Н. Никитич "Андрюша идет в школу" (
к содержанию книги)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЗА БУКВАРЕМ
Новичок
День спустя на пороге первого класса появился беленький пышноволосый мальчик в коротких штанишках, за ним высокая женщина. Держась за руки, они остановились у двери, не решаясь войти.
Андрюша смотрел на них и старался вспомнить: где он видел этого мальчика?
«Да мы же вместе покупали сумку!»
- А я его знаю - это Игорь! Его зовут Игорь! - зашептал Андрюша Вите, потом крикнул: - И-горь!
- Ребята, - весело обратилась ко всему классу Нина Ивановна, - вот, наконец, пришёл Игорёк Михайловский. Теперь в нашем классе нет больных.
Андрюша разглядывал Игоря. На нём та же серая рубашка, заправленная, как тогда в магазине, в коротенькие серые штаны, коричневые чулки и ярко-жёлтые очень маленькие ботинки. И для чего-то большой синий, в горохах, бант под подбородком.
«Ой, какие у него маленькие ноги! У Юрика и то больше», - подумал Андрюша.
Нина Ивановна взяла Игоря за руку и подвела его к первой парте, где столько дней ждало кого-то свободное место.
Жёлтые ботинки новичка заскрипели на весь класс.
- Какой скрипучка! - Славик закрыл уши.- Почему у тебя на шее бантик, как у собачки?! - зашептал он из соседней колонки.
Андрюша с Витей сердито оглянулись на Славика, а тот им показал язык.
Теперь Игорёк сидел в средней колонке на первой парте, а Андрюша за его спиной - на второй. Андрюша всё время видел перед собой светлую голову Игоря и его тонкую, как у Лёни, шею. Класс начал строиться на зарядку, а Игорёк сидит. Пришлось сказать ему, чтобы он стал в один ряд со всеми мальчиками. Он поднялся и пошёл туда вместе с сумкой.
- Что ты! Сумку на зарядку не берут, - закричали все. Игорь послушно положил сумку в парту.
На зарядке выяснилось, что Игорёк по росту самый маленький в классе, - а значит, и во всей школе. Его поставили в первый ряд. Он будет ходить в первой паре.
Когда после зарядки первоклассники сели на места, Игорёк обнял свою сумку: он расстался с ней на пятнадцать минут, пока была зарядка, и уже соскучился.
Вошла учительница. Все встали, а Игорёк сидит. Сосед шепнул ему: «Встань!» И Андрюша сзади шепнул то же самое. Игорёк встал - грохнула крышка парты. Несколько мальчиков засмеялись.
- Кто это смеётся?! - Нина Ивановна быстро и строго посмотрела на всех сразу: - Вы учитесь уже тринадцать дней, а Игорёк только пришёл. Потому он и не знает всего того, что знаете вы. Забыли, как я вас учила вставать?.. Разве вы не грохали крышками парт?!
Класс молчал.
Начался урок русского языка.
Когда Андрюша замечал, что Игорёк делает ошибку, ему хотелось помочь этому мальчику, хотелось поучить его. А учить надо было всему. Букварь он открывает не за верхний уголок, а за нижний. Указку держит не за тупой конец, а за острый. То потягивается за партой, то раскладывает локти, то подпирает кулаком подбородок... А рот?! Нина Ивановна один раз уже сказала ему: «Игорёк, закрой рот!»
Если Игорёк даже и сумеет прочитать длинное слово, то всё равно ответить, что такое звук и что такое буква, он не сможет. Нина Ивановна говорила, что в книжке этого нет, а знать надо обязательно. Откуда же может знать Игорёк, если он не был на уроках и не слышал того, что учили?..
А вот первоклассники все, как один, знают, что такое звук и что такое буква.
Андрюше стало жалко Игорька: ничего-то он не знает, ничего-то он не умеет... «Я научу Игорька всё делать правильно», - решил Андрюша.
На перемене он увидел, что возле Игоря вертится Славик, и помчался выручать новичка. Бант в горохах на шее Игоря уже развязан, его длинные концы касаются пояса, и Славику весело, - он хохочет на весь коридор.
Игорь старался завязать ленту бантом, но это ему не удавалось. Тогда Андрюша посоветовал:
- А ты сними совсем!
Лицо у Игоря оживилось, он сдёрнул ленту и сунул её в карман:
- Как ты хорошо придумал! - сказал он своим низким голосом, прямо-таки басом.
- «Как ты хорошо придумал!» - передразнил Славик.
Тогда Андрюша отвёл Игорька подальше от Славика и зашептал ему на ухо:
- Знаешь, я в классе самый толстый. Ты - самый маленький, а говоришь басом. Лёня - самый худенький. Серёжа - самый беззубый. Витя - самый в веснушках... А Славика все не любят... Он задира!
Игорёк исподлобья посмотрел на Андрюшу: ему стало обидно, что про него сказали «самый маленький, а говоришь басом», но он смолчал.
Игорёк сейчас одинаково не доверял и Славику, и Андрюше.
И тот обидел, и этот.
Кто из них лучше?
Перемена кончилась. Все ученики вернулись в класс, только на первой парте пустовало место Игорька.
- Это ваш ученик? - приоткрыв дверь, спросила нянечка.
На пороге стоял испуганный Игорёк и смущённо смотрел на свои ярко-жёлтые ботинки: он заблудился.
- Ничего, ничего, Игорь, это бывает с новичками, - сказала учительница. - Садись на своё место.
Игорь подошёл к партам, и глаза его растерянно забегали: он забыл, где его место.
- Можно, я ему покажу? - вызвался Андрюша.
Андрюша подвёл Игорька к первой парте средней колонки и шепнул ему:
- Ничего, я тоже сначала не мог найти своё место.
На уроке арифметики Нина Ивановна спросила у новичка:
- Ты умеешь считать?
- Умею, - сидя ответил Игорь, затем встал.
- Сначала надо встать, потом отвечать, - поправила его учительница и вдруг сердито посмотрела на задние парты первой колонки: оттуда донёсся смех.
Игорь сел, потом правильно стал слева от своей парты и начал считать:
- Раз, два, три, четыре... Так досчитал он до двадцати.
- Считаешь ты хорошо, - похвалила Нина Ивановна, - но у тебя есть одна ошибка. Лёня, скажи, какая ошибка у Игоря.
Лёня выпрямил спину и стал рядом со своей партой:
- Надо говорить не «раз», а «один», - тонким голоском ответил он.
На следующей перемене Андрюша опять подошёл к Игорьку.
- Сначала я тоже говорил «раз», - сказал он. - Мы все так говорили, даже Витя. А Нина Ивановна нас переучила. И ты тоже переучишься.
- Я постараюсь, - кивнул Игорёк.
Это был не очень разговорчивый мальчик.
К содержанию книги