Я занимаюсь изучением истории своей семьи довольно давно. Первое родословное древо составила в 1990 году, когда мне было 11 лет. Надергала разворотов из общей тетради в клетку, склеила их канцелярским клеем - и вуаля!
Надо отметить, что каких-то особых ошибок в составлении древа я не допустила, хотя составляла его чисто по наитию, руководствуясь простой логикой: я и сестра, над нами мама и папа, ну а от них в каждую сторону их мама-папа, параллельно сестры-братья и т.д. Поэтому я удивляюсь, когда мне взрослые люди говорят: "У меня не получается составить древо" - что именно не получается? Квадратики с именами мамы и папы нарисовать?
Семейные фотографии я берегла, памятные семейные вещицы тоже, но не пыталась их систематизировать или узнать о них подробнее. Пока "жареный петух" не клюнул: моя бабушка, которая репатриировалась в Израиль в 1999 году, в 2009 году собралась уезжать обратно в Краснодар. И за несколько дней до ее отъезда я подумала: надо расспросить ее о нашей семье, о прабабушках-прадедушках!
Дальше началось светопреставление: мы с бабушкой висели на телефоне по нескольку часов кряду каждый день, она диктовала мне воспоминания. Я, ругая себя (где я была раньше? За десять лет я могла бы не только записать ее воспоминания, но и оформить их в виде романа...), спешила, чтобы записать как можно больше по местному телефонному тарифу, потому что понимала: как только она улетит в Краснодар, запись пойдет по международным тарифам.
Так я сделала записи о родственниках: о прабабушке Фене, о прапрабабушке Анюте, о прадедушке Васе. Стала расспрашивать и моего папу о предках со стороны Гуллеров, тоже сделала записи. Они лежали в пакете с разными семейными бумажками, и периодически я делала посты о родственниках в своем ЖЖ.
* * *
В начале апреля я увидела в фейсбуке заманчивое предложение вступить в экспериментальную группу по изучению истории своей семьи. В предложении говорилось следующее: "Буду регулярно давать задания, вы будете их выполнять, выкладывать результаты в комментариях. Так и продвинетесь вглубь!"
Я сразу записалась в группу. Во-первых, давно нигде не училась и стосковалась по учебному процессу, ну а во-вторых это был шанс узнать, как раскопать о своей семье что-то новое - как мне думалось, где-нибудь в глубине веков.
Итак, набралась группа, мы познакомились друг с другом и руководителем группы Еленой Хэрмэнс, и занятия начались.
Раз в неделю выходил новый урок, который состоял из видео-лекции, текстового блока, презентации, иллюстраций (не всякий раз был полный комплект всего этого, но обычно в той или иной вариации были видео и текст, или видео и иллюстрации, или видео и текст и презентация). В конце каждого занятия мы получали домашнее задание, которое надо было сделать к следующему уроку. Домашнее задание мы выкладывали в группе, обсуждали его с Еленой и с другими участниками.
Изучение истории семьи - оно как в "Титанике": "Начинай от тарелки и двигайся дальше". Если перескакивать через этапы, десятилетия, или пытаться сразу найти свою прапрапрабабушку в начале 18-го века, ничего не получится. Очень важно систематично, не торопясь, не пропуская на первый взгляд "скучные" этапы (разбор документов из семейного архива, к примеру), продвигаться по временной оси назад. Ведь если мы не узнаем того, что спрятано в двадцатом веке, то как нам идти в век девятнадцатый? А вдруг в том, что мы отложили на потом или просто пропустили, как раз таится ключик к разгадке какой-нибудь семейной истории?
Так и шли наши занятия: постепенно, не торопясь, маленькими шажками. Мы изучали разные темы: как проводить сбор информации по родственникам, как искать информацию в архивах. Прошли по вехам истории нашей страны: Великая Отечественная война, репрессии, коллективизация, Первая мировая война... И на последних занятиях ушли туда, куда в начале курса все стремились попасть: в 19-й век с таинственными документами, написанными малопонятной вязью, с незнакомыми нам понятиями и своей ушедшей безвозвратно атмосферой.
На днях завершился наш полугодичный курс еженедельных занятий. Пришло время подвести итог этого полугодия работы и наметить цели дальше.
* * *
1) Одним из самых замечательных моментов этой работы я считаю то, что вся семья сплотилась вместе в сборе информации и изучении истории рода (а точнее, родов - так как работали мы над несколькими ветками сразу).
Во-первых, активно помогали мои дети - все родословные деревья вычерчены ими самостоятельно, а это много работы! Ведь сначала делается черновик, потом все выверяется - что ни одна пара братьев и сестер не превратилась в бабушку и внука, скажем. Потом делаются карточки (на каждого человека отдельная карточка!), которые размещаются на большом ватмане
Рисуются "окошечки", в которые набело вписывается информация о членах семьи
конечно, место работы хочется устроить с максимальным комфортом
иногда ветка такая обширная, что не хватает одного ватмана, приходится подклеивать второй, третий - раздвигая стол во всю длину
Мы сделали вручную на ватманах пять родословных - по числу тех родов, над которыми работаем: Гуллеры, Козловы, Пантели, Строкановы и Первушовы (на фотокарточке ниже)
(Сразу отвечу на вопрос, который мне уже задавали: почему не в компьютерной программе? Зачем все эти карточки, вырезания ножницами, расчерчивания ватманов, когда можно загонять все в компьютерную программу, и она сама выстроит красоту? Затем, что если вся информация не пройдет через глаза и руки, она не отложится в голове. Не будет четкого понимания, кто кому кем приходится, и кто когда родился, кто вместе с кем на одной "родословной полочке" стоит в древе.)
