Ветка "Ляпы, или как искажается история" на сибирском форуме всегда была унылым перечислением ляпов и опечаток в советских/современных книжках или на сайтах вроде того, что неправильно указан год выпуска фильма или количество населения города... Бороться с серьезными историческими фальшивками никто не будет. Но вот теперь там опубликовано разоблачение одного довольно жирного фейка.
http://siberia.forum24.ru/?1-12-0-00000066-000-260-0 Вкратце суть такова. В Омске большое место занимает история о гибели архиепископа Сильвестра, которого большевики в 1920 году якобы арестовали и убили - как водится, били, пытали, прибили к полу гвоздями и закололи раскаленным шомполом. В 2005 году гроб с его телом был найден и хотя подтвердить причину смерти было нельзя, архиепископа в 1998 г. признали святым и возвели в ранг мучеников.
Но, как оказалось, история о причине смерти архиепископа целиком и полностью идет от одного православно-ориентированного краеведа, И.П.Шихатова, который не постеснялся ее просто-напросто придумать, а сам архиепископ скончался на самом деле у себя дома от рака желудка. Эта ужасная тайна стала известная лишь недавно благодаря проверке областного ЗАГСа. Подробнее см. по ссылке, а я тут отсканил статью с разоблачением, чтобы не пропало - не всем можно верить.
«Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г.
Панина Мария Федоровна, главный специалист Исторического архива Омской области
В истории любого города, в том числе и Омска, - немало преданий. Легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра, чьи мощи хранятся в Успенском кафедральном Соборе, родилась в 90-е гг. прошлого века.
«Впервые омичи узнали о пастырском подвиге Сильвестра из публикаций «Ореола» (20-26.02.1997 «Владыка умер в каземате») и Архивного вестника (№6, 1998. Омск. «Архиепископ-бунтарь»), - утверждает И. П. Шихатов, автор вышеперечисленных статей, в своей очередной публикации «Тайное захоронение - последний приют архиепископа Сильвестра» (Архивный вестник, №13, 2005, Омск). «Многие архипастыри Омской епархии закончили свою жизнь в лагерях или же были расстреляны. Но жизнь Сильвестра во благо церкви и трагическая кончина его во имя веры потрясли меня, и задался тогда я целью восстановить житие пламенного и несгибаемого подвижника церкви. Исследованы были следственные дела ЧК, прокуратуры, судебной палаты, ЗАГС, сибирской прессы за 1920 г. Архипастырь Сильвестр принял мученическую смерть в Омской тюрьме, совершив духовный подвиг, достойный памяти потомков. Биографическую справку и портрет а. Сильвестра я передал в Омскую епархию в феврале 1997 г., которая и представила кандидатуру Сильвестра на канонизацию».
В статье «Архипастырь-бунтарь» И. П. Шихатов нарисовал следующую гибели Сильвестра: «В тюремном каземате Омского замка допрос и пытки продолжались два месяца, но монах был духу крепкого и несокрушимого, ни в чем не раскаялся, не повинился. Большевики для него навсегда остались антихристами, сокрушителями веры и осквернителями святынь. Ничего не добившись презрительными и унизительными пытками от стойкого духом пастыря, заплечных дел мастера подвергли его долгой и мучительной казни, распяв и прибив его к полу гвоздями, прижигая тело страдальца за веру раскаленным шомполом, а потом этим же шомполом, раскаленным докрасна, проткнули его сердце. И случилось это 26 февраля 1920 г.
Так закончил свою земную жизнь архиепископ Сильвестр - мученик за православную веру. <...> Случай в истории гражданской войны уникальный. Историки и архивисты знали об этом событии, но писать о поражении «интернационалистов» по определенным причинам было невозможно».
Случай действительно уникальный: подвергнуть человека таким нечеловеческим пыткам! Иван Павлович утверждал, что при составлении биографической справки архиепископа Сильвестра им были изучены архивные документы. Но в своих публикациях он не назвал ни одного документа, не подтвердил документальными свидетельствами хотя бы факт ареста архиепископа или содержания его в тюрьме.
Долгое время место погребения архиепископа Сильвестра оставалось неизвестным. И вот летом 2005 г. при восстановлении взорванного в 1935 г. /123/ Успенского кафедрального собора была найдена икона с дарственной надписью епископу Сильвестру, обнаружен и поднят гроб с мощами и остатками архиерейского облачения и другие предметы. Была произведена медико-криминалистическая экспертиза костей черепа человека, обнаруженных при раскопках на месте Успенского собора в г. Омске 22 июля 2005 г., и прижизненных фотографий Ольшевского Иустина Львовича 1860 г.р. (Сильвестра). Экспертами сделан следующий вывод: «Кости черепа человека, обнаруженные при раскопках на месте Успенского кафедрального собора в г. Омске 22.07.2005 г., вероятнее всего, принадлежат лицу, изображенному на представленных на экспертизу фотографиях, т.е. Ольшевскому Иустину Львовичу, 1860 г.р. Сделать вывод в категорической форме не представилось возможным, в связи с обширными разрушениями черепа».
