Хочу рассказать о небольшой фотовыставке, проходившей в музее истории Екатеринбурга летом 2013 года. Выставка называлась на первый взгляд неинтригующе: "Индустриальный репортаж Анатолия Грахова". Имя нам было не знакомо, индустриальным репортажем мы не увлекались и на выставку не бежали, а так, в свободное время зашли.
Вот так на этой небольшой выставке произошло наше знакомство с творчеством замечательного уральского фотохудожника Анатолия Грахова, открылся целый мир его огромного таланта.
Анатолий Грахов - легенда свердловской фотодокументалистики, фотокорреспондент ТАСС на Урале, успевавший на своем Харлее всегда и всюду: и на официальную встречу, и на уборку урожая и колхоз, и на пуск новых машин на заводе. Кадры выдавал живые, энергичные, изобретательные, тонко чувствуя и понимая формат "газетного репортажа".
В 2013 году город отмечает 90-летие Анатолия Андреевича, к сожалению, уже в отсутствие самого юбиляра. Музей истории Екатеринбурга приурочил к знаменательной дате выставку работ мастера, объединенных промышленной темой. Упоение суровой заводской романтикой, трепет перед стальными колоссами и восхищение "человеком труда" - все это в снимках Анатолия Грахова, отразивших героическую эпоху 1960-70-х гг. "Свердловск социалистический" и его гордость, заводы-гиганты: УЗТМ, Уралэлектротяжмаш, Трубомоторный. "Мой век был веком созидания, - говорил сам фотограф, - Звание "человек труда" было самым почетным. И я видел свое презназначение в его пропаганде".
На выставке были представлены около десятка работ фотографа, все - индустриальная съемка на производствах Свердловска и области. Казалось бы - где мы с нашими пейзажами, натюрмортами и т.д. - и где индустриальная съемка? Но что это были за работы, не описать! Сколько экспрессии, ритмичности, сколько чувства в них было! И самое главное, сколько таланта!
УЗТМ -Уральский завод тяжелого машиностроения, на всю страну известный Уралмаш. Какой свет на этом снимке невероятный!
Уралэлектротяжмаш - завод в Екатеринбурге
монтаж и прокладка труб
В огне сварки. Нижнетагильский металлургический комбинат
На выставке были также пара витрин, где были представлены книги Грахова, его портреты и вещи
негативы
бачки и фотографии Анатолия Андреевича разных лет
его книги - в общей сложности Анатолий Андреевич за свою долгую фотожизнь выпустил семь альбомов
и провел множество своих выставок, на одну из которых, где он уже не присутствовал, нам повезло попасть:
Открывал выставку стенд с портретом фотографа и небольшим рассказом о его жизни:
Анатолий Андреевич Грахов родился в Удмуртии в 1923 году. Сын красного кавалериста легендарной Первой конной армии. Седьмой ребенок в семье, где детей было всего одиннадцать.
Получив паспорт, Анатолий уехал поступать в школу железнодорожного транспорта под Красноярском. В военные годы оканчивает училище связи и в октябре 1943 года отправляется на фронт. Войну Анатолий Андреевич закончил в Германии, немного не дойдя до Берлина из-за ранения.
После войны Грахов приехал в Свердловск, в военный городок, расположенный в то время в Новодевичьем монастыре на ул. Декабристов. Там, в одной из бывших монашеских келий он прожил два года. Там же увлекся фотографией. Один из его первых снимков был опубликован в 1947 году в газете "Уральский рабочий", потом он стал сотрудничать с газетой "На смену!". Особенно удачные снимки попались на глаза чиновникам, которые и порекомендовали его кандидатуру для работы в ТАСС. Через месяц испытательного срока, вместо положенных трех, Грахов был зачислен в штат ТАСС, где проработал более 30 лет! За время своей работы он объехал все без исключения города и веси Свердловской области, участвовал в оформлении более 50 книг об Урале, награжден многими премиями, а выставкам, в которых он участвовал, числа нет.
Альбом "30 лет в ТАСС" был издан в 2008 году, еще был жив Анатолий Андреевич, и в статье о фотографе написано:
"Еще в прошлом году его можно было увидеть спешащим куда-нибудь по делам за рулем своего автомобиля. Сотрудник ГАИ, остановивший как-то Анатолия Андреевича, пристально, как реликвию, рассматривал его водительские документы, не веря в то, что лихачу за рулем - уже сильно за 80.
Но в этом весь Грахов. Подготовив этот альбом, он уже думает о новой выставке и следующей книге, посвященной юбилею города, который будет отмечаться в этом году. И здесь есть забавное совпадение: Екатеринбургу исполнится 285, а Грахову - на 200 лет меньше - 85.
И в этом возрасте ему хочется пожелать только здоровья. Потому что новые идеи и оптимизм никогда не покидают этого беспокойного человека".
Анатолий Андреевич Грахов скончался в 2011 году, не дожив 2 года до своего 90-летия. На портале e1.ru я нашла интервью с Анатолием Андреевичем, составленное по вопросам посетителей сайта в 2008 году перед выходом этого альбома. Пару вопросов-ответов скопирую сюда, остальное можно
прочитать здесь:
Вопрос. Автор: Катерина
Здравствуйте, Анатолий Андреевич! Меня увлекает мир фотографии. Это просто невероятно, как с помощью одного кадра, одного выхваченного из жизни мгновения, можно передать огромное количество информации: мыслей, чувств, эмоций! Что бы Вы посоветовали начинающим? На что обратить особое внимание?
