Лето 2014. Санкт Петербург, Эрмитаж - прогулка по залам.

Feb 08, 2016 08:06


Предыдущий круизный пост был очень давно - в нем мы погуляли по центру города и подошли к Эрмитажу, ну а сейчас войдем в музей.

Небольшое предисловие. С Эрмитажем у меня очень странные отношения: в детстве я там была нечасто, и он меня не интересовал от слова совсем - я очень любила Этнографический музей, немного меньше Зоологический. А вот Эрмитаж практически остался за бортом.

После долгого перерыва в 2004 году я приехала в Петербург в гости к моей учительнице английского языка Галине Борисовне. Галина Борисовна любит свой родной город, любит Эрмитаж, много лет работала там экскурсоводом - водила экскурсии для интуристов на французском языке. И именно с посещения Эрмитажа вместе с ней началась моя любовь к этому месту. Очень мало помню Эрмитаж из детства, не какие-то общие впечатления, а конкретные скульптуры, т.к. живопись и интерьеры меня тогда почему-то не интересовали. И напротив - отлично помню все свои визиты туда после "нового открытия Эрмитажа".

В Эрмитаж я хожу в каждый мой приезд в Петербург, даже если приехала всего на два неполных дня, как во время этого нашего круиза. На мое счастье дети в их первый приезд в Петербург тоже прониклись Эрмитажем и очень хотели туда попасть, так что наши желания совпали. Хожу я туда как наркоман - чтобы снова и снова в постоянных, очень определенных местах испытать знакомые чувства, улыбнуться, как старым приятелям, одним любимым картинам (скажем, "Юдифи"), молча посидеть у других ("Портрет старика в красном"). Поздороваться с "Мертвым мальчиком на дельфине" и с "Амуром": это они - мои друзья с детства. В общем, хожу, как по заколдованному кругу, по более-менее одному и тому же маршруту, но конечно, каждый раз вижу и новые вещи.



Итак, парадная Иорданская лестница. Изначально называлась Посольской - по ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций. Впоследствии получила название Иорданской, так как по ней во время Крещения спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь - иордань.



Моя мечта - столько времени провести в Петербурге, чтобы иметь возможность осмотреть залы Эрмитажа во всех подробностях. Малореальная мечта :)



Все туристы "фоткаются" в Эрмитаже на память, а чем мы хуже? Приехавшие на два дня мы именно туристы, как ни странно это ощущение в родном городе



и мы же на этой лестнице шесть лет назад - пусть будет не просто пост про наше посещение Эрмитажа, а такая ретроспектива. Лее здесь 8 лет, Рухаме 6.



Малая столовая Зимнего дворца



На стенах - шпалеры, вытканные в XVIII в. на Петербургской шпалерной мануфактуре. Африка



Азия



И мемориальная доска на камине, сообщающая, что "В этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года красногвардейцы, солдаты и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное временное правительство"



Малахитовая гостиная



и она же на акварели Ухтомского 1865 года



Согласно воле императора, в декоративное убранства зала А.П. Брюллов включил редкий полудрагоценный камень - малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали.





Белый зал, созданный А.П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трех гостиных.



и он же на акварели Луиджи Премацци



люстра впечатлила всех



Золотая гостиная



А в будуаре императрицы Марии Александровны я впала в шоковое состояние от увиденного: там нас встречала современная Дама с собачкой - это экспонат временной выставки каких-то там художников в залах Зимнего дворца. Вот что написано на табличке:

"Катарина Фрич. Дама с собачкой. 2004. Полиэстер, металл, краска, аллюминий. Скульптурная группа "Дама с собачкой" немецкой художницы Катарины Фрич представлена в одном из исторических интерьеров Зимнего дворца - Будуаре, относившемся к личным покоям императрицы Марии Александровны, жены Александра II. "Дама с собачкой" - это многократно увеличенная сувенирная поделка из морских раковин, которые и составляют изображения женщины и собаки. Скульптурная группа становится своего рода аллюзией на придворную культуру петербургского высшего света XVIII-XIX веков. Рокайльные в прямом и переносном смысле, составленные из раковин и окрашенные в розовый цвет, дама с собачкой выглядят как неотъемлемая часть аристократического будуара середины XIX века".



