"Реки подают друг другу руки..." Журнал "Пионер", № 6, 1939 г.

Sep 30, 2013 15:10


Благодаря donna-benta и ее сообществу kid-book-museum мы открыли недавно огромное хранилище старых советских журналов. Потихоньку будем пополнять коллекцию раздела Периодика сайта Маршака.

Но помимо маршаковской темы в журналах есть масса всего, что нас интересует. Вот например огромная иллюстрированная статья "Большая Волга" в журнале "Пионер", № 6 за 1939 г. сразу привлекла наше "речное" внимание.

БОЛЬШАЯ ВОЛГА

«… Развернуть строительство величайшего в мире сооружения - двух Куйбышевских гидростанций общей мощностью в 3,4 миллиона киловатт, одновременно разрешающего проблему орошения засушливых земель для достижения устойчивых урожаев в Заволжье и дело судоходства по Волге и Каме». (Из резолюции 18 съезда ВКП(б) по докладу тов. В.М. Молотова).

Как хорошо, что фантазерам из статьи не удалось воплотить в жизнь все великие планы. Хорошо, что есть Свияжск, что Царев Курган стоит на своем месте, хоть в подписи к его снимку в статье написано: "От этого Царева кургана ничего не останется: камни и земля высокого холма лягут на дно Волги, из них вырастет "тело" гигантской плотины". Хорошо, что Волга не впадает ни в какой океан и реки не совсем уж везде перестали быть реками. Хорошо, что вся эта лавочка перестройки природы вовремя прикрылась.

Хотя безусловно судоводителям и любителям круизов (вот тем же нам :)) удобнее и гарантированнее идти в круиз по той же перестроенной Волге, чем по капризной Оке, где есть и разливы в половодье, и перекаты, и затопленные шлюзы, и коварное дно, где чуть что - сядешь на мель.


















Весь текст статьи не поместился бы в пост, да и незачем - он есть на сканах. Так что лишь отрывок:

Стройка, подшефная комсомолу

…Лектор говорил о гигантских плотинах, что перегородят великую реку. О новых, бескрайних волжских озерах-морях. Об электрических станциях, таких могучих и грандиозных, каких не знал еще мир. Об оазисах в песках Прикаспия. О зеленых ветроломах и дождевых завесах, побеждаю­щих засуху, и о новом, благодатном климате на приволжской земле...

Поздним вечером слушатели возвращались в казармы, в бараки, в теплушки. Они шли по сумрачным, пустынным улицам. По прежнему жались к заборам молчаливые группы женщин с кошелками, полыхало зарево на востоке и в снежной замети раздавались одинокие выстрелы.

Но красноармейцы, шедшие по темным улицам, говорили о будущем изобилии пшеницы, о ярких электрических фонарях в рыбацких селах, о виноградниках на Жигулях и о невиданно богатых уловах стерлядей в новых волжских озерах-морях.

Скоро ли сказка станет былью?!. Для этих людей весь вопрос был только во времени. И когда через несколько дней рвались снаряды над снежными окопами, многие из тех, кто в тот вечер слушал лекцию, вспомнив о рассказе, крепче сжимали винтовки в закоченевших руках, метче разили врага.

Весь вопрос был только во времени. И волжские грузчики, рабочие, рыбаки, крестьяне дрались за то, чтобы скорее пришло это время.

Сейчас это время наступает.

Уже плещутся воды Волги у стен Московского Кремля. Уже гигантские плотины перегораживают великую реку у Рыбинска и Углича. Грохочут взрывы в Жигулях: рушат скалистые горы. То, о чем рассказывал красноармейцам лектор в холодном и темном зале и за что они сражались и умирали в горах Урала, в снегах Сибири, теперь изложено инженерами в сотнях чертежей, в длинных таблицах пояснительных записок, в сложных математических выкладках.

Пятнадцать новых морей

Пятнадцать плотин перегородят Оку, Каму. Волгу. Эти плотины будут громадны. Той, что строится сейчас у города Куйбышева (у бывшей Самары), в весеннее половодье каждую секунду придется сдерживать напор 80 тысяч кубических метров воды. Это значит, что весенняя Волга ежесекундно будет обрушиваться на плотину как могучий водяной таран тяжестью в 80 тысяч тонн. Как же прочна должна быть эта стена, перегородившая реку и как велико должно быть искусство инженеров, создающих это сооружение!

На Волге, у города Куйбышева, плотину построят из земли и бетона.

Возле левого берега вырастет массивная бетонная стена длиной около километра и высотой в пятнадцатиэтажный дом.

Ее продолжение - земляная плотина. Ни одна крепость, ни одно сооружение мира не знало такого грандиозного земляного вала: его ширина - свыше полуки­лометра, длина - 2.5 километра, высота - 45 метров. Около 50 миллионов кубических метров грунта пойдет на сооружение этой плотины. И если бы понадобилось всю землю, что будет вынута и уложена в плотины и дамбы Куйбышевского узла, перевезти на железнодорожных платформах, гигантский поезд вытянулся бы на 440 тысяч километров, одиннадцать раз опоясав по экватору земной шар.