Государственные эксперты Бюро судебно-медицинской экспертизы при исследовании останков трупа неизвестного человека, обнаруженных при археологических раскопках в «Сквере пионеров», пришли к заключению: «1. Представленные на экспертизу костные останки человека по своим анатомическим признакам принадлежат скелету одного человека мужского пола, костный возраст которого, находился в пределах 55-60 лет. Рост мужчины при жизни находился в пределах 170-172 см. 2. Определить причину смерти неизвестного мужчины по представленным костным останкам не представляется возможным».
Эксперты экспертной комиссии и реставрационного совета при Министерстве культуры Омской области произвели экспертизу предметов, обнаруженных при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора: иконы на деревянной доске, эмалевой иконы, металлического креста с надписью, орлеца, парамана, параманного креста, фрагментов облачения и «пришли к следующим заключениям:
По 1-му вопросу: предметы, обнаруженные в захоронении при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, указывают на принадлежность Ольшевскому Иустину Львовичу (Сильвестру, архиепископу Омскому и Павлодарскому).
По 2-му вопросу: исторические данные подтверждают, что указанные человеческие останки, обнаруженные при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, вероятнее всего, принадлежат Ольшевскому Иустину Львовичу.
По 3-му вопросу: исторические данные об обстоятельствах смерти Ольшевского И. Л. (времени, месте, способе и других обстоятельствах), а также лицах, совершивших убийство Ольшевского И. Л. имеются, но являются неполными и не позволяют сделать категорический вывод об указанных обстоятельствах».
В экспертном заключении значится, что при исследовании «исторических и иных источников» ими были «исследованы эпизоды биографии Иустина Львовича Ольшевского (архиепископа Сильвестра), составленной омскими краеведами И. П. Шихатовым, А. М. Лосуновым, историком Н. И. Лебедевой по материалам изучения архивов гг. Омска, Тобольска, Киева». Архивными документами, подтверждающими факт зверского убийства архиепископа Сильвестра в Омской тюрьме, эксперты не располагали.
Таким образом, причину смерти экспертам установить не удалось, и легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра бытует до сегодняшнего дня. (Выводы и заключения комиссий приведены из научно-популярного сборника «Омский Успенский кафедральный собор», Омск, 2007).
Работая более 30 лет в читальном зале Исторического архива Омской области, я не раз была свидетелем того, как целенаправленные поиски каких-либо сведений или документов в фондах архива не приносили исследователям положительных результатов. А проходило какое-то время, и документы сами открывались и попадали им в руки. Так произошло в этот раз и со мной. В июле 2011 г., принимая отработанные исследователем дела и готовя их к передаче /124/ в архивохранилище, я обратила внимание на дело из личного фонда А. Ф. Палашенкова, директора Омского краеведческого музея. На обложке значился простой заголовок: «Столповский М. А. - отец Н. М. Столповской, библиотекаря Омского краеведческого музея». О Нине Митрофановне Столповской я только и знала, что она долго работала библиотекарем в краеведческом музее, и больше ничего. Руки сами открыли дело, я увидела три подшитых школьных тетради, исписанных мелким почерком. Записи в первой тетради начинались воспоминаниями об Омске с 1912 г., когда Митрофан Алексеевич Столповский приехал в наш город. Я машинально начала искать описание событий 1919 или 1920 гг. о гибели Сильвестра. И вот находка, да еще какая! В деле оказалось подшитым письмо Митрофана Алексеевича, адресованное Андрею Федоровичу Палашенкову: «Дорогой Андрей Федорович!
Не могу уточнить бывших в Омске архиереев. Беседовал с людьми, часто посещающих церковь, но оказалось, я больше знаю, несмотря на то, что редко бывал в церкви, а поэтому решил написать, что мне известно. Начну с архиепископа Сильвестра. Архиепископ Сильвестр был в полном смысле аскет. Народ к нему относился с любовью. Ноябрь 1917 г. <...> власть Советов <...> разрушалось старое, создавалось новое. Церковь не трогалась. В конце 1917 г. или начале 1918 г., хорошо не помню, как-то встали утром, и нам сообщили, что ночью слышен был звон большого соборного колокола. Вскоре заговорили: арестован архиерей, убит келейник. Часов около 10 утра мне пришлось идти через Соборный сад (Сад пионеров). Когда я вошел в сад, мне навстречу быстро шел мужчина из простолюдин, в пиджаке нараспашку, очень возбужденный, красный и громко говорил: «Они за церковь взялись, стреляйте <...> умру за веру Христову». Около собора была толпа, преимущественно женщины. По саду и около церкви ходили воины. Раздавались выстрелы <...> Оказалось, из Екатеринбурга (Свердловска) прибыл отряд Запкуса. Один вид воинов этого отряда приводил в ужас: в больших папахах, полушубках, за поясом револьверы, гранаты, и на боку сабли в металлических ножнах. Приехав в Омск, эти воины первым делом арестовали архиерея. При аресте архиерея был убит келейник, когда он открывал дверь, так, из любви к искусству. Келейника я знал. Он каждый месяц приходил в Управу платить деньги за электроэнергию, отпускаемую в архиерейский дом со станции при городском театре. Это был тихий, смирный послушник лет 30-ти, конечно, он не мог оказать какого-нибудь сопротивления.