Ответ:
Советую упорно трудиться. Фотография требует практики. Лучше ежедневной.
А самые лучшие кадры получаются тогда, когда фотограф становится "невидимым" для героев своих сюжетов.
Вопрос. Автор: Лада Жгилева
Есть ли кадры, которые вы хотели сделать, но не получилось?
Ответ:
Я сожалею, что мог, но не фотографировал Георгия Жукова - в те годы он был в опале и его снимки не печатали газеты. И еще я очень жалею, что однажды постеснялся сфотографировать П. П.Бажова. Это мог бы получиться великолепный кадр. Я пробегал мимо него по лестнице, а он сидел и что-то записывал, склонившись над своим планшетом рядом со скульптурой Ленина в здании "Уральского рабочего".
Вопрос. Автор: Светлана
Дорогой Анатолий Андреевич! Разрешите искренне и сердечно поздравить Вас с наступающим юбилеем! Бодрости духа, крепкого здоровья :-) Мы Вас добрым словом вспоминаем, ведь Вы - автор самых лучших снимков в наших фотоальбомах. А вопросов у нас два:
1. Кто помогает Вам в организации Ваших выставок и ведении архива?
2. Правда ли, что всех Ваших возлюбленных зовут именем Наташа или все-таки у меня есть шанс? :-)
Ответ:
Спасибо за комплимент. 1. А что касается архива, то я пока сам им занимаюсь. Постепенно перевожу все снимки в электронный вид. Многое из архива передал различным организациям. Например, в областной архив, в краеведческий музей, екатеринбургскую епархию. Посмотреть наиболее удачные работы можно в моих фотоальбомах. Первый я выпустил 5 лет назад, второй у меня выходит на днях, и еще один, с городской тематикой, будет выпущен ко Дню города при поддержке екатеринбургской администрации.
2. Мою жену зовут Валентина Ивановна. Про шанс - думаю, его уже нет у меня)).
Вопрос. Автор: Евгений
Приветствую Вас. Сейчас очень трудно занять достойное место в фотоиндустрии. Еще сложнее получать деньги за те работы, которые ты делаешь для себя, исходя из своего взгляда на вещи, а не работая на "дядьку". Могли бы вы дать какие-нибудь советы по поводу захвата территорий для творчества такого плана? Заранее спасибо!
Ответ:
Если сравнивать сегодняшнее время с тем временем, когда работал я (а это практически пятьдесят лет), то конечно, сейчас фотографу зарабатывать тяжелее. Раньше в каждой крупной газет работало по пять фотографов, а сегодня профессиональные фотографы газетам не нужны. В целях экономии переходят на любительскую фотографию. Поэтому невыразительные и похожие фотографии заняли почти все газеты и журналы.
Но я верю, что и в этой ситуации мастерство и профессионализм могут быть востребованными. А вам, если вы любите свое дело, я бы посоветовал быть настойчивым и добиваться таких результатов, чтобы с вами хотели работать. Чтобы не вы, а они к вам обращались.
* * *
Хорошая выставка или экскурсия должна побуждать искать: читать, бежать в магазин за новыми книгами, что-то узнавать. Побежали и мы в екатеринбургский Дом Книги, где к моему счастью нашелся альбом Анатолия Грахова "30 лет в ТАСС". И если его индустриальные снимки были талантливыми, то его репортажная съемка просто невыразимо прекрасна, я смотрю его альбом и каждый раз поражась: как можно вот так вот просто снять?
Очень хороша аннотация к альбому:
"Имя и работы уральца Анатолия Грахова вошли в историю отечественной фотографии. Проработав 30 лет в крупнейшем новостном агенстве ТАСС, он создал драгоценный архив, каждый кадр которого стал достоверным документом истории Урала второй половины XX века.
Собранные в фотоальбоме работы представляют лишь небольшую часть разнопланового творчества известного фотографа. Уникальные черно-белые кадры, наполненные искренней любовью автора к героям своих сюжетов, будут близки и понятны людям всех поколений.
Все без исключения фотографии из альбома достойны показа, но отобрала я те, которые меня больше всего "цепляют". Вот эта девушка, например:
или семейный вечер, где все на месте: и фигура в руках игрока справа, и и выжидательное выражение лица у женщины в кружевном воротничке... Просто уютная фотография:
"Вечер в доме отдыха", 1968 г.
Одна из моих самых любимых фотографии, сколько света и сколько здесь ощущения весны и воздуха! Называется она "Март", это 1965 год.
Еще один очень атмосферный снимок:
"На красной площади", какая красота!
Глядя на эту фотографию, мне ассоциативно вспоминается фильм "Дом, в котором я живу", прямо ощущается радость и предвкушение от новенькой квартиры и непременно прекрасной новой жизни в ней!
Очень люблю фотографию "К председателю", по ней целую повесть можно написать!
конечно, свердловское - значит отличное!
ну и в завершение - еще одна свердловская красавица!