В прошлом круизном посте
мы ушли из Плеса, а на следующий день утром пришли в Ярославль. В Ярославле у нас была 3-хчасовая стоянка без экскурсионной программы от теплохода. И мы решили погулять по городу и поискать ярославскую синагогу.
Выйдя с теплохода, прошли мимо ярославского моста - на улице хмуровато, моросит дождик
Как-то совсем мало информации в сети о ярославской еврейской общине, да и сама община небольшая. С трудом наскребла кое что:
Первые упоминания о евреях в Ярославле относятся к 1635 году, однако, это были не постоянные жители города, а проезжие торговцы. Еврейская община в Ярославле возникла только в середине XIX века, её ядро сформировали вышедшие в отставку николаевские рекруты из евреев. В 1860-е годы к отставным солдатам прибавились ремесленники, получившие право выезда за пределы черты оседлости. К концу XIX века еврейская община в Ярославле была уже довольно крупной - более тысячи человек. В это время среди евреев становилось больше промышленников, купцов, адвокатов, врачей.
Здание синагоги построено в 1916-1924 гг. по проекту архитектора Николая Юрьевича Лермонтова. После Октябрьской революции еще некоторое время в городе существовала синагога (в 1934 году синагога была закрыта), и отмечались еврейские праздники, но вскоре еврейская жизнь была задушена и вплоть до 1991 года почти не развивалась. В 1927-1929 гг. квартал, в котором стояло здание синагоги, был застроен жилыми домами в стиле конструктивизм, так образовался посёлок имени Бутусова. А синагога была перестроена под клуб поселка имени К.И. Бутусова. В 1991 году в городе было зарегистрировано областное объединение еврейской культуры «Цэ Улмад». В 1993 году была создана и зарегистрирована городская еврейская религиозная организация. 20 июня 1994 года вышло постановление мэра о передаче здания синагоги по адресу Чайковского 54, в собственность еврейской общины. Через некоторое время в здании начались ремонтные работы и размещение в нем еврейского общинного центра.
Синагога в Ярославле находится недалеко от речного порта, мы шли минут двадцать. На первый взгляд и не скажешь, что это синагога:
а вот ограда уже с еврейской символикой
Когда мы пришли, то в синагоге не было раввина, он должен был подойти. Но нам открыли молельный зал, небольшой совсем
арон кодеш
лежат молитвенники и коробочка с ермолками
А вот остальные помещения еврейского центра нам без раввина открыть не могут, сказали нам. Ну, не могут так не могут, - мы огорчились немного, но делать нечего - ушли. Пока мы гуляли вокруг здания и осматривали решетку, на крылечко выбежала пожилая женщина и стала нас искать. Оказывается, они там подумали и решили, что покажут гостям еврейский центр и сами, раз уж гости ждать не могут... Мы очень обрадовались, всех стали благодарить.
Вот столовая и зал клуба
а вот та женщина, которая нас водила по центру. Зовут ее, как мне помнится (но я не уверена) Белла Абрамовна. Она заведует благотворительной организацией "Хесед Рахель". Очень занята была: сказала, что пришла вот только что от одной старушки, сейчас покажет нам синагогу и уже идет к другой женщине, которой помогает со стиркой
уголок для омовения рук
люстра интересная!
библиотека
газеты лежат
в библиотеке висят портреты деятелей культуры - и портрет Маршака тоже!
там же кстати мы нашли программку спектакля "Кошкин дом" Ярославского ТЮЗа
есть в синагоге и музей. Многие жители Ярославля и области пострадали во время Катастрофы
выставка, посвященная истории ярославской еврейской общины - очень интересно было рассматривать!
крупнее
Абрам Блох
Арон Опочинский - казенный раввин, доктор
Акт о необходимости постройки нового молитвенного дома взамен старого, пришедшего в полную ветхость, от 15 августа 1915 года
в музее есть разные предметы еврейского быта - молитвенное покрывало, шофар, ханукальный волчок. Есть и две открытки, переданные в дар музю одной из старейших жительниц Ярославля Бертой Давыдовной Ливен:
Есть в музее очень интересный экспонат: история одной из жительниц Ярославля, Аси Янкелевны Левит. Называется стенд "Живая из списка расстрелянных"
Рассказывает Ася Янкелевна Левит (девичья фамилия - Ротенберг):
"Родилась 5 августа 1936 года в городе Славута Каменец-Подольской, ныне Хмельницкой области Украины. Эвакуации в Славуте не было. Немцы заняли городок в первые дни войны. Евреев изгоняли с мест постоянного жительства из окрестных деревень, сел, городков в гетто в г. Славута. Моя семья проживала в доме по улице Баранской, это место оказалось в центре гетто за колючей проволокой".
В архивном фонде славутской райуправы в списках переписи населения по г. Славута за 1942 год числится семья: Ротенберг Рахиль Матусовна, которая была главой семьи и проживала с сыном Ротенберг Мусей Яковлевичем, дочерью Ротенберг Асей Яковлевной по улице Баранской...
По имеющейся выписке из "Неизвестной черной книги" Яд Вашем по свидетельству очевидцев в г. Славута немцы уничтожили в конце 1941 года около 5 тысяч евреев. Среди них были старики, женщины и малые дети.
Шестилетняя Ротенберг Ася Яковлевна была расстреляна фашистами 27 июня 1942 год и похоронена в братской могиле г. Славуты. Так записано в книге "Скорби Украины". В этот день в Славуте была устроена последняя кровавая расправа над евреями.
"В этот день была уничтожена моя огромная семья - 3 поколения: бабушка, дедушка, тети, дяди, братья, сестры - 12 человек. Я узнала о горькой семьи моей мамы и брата только в 2005 году, когда, приехав в Славуту получила из книги скорби Украины копию страницы 140, той самой страницы, где значатся имена расстрелянных и похороненных в братской могиле моей мамы, брата и мое имя".
В документах есть рассказ свидетеля: "Фашистские офицеры, распоряжавшиеся этим адским делом, говорили солдатам: "Нечего на них тратить патроны, закапывайте!" Еврейских детей бросали в ямы поверх убитых и закапывали.
"Страница 140 из книги "Скорби Украины" говорит, что и я была в числе этих детей. Мои обрывочные воспоминания не дают возможности восстановить цепь событий. Страх, болезни, голод заблокировали мою память. Память включается только в детском доме, в котором я оказалась в 1943 году. В декабре 1943 года в Ярославле была выдана мне метрика (до этого видимо была сопровождающая бумага). В метрике мое имя Яся. Позже меня стали звать Ася..."
Муж Аси Моисей Левит, выпускник Львовского Политехнического института. Моисей поступил в заочную аспирантуру и стал начальником бюро "рабочего процесса и топливной аппаратуры" отдела главного конструктора.
В 1996 году Ася Янкелевна получила архивную справку из архива Хмельницкой области - данные о ее семье:
Посещение Славуты, место, где указано ее захоронение. Почтение памяти расстрелянных. 2005 г.
Если я правильно поняла из текста стенда, то сейчас Ася Янкелевна живет в Германии и является членом Правления Всегерманской Ассоциации переживших Холокост - иммигрантов из постсоветских государств.
В следующем посте пойдем гулять по Ярославлю дальше.
Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу
круиз_2012