Время тогда было еще не такое, как теперь, и браться за церковь было опасно. Не знаю, выбранные депутаты от православных или толпа потребовала от кого следует освобождения архиерея, и он днем был освобожден. Больше его не трогали. (По слухам, Запкус, начальник отряда, впоследствии был расстрелян).
Июньский переворот <...> Омск - столичный город <...> В городе появились видные общественные деятели, научные работники. Появились новые лица и в церкви, как-то архиепископ Андрей Уфимский [1] из князей (его называли церковным большевиком), Вениамин (не знаю откуда, кажется, из Самары) и ещё кто-то из священнослужителей. Протодиаконом в соборе был М.Д. Михайлов [2]. Торжественные службы: протодиакон Михайлов, начальствующие лица <...> Собор бывал переполненным. Было всеми обращено внимание на голос Михайлова, о нем везде говорили. Другом у меня был Петр Павлович Введенский (муж Ал. Ив.). Он был в восторге от Михайлова. Я занимал тогда в Гор[одской] Упр[аве] ответственную должность, работать приходилось очень много, но, несмотря на это, П. П. несколько раз водил меня ко всенощной службе Михайлова. Да было что послушать. Михайлов и хор привлекал в собор даже нерелигиозных людей. В особенности во всенощной службе Михайлов красиво исполнял «Спаси Боже люди твоя» под аккомпанемент хора. Хором управлял солидный мужчина Китаев, и хор был хорош.
14 ноября 1919 г. пришла Советская власть; начались аресты. Были арестованы настоятель собора протоиерей Соловьев и регент Китаев. Китаев содержался не так строго, часто, говорят, бывал дома, и, между прочим, /125/ был расстрелян. Был арестован и арх. Вениамин. Участь его неизвестна. Говорят, Жардецкий перед казнью исповедовался у него [3]. Арх[иепископ] Андрей [Уфимский] уехал до прихода Советской власти.
Настоятелем Собора назначен был о. Федор Чемагин, брат П. А. Чемагина (референта). О. Федор не особенно пользовался любовью прихожан, называли его прохвостом. Жил он в церковном доме на Коммунистической улице, ближе к Иртышу. Когда Сильвестра выдворили из архиерейского дома, он поселился у Чемагина. Вероятно, всё перенесённое архиереем Сильвестром отразилось на его здоровье. Он заболел и, как видно, раком желудка. Вместо Город[ской] упр[авы] появился Коммун[альный] отд[ел]. Я был назначен секретарем финансово-счётного п/отд. [подотдела]. В штат моего отдела был назначен делопроизводителем П. А. Чемагин. Я его не знал. Он бежал из Тобольска, хотя и работал в Управе. Назначен он был ко мне в то время, когда лежал в больнице. Болел тифом. По выходе из больницы у нас с ним были очень хорошие отношения. Чемагин П. А. каждый день сообщал нам сведения о ходе болезни архиерея и возмущался тем, что он живет на одном хлебе. В начале 1921 г. арх. Сильвестр умер...» (ф. Р-2200, оп. 2, д. 1883, л. 60-61 об.).
Сразу же возник вопрос: неужели архиепископ Сильвестр умер в 1921 г.? Возможно, поэтому и не была выявлена И. П. Шихатовым в 1997 г. актовая запись о регистрации смерти Сильвестра, когда он писал биографическую справку о нем. Мы проверили все актовые записи о регистрации смертей по г. Омску за первую половину 1921 г. Записи о смерти Сильвестра не обнаружили. Делаем вывод: М. А. Столповский в своих воспоминаниях ошибается. Проверяем актовые записи всех районов г. Омска за 1920 г. В Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району г. Омска я нахожу актовую запись №96 о регистрации смерти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (ф. Р-580, оп. 3, д. 48, л. 96). Эта запись не только подтвердила воспоминания М. А. Столповского о причине смерти Сильвестра, но и указала на место его погребения. Вот её полное содержание: «Книга записей смертей за 1920 г. Отдела записей актов гражданского состояния при Омском губревкоме 3-го района.
