Лето 2009. Сысерть, ч. 1. Фарфоровый завод.

May 24, 2010 11:07


Прошлым летом в погожий денек мы съездили в Сысерть, небольшой город в Свердловской области в 50 км от Екатеринбурга, расположенный на реке Сысерть.

Мы побывали на Сысертском фарфоровом заводе, посмотрели производство и магазин (ну, не обошлось и без сувениров, конечно, мы известные любители фарфора :)), обошли бажовские месте (в Сысерти родился Павел Петрович Бажов) - дом-музей Бажовых, церковь, где крестили Павла, школу, где он учился. Поднялись на гору Бесенкову и насладились видом на город, речку и леса. А потом весело спустились с горы - по дороге находя бруснику (и съедая ее на месте), грибы и разные красивые камешки.
Потом осмотрели старую плотину со шлюзом на пруду и на автобусе уехали домой. В общем, впечатлений была масса. А начну я рассказывать по порядку - с фарфорового завода.

Экскурсию по цехам + мастер-класс мы заказали заранее. Но поскольку экскурсия проводится только для групп, а нас было всего четверо, пришлось заплатить за десятерых.

На память о посещении сысертского фарфорового завода нам остался вот такой славный снеговичок. А теперь в фотографиях я попробую показать, как его сделали :)



Сразу извиняюсь за жуткие фотографии цехов. Было там совершенно темно - просто совсем темно, в цехах нет окон. Поэтому все делалось с вспышкой в лоб :( Вытянуть темно-серо-пыльные фотографии до чего-то приличного у меня, увы, не получилось - хотя бы потому, что там и вправду все было серо, темно и страшно пыльно.

Вот в таком крутящемся барабане готовится шликер - фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата



Масса бывает жидкой и густой. Густая идет на тарелки, блюда, на крупные изделия. Из такой машини вылезает "колбаса" фарфорового теста



которую потом режут на куски. Ну а куски закладывают в формы.



Жидкое же тесто выливается прямо в гипсовые формы из вот такой машины с "кранами"-дозаторами



Посмотрим на гипсовую форму для чашки поближе. Внутренняя стенка формы повторяет волнистый "рельеф" стенки чашки



А вот две чашки рядом - одна до обжига (правая), а вторая - после. При обжиге происходит усушка изделия до 25 %, поэтому первичный размер изделия должен слегка превышать предполагаемый окончательный, чтобы компенсировать усушку.
Кстати, когда художник расписывает изделие до обжига - подглазурной росписью - он должен принимать во внимание усушку и изменение оттенков красок во время обжига.



Не знаю, как правильно называется этот цех - в общем, цех фарфорового завода :) Там полутемно и достаточно сыро. Под потолком проходит труба, в которую подается шликер. И от нее отходят трубки к рабочим столам.



Посмотрим подробнее, что на этих столах делается :)

Вот формы, внутри каждой из которых - какое-то изделие



Через определенное время после заливки в форму шликера, работник-фарфорист аккуратно открывает форму, вынимает изделие, зачищает "швы"



Как делают чашку, мы уже видели. Но она была без ручек - потому что ручки формуются отдельно.





Очень интересное приспособление. Экскурсовод предложила нам угадать, что делают этим "агрегатом". У нас, увы, фантазии не хватило.



Оказалось, ответ очень простой. Делают им дырочки - там, где нужно сделать дырочки. Например, в перечницах и солонках. Или внутри чайника - между телом чайника и носиком. Этакий фарфоровый "дырокол" :))



Рядом стояли обсыхающие фигурки, готовые к обжигу, покрытию глазурью и росписи - вот такие снегурочки



и зайцы с морковками



Дальше мы пошли в очень интересный цех - в цех обжига. Нам очень повезло - как раз работница цеха загружала печь. Обратите внимание, чашки ставят отверствием вниз на специальные круглые подставки



Вот поддон загружен, работник цеха нажимает кнопку, заслонка печи поднимается на цепях и поддон с фарфором медленно въезжает в печь



Обжигают фарфор несколько раз, температура обжига доходит до 1300 градусов.



А вот фарфоровые изделия уже после обжига, покрытые глазурью. Вот эти самые дырочки в чайниках сделаны "фарфоровым дыроколом" :))



И еще одну печь нам показали, тоже очень интересную - для крупных изделий.



Процедура обжига очень трудоемкая - в печь ставят изделия, закладывают "двери" кирпичом и раскаляют. Потом ждут, когда остынет, разбирают кладку и вынимают изделия. Мы заходили в залы с давно погасшими печами - и все равно находиться там достаточно трудно, от печей так и отдает жаром.



От цеха к цеху становилось все интереснее. Это - цех росписи



Вот веселенький синий сервиз с цветами шиповника





А это - заказной сервиз для областной больницы "Озеро Чусовское"





Эта техника росписи называется "кракле", узор состоит как бы из беспорядочных мазков и трещинок. Но в итоге получается очень красиво :)





Роспись крупных изделий - сысертский фарфоровый завод выпускает много церковных изделий, в частности, изготовляет фарфоровые иконостасы



конечно, все делается по эскизам



а вот и наш снеговичок ждет, пока ему разрисуют шапку и морковный нос :)



После путешествия по цехам мы пришли в комнату, где нас ждала художница-фарфористка. В экскурсию входил мастер-класс: можно было расписать чашку или украсить ее наклейкой. Здесь был забавный момент: поскольку мы заплатили за группу, то нам предложили расписать 10 чашек :))) Мы со смехом отказались, сказали, что нам на четверых четырех кружек вполне хватит.



Ну, поскольку среди нас ни Репиных, ни Шишкиных не оказалось, то решили мы обойтись наклейками. Казалось бы - что сложного, взял и прилепил? А не тут-то было!

Сначала наклейку надо намочить в воде



А потом аккуратно "перевести" ее на чашку, не покорежив по дороге и не порвав. И осторожно прогладить сверху тряпочкой



Поскольку справились мы с этим относительно быстро, а время еще оставалось, художница предложила девочкам порисовать вместе на блюдечках и тарелках.



И мы завороженные смотрели, как в умелых руках из пары простых мазков расцветает чудо!





Потом мы забрали наши четыре чашки, поблагодарили гостеприимных хозяев и пошли в магазин при заводе. Но об этом - в следующей серии.

А вот так выглядит завод:


Сысерть, производство, фарфор, Екатеринбург, Урал, лето 2009

Previous post Next post
Up