лежат в окопах, направив винтовки. Окопы, как отлично видеть, узенькие и короткие, конница легко могла бы с флангов обойти, но вместо этого казаки летят, выставив пики. Фильм 1934 года - влияние несомненно. 
Дальше начинается нечто, очень смахивающее на современные реконструкции ГВ за авторством различных военно-исторических клубов (готов покляться, без них не обошлось). Кровища, махание самурайскими шашками, убийство врага голыми руками и т.д. Это типа должно символизировать братоубийство. 
Хитромудрый капитан-полковник-отец-спасенного-Чапаем стоит на "возвышенном месте, обозревая всю картину боя" (С), то есть, следует заветам Чапая из фильма 1934 г., в отличие от сынка, который в самом гуще сечи. Дочка тоже там, стоит посередине и палит в кого попало из парабеллума. Чапай с Петькой тоже зырят в бинокль и думают: пора не пора? Капитан-полковник с резервом вылетает на место схватки. Увидев такое дело, и Чапай свою конницу выдвигает. Экшн-сцена - наши победили, его благородие в плену. Йес!
Пленного капитан-полковника приводят к Чапаю. Тот первым делом дарит отличившемуся Кольке Жукову маузер в кобуре. Потом толкает революционную речь, полковник демонстрирует, какая он идейный контра и его справедливо решают расстрелять. Крупный план на барышню, которую тоже пленили.
И тут флешбэк - барышня эта та девочка, которая видела, как Чапай в молодости с церкви свалился. Там и его благородие был, да.
Деваху хотят под шумок расстрелять, но Чапай воспрещает. Офицров расстреливают. Володарский, наверно, хотел показать это как что-то плохое, но ничего плохого я в сцене не увидел. Ну, расстреляли - жестоко, конечно, но ведь война. Ну, обобрали, конечно, трупы - так чего добру пропадать. Хотя по идее могли бы взять и отвести в тыл и отдать командованию, или хотя бы показания сначала снять.
Чапай предлагает Жукову полк (кстати, Жуков тоже взят из фильма 1934 г.), а потом идет на Самару. Комиссару при этом хамит, что реальности не соответствует. При этом регулярно вспоминается некий начальник политотдела Хесин. Кто этой такой, мне неведомо - я знаю Тихона Серафимовича Хвесина, начальника штаба, а после командующего 4-й.
Баба тупо сбегает, воспользовавшись тем, что не закрыли дверь (FASEPALM). У костра она видит поющего "Черный ворон" Чапая. Следует диалог: "Вы меня расстреляете?" "Страшно? Не бойтесь, это дело быстрое. А вот почему вы не сказали, что вы дочь полковника Мальцева".  Дальше вспоминают про поручика Мальцева, которого спас Чапаев. Чапаев интересуется, зачем баба взялась за парабеллум. Следует идеологическая дискуссия. Баба ВНЕЗАПНО решает перейти к красным - куда еще?
Комиссар, окончательно превратившись в карикатурного дебила, стучит на телеграфе Хесину. Якобы разложение, анархия, бабу Чапаев взял в любовницы (кстати,фильм дальше показывает, что комиссар не врал). В общем,Фурманова изгадить побоялись, изгадили некоего Захарова. И это при том, что реальный начдив Захаров был большим друга Чапая. Ну-ну.
Фронт, Чапаев заходит в глубокий блиндаж (?) и хвастается новым циркулем, который Володарский взял из книги Фурманова. Ругает штаб и смотрит на карту, вводя всех в курс дела. Потом приказывает выставлять секреты, посты и т.д. Мы видим Чапая со счастливой полюбовницей Мальцевой.
Чапаев с комиссаром ругаются из-за бабы, морального разложения и боевой обстановки. Причем, строго разбираясь, комиссар-то прав - не дело с бабой из контрреволюционного элемента шляться при детях и какой-никакой, а названной супруге.
Потом казаки расстреливают красноармейцев. Поручик Мальцев берет одного хлопчика и приказывает ему вернуться и сказать все, что он, Мальцев, думает о Чапаеве, за расстрелянного отца и сестру. Тут оказывается, что девица жива. Мальцев в шоке. И расстреливает хлопчика. "А глаза добрые-добрые".
Красные. Захаров агитирует против Чапаева, играя на его моральном разложении и буржуазном перерождении. Бойцы все же за Чапая, дискутируют и решают скорее шлепнуть бабу. Тю... Это уже было в "Девяти жизней Нестора Махно". Но в конце концов комиссар решает созвать общее собрание, а бойцы отказываются. Комиссара даже жалко - неплохой, оказывается, в целом человек. Как проникновенно гвоорит за революцию! "А глаза добрые-добрые".
На Балаково нападают. Чапай рвет подметки. Конец 5-й серии.
Так, хватит. Остальное в следующий раз. Надеюсь, никто не поверил, будто такая девица действительно была?
Previous post Next post
Up