Во-вторых, в работу охотно включились как близкие, так и дальние родственники: переснимали и пересылали мне фотографии, сканировали домашние архивы, диктовали воспоминания, бегали по архивам и ЗАГСам, заказывая и получая документы, рыскали по интернету в поисках краеведческих сведений... (и продолжают неустанно все это делать). Без всех моих замечательных родственников мы бы ничего не смогли сделать.
2) От родственных отношений и помощи - к знакомству и возрождению общения
В результате нашей работы мы познакомились с родственниками, которых раньше не знали. Это двоюродный брат моей бабушки и его жена. Они живут в Харькове, мы начали общаться в фейсбуке и по скайпу.
С троюродными братьями моего отца не было связи в течение 40 лет! Они живут в Калининграде и в Германии, мы наладили связь через фейсбук и скайп.
С троюродными сестрами моей мамы, с которыми мама в детстве встречалась в Адлере, не было связи тоже долгие годы - больше тридцати лет. А теперь мы друзья в фейсбуке!
С двоюродными братом и сестрой моего папы тоже не было связи довольно долго, несмотря на то, что живем мы все в Израиле, и казалось бы, не очень далеко друг от друга - но все не созвониться-не повидаться. И вот наконец начали созваниваться, с кем-то - встретились, работали вместе, вспоминали-писали древо.
Со всеми обмениваемся новонайденными фотографиями, сведениями об общих предках - и это замечательно!
3) Наконец-то моя свалка фотографий, документов, бумажек, записочек, старых вещиц и т.д. приобрела упорядоченный вид: оригиналы хранятся по коробкам, конвертам и папкам, и я их стараюсь трогать как можно реже. В работу идут цветные ксерокопии, которые разобраны по папкам согласно семейным веткам:
в каждой папке копии документов тоже предельно систематизированы
Потихоньку собираются и семейные вещи, которыми пользовались мои дедушки, прабабушки и прадедушки. Для них выделены отдельные полки в шкафу, где они бережно хранятся - чтобы не валялись, не пылились, не травмировались по углам. Про каждую вещицу я стараюсь собрать и записать ее историю: когда была куплена, кто ею пользовался и как.
4) Ну и главное - то, чем я полностью обязана курсу Елены: я начала посылать запросы в архивы. Поначалу все это казалось совершенно темным лесом (хотя и видела на форумах, что люди получают какие-то ответы на какие-то запросы): как писать? куда писать? что писать и что запрашивать? И неужели ответят?
Под руководством Елены отправляла первые запросы, с нетерпением ожидала результатов. Помню свой восторг, когда пришел первый ответ из РГАСПИ о том, что найдены документы на моего дедушку Сему и на прабабушку Феню - да! Это работает! Звонила всем: на работу маме, на сотовый папе, в Хайфу тете, в Краснодар бабушке. Пришли ответы!!!!
Из некоторых ответов на запросы мы узнавали совершенно новую информацию, иные справки подтверждали уже известные факты. Недавно пришедшая архивная копия из краевого архива Краснодарского края вообще выбила почву из-под ног: оказывается, у моего деда при рождении была иная фамилия, нежели та, которая указана во всех его документах. Вот тебе и раз!
Это, кстати, лишний раз доказывает, как важно собрать все до единого документы о предке - даже те, которые, казалось бы, никакой новой информации не дадут. Информация об этой иной фамилии проскочила в справке о рождении: в свидетельстве о рождении была одна фамилия, а в справке - другая. Казалось бы, зачем заказывать справку о рождении, когда на руках свидетельство? А вот в справке была совершенно другая фамилия. Кто из предков сменил фамилию? По какой причине и когда? Это предстоит выяснить.
На курсе нас научили, как искать фонды архивов, вылавливать зацепки, как правильно писать запросы, какую информацию необходимо предоставить, куда именно обращаться.
5) В результате систематизации всей информации мы с Леей и Рухамой расширили, углубили и уточнили построенные в начале занятий родословные древа:
- добавилось поколение (теперь мы знаем, как звали отца моего прапрадеда. Знали, что отца моей прабабушки Меланьи Гавриловны, звали Гавриил. А когда получили справку из архива, увидели, что полное имя его было Гавриил Стефанович, значит, отца его звали Стефан),
- мы уточнили "веточки" наших новонайденных родственников,
- ну и пока шли занятия, у нас родилась новая родственница в Сочи - пятиюродная сестра моих девчонок!
* * *
В начале курса Елена попросила нас ответить на вопрос: "Что вам даст знание истории своей семьи?", иными словами, зачем мне все это надо?