вот например еще один экспонат в другом зале - "Скамейка для молитвы".



Поперхнувшись "Дамой с собачкой", я попробовала сосредоточиться на мебели



Большой Итальянский просвет - один из трех огромных парадных залов Нового Эрмитажа, имеющих "верхнее освещение". Оно определило название этих залов, предназначенных для крупноформатных картин. В зале развернута экспозиция итальянской живописи XVII-XVIII вв.





Глупо фотографировать полотна в Эрмитаже, и не надо - но самую чуточку :)





Анфилада



Перед поездкой в Петербург мы с детьми побывали на интерактивной выставке Леонардо да Винчи в Тель-Авиве, и конечно, после просмотра репродукций на компьютеризированных полотнах, хотели увидеть оригиналы. К "Мадонне Литте" мы не пробились, очередь была, как за колбасой, а вот у "Мадонны Бенуа"было меньше желающих



Лоджии Рафаэля - одно из моих любимых мест в Эрмитаже



как и Павильонный зал - небесно-воздушный, весь звенящий



из которого виден дивный садик



а вот Рыцарский зал моих детей не увлек совсем



хотя за шесть лет до этого, когда дети выбирали "лучшие места в Эрмитаже", чтобы сфотографироваться там на память, они выбрали именно этих коняк :)



И в военную галерею 1812 года никто не пожелал пойти (хотя я ее очень люблю). А вот шесть лет назад там увлеченно считали портреты и обсуждали "дяденек военных"



зато все мы пришли в восторг, когда дошли до зала с коллекцией монет. С нами был крупный специалист по монетам - моя мама. Мама работает в иерусалимской лаборатории Управления древностями, и занимается как раз обработкой монет, найденных в археологических раскопках



Огромную Колыванскую вазу все встретили как старую знакомую.



она действительно наша старая знакомая!



Высота вазы более двух с половиной м, большой диаметр чаши - пять м, малый - свыше трех м.



Ваза изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит из пяти частей, причем основная из них - чаша - монолитна). До Урала вазу везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской водной системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили ее в зале Эрмитажа



Зал Юпитера очень впечатлил девчонок. Изначально предполагалось разместить в этом зале скульптуру нового времени. Поэтому в его декор включены медальоны с профилями выдающихся скульпторов: Микеланджело, Кановы, Мартоса и др. Современное название залу дала огромная статуя Юпитера (конец I в.), которая происходит из загородной виллы римского императора Домициана.



Парадная лестница Нового Эрмитажа строга и торжественна



По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года. В пятидесяти шести его выставочных залах располагались коллекции итальянского, голландского, фламандского и русского искусства. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы пройти в музей, требовалось специальное разрешение. Не всегда добивались такого разрешения даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах.



За колоннами прячутся великолепные скульптуры - наша Лея, которая не могла пройти мимо скульптуры спокойно, чуть было не осталась там жить



Ну и в заключение - что же впечатлило девочек в Эрмитаже на этот раз? Поскольку наши билеты включали в себя оплаченную фотосъемку, то девочки сами выбирали, что сфотографировать себе на память, особо понравившиеся экспонаты.

Рухама, которая известна своим талантом подмечать интересные детали, фотографировала разные предметы интерьера



Лея очень много внимания уделила скульптуре Эрмитажа



Наше посещение Эрмитажа было хоть и быстрым (все же два дня в городе не располагают к созерцательному времяпровождению...), но очень емким. Дало толчок к новому чтению, новым вопросам и поиском ответов на них. Поэтому про Эрмитаж будет еще несколько постов.

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2014

круиз 2014, Санкт Петербург, лето 2014, детские фотографии, лето 2008, Эрмитаж

Previous post Next post
Up