№ записи - 96. Месяц и число смерти - Марта 10-го дня в 2 час. 30 мин. дня. Место смерти - гор. Омск, улица Главноуправленская, 46. Пол умершего - мужской. Имя, фамилия и род занятий умершего - Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский. Причина смерти - Кишечный рак. Фамилия, имя и местожительство врача, выдавшего свидетельство о смерти и дата свидетельства - Зинин М. П. Омск, улица Банная, №78. Свидетельство от 11 марта 1920 г. Место погребения - В Соборном склепе, ул. Красный Путь. Год, месяц и число рожд. умершего - 1860 г. января 1-го дня. Семейное положение умершего (холост, вдов, разведен) - Архиепископ. Имя, фамилия и местожительство лица, заявившего о смерти - Виктор Кергесар, Омск, Тарская улица № 19».
Итак, этот подлинный документ без колебаний позволяет установить дату и причину смерти архиепископа Сильвестра, место его захоронения. А почему данный документ не был найден в 1997 г. или в 2005 г., я не знаю. Видимо, всему своё время.
1. Речь идет о епископе Уфимском Андрее Ухтомском (1873 - 1937). Он был членом Сибирского Временного Высшего церковного управления, руководил духовенством 3-й армии Колчака. После разгрома белых был арестован. Выступил с заявлением о лояльности к Советской власти. Был освобожден, но далее вновь был арестован. В марте-октябре 1921 г. содержался в омской тюрьме. Был канонизирован Русской православной церковью за рубежом в 1981 г.
2. Максим Дормидонтович Михайлов - народный артист СССР, солист Большого театра в 1932 - 1956 гг. В 1918 - 1921 гг. служил в Омске протодьяконом Успенского собора.
3. В. А. Жардецкий - адвокат и журналист, председатель Партии народной свободы в Омске, активный участник антибольшевистского движения. Арестован в Иркутске в январе 1920 г., доставлен в Омск, где был расстрелян по приговору губернской ЧК. /126/
Известия Омского государственного историко-краеведческого музея: Сб. науч. Трудов. №19. / Мин-во культуры Омской обл.; ОГИК музей. Омск, 2014. С.123-126.
А вот и скан свидетельства о смерти для особо сомневающихся: ИАОО. Р-580. Оп. 3. Д. 48. Л. 96.
О том, какое место занимает байка о смерти архиепископа, можно прочитать по ссылке. Особое внимание уделите защитникам мифа - откровенным черносотенцам. Я заглянул в контактик этого священника Олихова - он, как водится, нормальный нынешний клерикал-реакционер: гомофоб, националист, ксенофоб и... неосталинист. Полный набор.
Добавлю вот еще что. Господин Сильвестр был зачинщиком антисоветского выступления в Омске в февраля 1918 г. (подробности по ссылке). Он еще был главой Временного Высшего Церковного управления в Сибири при Колчаке, то есть, курировал религиозную деятельность во всей Колчакии и в этом качестве активно работал в формировании Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени - колчаковского православного фольксштурма, этаких добровольцев, объединенных единой верой и христианским равенством. На деле получилось, что после развала армии в бой бросали плохо подготовленных и плохо одетых беженцев, провожаемых на фронт с молитвами и надеждами на чудо и возрождение патриотизма и боевого духа Русской армии. Подробнее см. главу в
диссере того же Олихова.
Кстати, мне лично очень понравился вот этот, самый чудесный, просто восхитительный с точки зрения христианского человеколюбия фрагмент!
В условиях братоубийственной войны духовенство Сибири не оставалось в стороне от военных операций в тылу и часто принимало самое непосредственное участие в подавлении партизанского движения. Так, например, священник Тары Багинский был начальником карательного отряда, проводившего расстрелы восставших. Священник с. Архангельское Семипалатинской губернии выдал казакам трех человек. Священник Данилов из села Фунтики (Алтай) провел в село правительственный отряд и указал место, где скрываются большевики, партизаны, которые были расстреляны. В с. Петропавловка Славгородского уезда местный священник и писарь встретили правительственный отряд колокольным звоном и вручили им списки партизан, которых затем расстреляли. Священник Меркулов вместе с карателями расстреливал бунтовщиков с. Всесвятское. Вообще в воспоминаниях «красных» партизан Сибири и Дальнего Востока имеется немало материалов, показывающих, как православное духовенство оказывало всемерную помощь колчаковскому правительству в борьбе с волнениями в тылу.
Здесь главное даже не сама информация (источником указан журнал "Безбожник"), а то, как господин Олихов ее воспринимает.
Так что если бы большевики действительно арестовали и расстреляли Сильвестра - я не знаю, почему это можно было бы считать несправедливостью. Они бы поступили вполне логично и вне каких-либо религиозных мотивов.