Такова будет одна Куйбышевская плотина.

Но Волга, Ока и Кама окажутся перегороженными пятнадцатью плотинами.

Ударившись о плотины, реки отступят назад. Они зальют прибрежные луга, овраги, миллионы кубометров воды устремятся в русла притоков - и притоки потекут вспять. Но через несколько часов, будто собравшись с силами, они победят встречную волну и снова потекут вниз. А потом новая встречная волна опять повернет их обратно. В это время плоты на притоках остановленных рек то будут плыть вниз по течению, то подниматься вверх, несколько раз за сутки проплывая мимо одной и той же деревушки.

Так было, когда Иваньковская плотина остановила Волгу у входа в Московско-Волжский канал. Так будет, когда остальные четырнадцать плотин перегородят Волгу, Каму, Оку и превратят их в цепи озер - в своеобразные водяные лестницы.

Ступени этих лестниц будут грандиозны.

Куйбышевская ступень - «Жигулевское озеро-море», что разольется перед Куйбышевскими плотинами - будет длиною в 700 километров и площадью в 7 тысяч квадратных километров. В европейской части Советской страны только два озера - Онежское и Ладожское - по своим размерам будут больше нового водохранилища. Жигулевское озеро будет равно трем четвертям Онежского.

По Волге новое озеро дойдет до Чебоксар, по Каме оно поднимется до устья реки Вятки, и строителям предстоит много потрудиться, чтобы подготовить чашу для новорожденного озера-гиганта.

На будущем дне «Жигулевского моря» сейчас стоят десятки деревень и три города: Ставрополь, Спасск, Свияжск. В них живет около 200 тысяч человек. Их надо переселить на новые места.

На дне будущего озера сейчас широко раскинулись 170 тысяч гектаров леса и кустарников, по шоссейным дорогам бегут автомобили, по железнодорожным путям идут поезда. Придется начисто вырубить эти громадные лесные массивы, а 500 километров автомобильных дорог, железнодорожные пути, фабрики, магазины, клубы, колхозные хозяйства бережно перенести на новые места. Возле города Ульяновска нужно будет перебросить через Волгу новый железнодорожный мост.

«Жигулевское море» подойдет вплотную к Казани, сейчас удаленной от Волги. И строители окружат древний город высоким земляным валом, чтобы защитить его от наступления нового озера,

В «Жигулевском море» каждую весну будет собираться около 5 тысяч миллиардов ведер воды. Если бы всю эту воду потребовалось выпустить через трубу диаметром в один метр, на это ушло бы пять столетий.

Но не возникает ли опасности, что но­вое озеро «набухнет» сверх меры, выйдет из берегов, обрушится на прибрежные го­рода, хлынет на улицы только что переселенных деревень? Нет. В контрольной будке Жигулевской плотины будут точно знать границы дозволенных разливов. И в нужный момент дежурный инженер одним нажатием кнопки поднимет громадные металлические двери-щиты бетонной плотины и спустит излишек воды вниз, в волжское русло.

Волга, Ока, Кама поступят в распоряжение инженеров, работающих в будках управления плотинами, В область предании отойдут мели и перекаты. Волжане забудут, как в жаркие летние месяцы даже маленькие суденышки сутками безнадежно простаивали на песчаных отмелях обмелевшей реки. Страна получит новую судоходную дорогу длиною в 5500 километров. По этой водной магистрали в течение всей навигации - с ранней весны до ледостава - смогут свободно проходить невиданно громадные баржи; каждая такая баржа будет везти в трюме груз 1200 товарных железнодорожных вагонов.

А когда спустя несколько лет инженеры прорежут каналом 100-километровый полынный перешеек между Волгой и Доном у Сталинграда, эта великая советская водная магистраль получит выход - через Азовское и Черное моря - на простор океанов.

Реки подают друг другу руки

…скоро Волга послушно подаст руку Печоре и Вычегде, Москве-реке и Дону. Она будет связана и с Каcпием, и с Белым и с Азовским морями, и с Ледовитым океаном. И на громадном отрезке земного шара - от вечной мерзлоты печорских тундр до каспийских песков, от Уральского хребта до Балтики - не природа, а человек будет управлять течением рек, соединенных в великое речное содружество.

Бросить четверть Печоры в Каму!

Утроить отпуск донской воды в Волгу!

Прекратить доступ Камы в Вычегду!

Так деловито будет выстукивать телеграфный аппарат. И четверть Печоры отправится в Каму, донская вода устремится в Волгу, и тяжелые, стальные щиты прекратят доступ Камы в Вычегду.

Реки подчинятся воле человека и, строго говоря, перестанут быть реками. Они превратятся в цепи озер-морей, полноводных, глубоких, бескрайних. Эти новые озера не будут знать ни песчаных перекатов, ни бурных весенних половодьев: разумные автоматы в нужный момент перебросят воду из озера в озеро. И даже дно новорожденных озер в тихих заливах превратится в искусственные подводные луга - тучные пастбища для стерлядей и зеркального карпа...

Сегодняшнюю карту Советской страны придется перечерчивать заново.

старости, речная тема

Previous post Next post
Up