Как бы я ответила на этот вопрос тогда?
Ну, во-первых, польза от всего этого самая практическая, хотя для меня это уже пройденный этап: репатрианты из стран бывшего СССР, которые сочетаются в Израиле законным браком, проходят процедуру проверки еврейства. А раввинаты наши не любят документы советского периода, где написано, что "бабушка - еврейка". Им подавай либо саму бабушку, бодро говорящую на идиш, либо какие-то более старые документы. И вот всегда удобно иметь эти самые документы под рукой.
Во-вторых, любая информация о моих предках важна для следующих поколений, для моих детей и для их детей. Даже если сейчас дети не проявляют интереса к семейной истории, настанет время, когда они начнут задавать вопросы. Ну или - это чудесная возможность заняться историей семьи с ними вместе.
В-третьих, мне было очень интересно докопаться до "глубины веков". Середина двадцатого века меня не очень интересовала: казалось, что я и так много об этом знаю, а вот как звали моего прапрапрапра.... - вот это интересно, вот это будет открытие года!
Что же изменилось сейчас?
То, что я написала до этого - наличие подтверждающих национальность документов, история семьи для детей - все это так и осталось важным. А вот желание узнать, как звали моего прапрапрапрадеда, сменилось.... сменилось как раз тем, на что я поначалу обращала мало внимания.
Ведь этого прапрапрапра... я не знала, и никто его не знал, в лучшем случае знали, из каких краев он был. О том, что с ним происходило, мы тоже знаем лишь по учебникам истории, где довольно суховато и немногословно все описано - эти 17-18 века. А вот мои дедушки и прадедушки, которые жили сравнительно недавно и пережили все то, что волнует нас сейчас - террор, войны, раскулачивание, эвакуацию, по судьбам которых проехалась колесница страшного XX века - малейшие крупицы информации про них стали мне невероятно важными.
И неважно, что их давно нет на свете. Но я так живо представляю их сейчас:
мою прабабушку Милю, которая в 36 лет, уже давно будучи вдовой, проводила на фронт двоих детей - и я близка к ней по возрасту, а мои дети чуть младше ее сыновей-солдат, моего дедушки Вити и его брата Коли;
моего дедушку Сему, который очень любил море. С войны он вернулся замкнутым, изменившимся человеком - но встречи с морем всегда ждал, любил плавать, смотреть на волны, слушать прибой. И каждый раз, когда я смотрю на море, я очень явно ощущаю рядом присутствие дедушки Семы;
мою прапрабабушку Анюту, которая читала в синагоге вслух молитву на святом языке - а вокруг нее сидели женщины, иврита не знавшие, и повторяли за ней слова молитвы вслух. За это они оплачивали ей место в синагоге. Когда в этом году в Рош аШана я ходила в синагогу слушать шофар, то думала о бабушке Анюте, о том, что там, на Небесах, она знает, что я, Лея и Рухама тоже ходим в синагогу и слушаем шофар;
мою прабабушку Феню, которую я очень мало помню: она умерла, когда мне не было и шести лет. Кажется, она умела все: шить, вязать, вышивать, готовить и была очень теплым, светлым человеком. Когда я смотрю на мою рукодельную и добрую Рухаму, которая ни секунды не сидит без дела, то часто думаю: в ее характере многое от бабуси Фени.
Бабуся - единственный человек из того поколения, с кем я успела пересечься, хоть и очень маленькой. И от нее мне осталась надписанная фотография - адресованная мне лично. Думаю, что не проходит и дня, чтобы я не вспоминала бабусю Феню:
Акценты работы сместились, это правда. Но эмоционально наши с детьми занятия генеалогией стали гораздо богаче, чем спортивные "исторические раскопки", которые были прежде. Теперь мы все больше видим за именами, событиями и документами настоящих людей.
* * *
Несмотря на большую проделанную работу, мы еще в самом начале пути. Есть много необработанных фотографий, неразобранных документов, все это предстоит сделать в самое ближайшее время, т.к. без этого нельзя двигаться дальше. Пойдут запросы в разные архивы, будет дополняться информация. Все будет идти так, как идет сейчас: какой-то запрос принесет новые открытия, другой огорчит отказом.
Какие-то темы будут оформлены в виде обширных постов в журнале - например, как
"Партия велела, комсомол ответил "Есть!" (о годах, проведенных на целине) и
"Школьные годы чудесные" (о школьных годах моей бабушки Эммы).
В общем, предстоит большая работа по веку двадцатому, за которым, я не сомневаюсь, придет век девятнадцатый, а там глядишь, и с восемнадцатым повезет!
* * *
И в завершение.
У тех, кто тоже хочет попутешествовать в прошлое и познакомиться с историей своей семьи, есть возможность присоединиться к курсу, который как раз сейчас
открывает Елена Хэрмэнс. Это хорошая возможность разобраться в "темном лесу" генеалогии под руководством специалиста, постепенно и основательно, шаг за шагом, этап за этапом, не набивая шишек и не тратя времени там, где его можно сэкономить.
Дерзайте!