Ночной Нью-Йорк. Звуки улицы, толпящиеся люди на тротуаре, следы свежего дождя, громады небоскребов, силуэт Бруклинского моста вдалеке... Ничто не предвещало беды этой ночью, но несколько на первый взгляд простых совпадений закончились жестокой трагедией для некоторых из обитателей этого мрачного города... Крутой детектив Нью-Йорка Марк Диксон, который слишком любит распускать руки против арестованных бандитов, получив последнее предупреждение, начинает расследование убийства на подпольных азартных играх. Он уверен в себе, не боится драк и рукоприкладства и готов на все ради борьбы с преступностью. Но что если этой ночью он неожиданно сам станет преступником, который вынужден скрывать убийство? Как он выпутается из западни, в которую попал и сможет ли он сохранить любовь, которую обрел в ходе расследования?
Итс тайм фор классик! Не лучший, но вполне неплохой нуар с очередным названием, в тупую взятым с потолка (если только это не какая-то американская идиома), потому что никакого тротуара тут, конечно, нет. В главных ролях - звезды жанра Дана Эндрюс и Джин Тирни, которые в фильме "Лора" (1944) так понравились зрителю, что гребаные продюсеры этот дуэт использовали еще несколько раз, как это было в те времена модно. Более того - этот фильм ставил тот же режиссер, Отто Премингер, австриец по происхождению, который был вынужден по контракту сделать еще несколько нуаров с этими звездами. И если "Лора" считается нуаром скорее по сюжету и традиции, а так нуара-то там мало, это скорее детективная мелодрама - то вот тут с нуаром все в порядке. Любо-дорого посмотреть. Начиная с самого начала, где друзья-детективы едут по ночному городу в патрульной машине и до поблескивающих сережек Джин Тирни. Ночной город, черные машины на улицах, тени от решеток, горящие вдали фонари, идущий черной змеей поезд, причал с выловленным трупом, темные помещения - этого тут достаточно. Заметно внимание режиссера к фону - например, в окнах постоянно виден какой-нибудь нуарный пейзаж. Добротная работа.
Правда, это было где-то до середины, дальше нуара стало меньше, а его место заняла в основном мелодрама. Но необходимая для нуара сложная интрига в целом сохранена. Марк Диксон - типичный циничный детектив-дуболом из крутых детективов, теряет весь свой гонор, когда понимает, что вынужден скрывать преступление и охотиться на самого себя - напоминает сюжет из "Двойной страховки". Как и там, замести следы полностью не удалось, и теперь перед героем встает вопрос, на кого бы все свалить - но когда он влюбляется в Джин Тирни, то приходится уже выбирать между тем, рассказать ли всю правду или придумать какой-то невероятно вывернутый ход, чтобы все окончилось хорошо и никто ничего не узнал. Марк готов на все, даже на оригинальный ход, который потом нагло стибрит другой нуар, "Пожалуйста, убей меня" (1956). Это, конечно, далеко не самый запутанный сюжет, но надо отдать должное - держит интерес и общему качеству нуара отвечает.
Главный дуэт, правда, ни фига не поразил - я уже видел это в Симпсонах "Лоре". Это уже пятый нуар Даны Эндрюса, который я вижу, и я в очередной раз убеждаюсь, что это был посредственнейший актер. Не то чтобы он совсем не играет... Играет, процентов этак 20 хронометража. А все остальное время ходит с отсутствующим видом, ухитряясь даже при игре потерявшего сознания недоигрывать. Выезжает в основном на смазливости и галантных улыбках перед дамами, что у него получалось гораздо лучше. Опять-таки, только решением продюсера можно объяснить, что его взяли на эту роль. Вот вы всерьез можете поверить, что человек с таким лицом - жестокий детектив, который регулярно избивает арестованных преступников? Я нет. Но чем-то меня Эндрюс умиляет раз за разом - то ли своей невозмутимостью и каменной рожей в кадре, то ли тем, что иногда в виде исключения показывает эмоции. Рабинович плохой солдат - а старается.
Дана Эндрюс ИГРАЕТ Удивление и Отрешенность. Найди 10 отличий.
Джин Тирни в очередной раз сыграла дамочку в беде, которая делает печальное лицо. Блин. У нее вообще другие амплуа в те времена были? Зато остальные актеры отыграли блестяще, как это водится. Разве что я так и не смог поверить в Карла Молдена - не могу представить себе жесткого и циничного лейтенанта полиции с таким носом-картошкой. Кстати, для 1950 г. здесь подозрительно нелицеприятно показана полиция. Мало того, что тут тема избиений Диксона, так еще и лейтенант откровенная сволочь, которая в финале... делает то же самое!
Сверху бандиты, снизу стражи правопорядка. Найди 10 отличий.
Режиссура тоже понравилась, она здесь в целом крепкая и динамичная. Смущали пару раз ляпы, типа того, что разные приходы такси показаны одними и теми же кадрами или что труп на полу моргает... Ну, это мелочи. Весь фильм на самом деле отлично снят. Отто Премингер по полной врубил свои приемы, которые принесли ему славу, в частности, типичные выверты немецкого экзистенционализма, голландский угол, а главное, что бросается в глаза - "подвижную камеру", которая постоянно как будто следует за героями. Для 1950-х это было очень непривычно и сделало режиссеру имя. Правда, некоторые сцены, кмк, могли быть поставлены и посерьезнее, но в целом грех жаловаться. Другое дело, что общий нуарный пессимизм и антигероизм протагониста сильно разбавлены мелодрамотичностью отношений главных героев и поучительной моралью - у нашего копа, само собой, было тяжелое детство и вообще, он одинокий волк, который мстит преступникам за юношеские обиды.
Фильм отличается еще и тем, что у него явное жанровое разнообразие. Начинается все как детективный нуар, продолжается практически триллером, потом идет мелодрама... Ну, и нельзя не отметить сцены со злобными бандитами, драки и финал - все это сильно выделяется на общем, в целом, легком фоне, где даже явно опасные моменты ни капли не цепляют, потому что режиссер и не пытался вызвать чувство тревоги, а интересовался другими вещами.
Все это, конечно, не отменяет того, что у фильма есть и недостатки, которые не дали ему повторить успех "Лоры". И это даже не менее закрученная интрига, чем в большинстве других тогдашних фильмов, а часто отсутствие достаточной мотивации героя, ляпы сценария и прочие натянутые места, которых там много, если присмотреться. Кроме того, в фильме, где куча опасных и напряженных сцен на самом деле не так уж и много саспенса - многое у нашего копа-преступника получалось так легко, что даже не впечатляет. Ну и нельзя, конечно, не поразиться финалу. Удивляюсь, как в те времена с ГОСТовскими хэппи-эндами ухитрялись даже откровенно мрачный и жестокий конец снять с улыбкой и под приятную музыку, типа, ты попал в тюрьму и тебя сейчас казнят, но жизнь продолжается, хе-хей! Хотя о чем я говорю, эти клоуны даже нуар "Стеклянный ключ" (1942), снятый по самому критичному для американского капитализма роману Дэшила Хэммета, сделали так, что там рэкет с избиением, политические махинации и подставы выглядели просто мелкими прикола для фона! Ну и опять же, перерождение преступника и убийцы в положительного персонажа в "Оружии для найма" (1942) было сделано поинтереснее.
Несмотря на то, что "Там, где кончается тротуар" не принадлежит к числу шедевров жанра и не отличается особенно сильным саспенсом, он должен входить как минимум во второй ряд классики нуара как образцовая работа и каноничный пример работы зачинателя жанра Отто Премингера, у которой не грех поучиться и сегодня некоторым приемам.