Лето 2008 и 2009 г. Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Ч. 1.

Feb 09, 2010 12:00


Несколько постов хочу посвятить еще одному замечательному музею Екатеринбурга - Музею истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Звучит, может, страшновато, да и я сама сомневалась, собираясь в первый раз в этот музей, насколько он будет интересен детям - но в итоге мы туда вернулись буквально через неделю еще раз, уже с экскурсоводом, а на следующий год приехали и пошли туда снова. Нас там уже узнали - и встретили очень приветливо.
Вот так заинтересовала нас тема железной дороги, невероятно интересная и увлекательная. Ну и поскольку хоть нечасто, но все же иногда мы ездим по железной дороге в России, то приобретенные знания можно применять на практике :)

Музей располагается в очень красивом здании первого железнодорожного вокзала Екатеринбурга, созданного по проекту архитектора П.П. Шрейбера (фото не мое, из Википедии).



и это же здание - на старой фотографии



Экскурсия по музею начинается с истории здания вокзала и с площади перед ним, на которой сейчас установлен целый парк городской скульптуры. Поэтому и я начну рассказ о музее с истории Уральской железной дороги, с истории здания вокзала от 1878 года до наших дней, покажу фотографии здания вокзала в разные годы и зданий, близко к нему расположенных и тематически с ним связанных.

Итак, здание вокзала было построено в 1878 году при строительстве Уральской горнозаводской железной дороги.
УГЖД строилась в 1874-1878 гг. Начиналась она в Перми - обратите внимания на единый стиль больших вокзалов.



вот так когда-то выглядела линия Пермь-Екатеринбург :)



проходила она через Чусовскую и Нижний Тагил. Вот тоннель на 22 версте у ст. Чусовская



и мост через реку Чусовая у станции



а это уже мост через реку Исеть, у станции Екатеринбург.



Заканчивалась дорога в г. Екатеринбурге. Поезд приходил к красивому вокзалу, который мы видели на второй фотографии. Протяженность ее составляла 669 верст, было построено более 300 мостов, 200 жилых и служебных зданий, 15 паровозных депо, 2 вагонных сарая, 1 тоннель.

Первый поезд по маршруту Пермь-Екатеринбург прошел 27 февраля 1878 года, а постоянное движение по всей трассе открылось 1 (14) октября 1878 года. Этот день и принято считать днем рождения Уральской горнозаводской, а впоследствии - Свердловской, железной дороги. В позапрошлом году она отметила свое 130-летие :)

Для финансирования строительства УГЖД Комитет министров создал акционерное общество. Крупнейшим держателем акций стал купец I гильдии Петр Ионович Губонин, и он же получил подряд на строительство дороги.



Лирическое отступление :) П.И. Губонин - человек известный и с очень интересной судьбой. Родился он в 1825 году в семье крепостного крестьянина-каменщика. А дальше - почетный гражданин (1868), дворянин (1872), действительный статский советник (1875), тайный советник (1885), землевладелец, строитель железных дорог, промышленник и меценат. Участвовал в строительстве Московско-Курской железной дороги, Орловско-Витебской, Грязе-Царицынской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской и других дорог. Строил храмы в Москве и в Крыму. Владел лесопильными заводами в Орловской и Смоленской губ., солеваренным и солемольным производством в Царицыне, угольными копями на Юге России. Был владельцем известного крымского имения Гурзуф, завел там обширное виноделие и курорт.
Дворянство было ему дано «в воздаяние пожертвований с 1870-1872 года, на устройство и обеспечение бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе». Дворянский герб Губонины получили в 1878 году, а девиз на гербе гласил: "Не себе, а Родине".
По характеристике министра финансов России Витте, Пётр Губонин «представлял собой толстопуза, простого русского мужика с большим здравым смыслом, но почти без всякого образования».

Уральская Горнозаводская Железная дорога строилась на средства Петра Губонина, а руководил строительством, а впоследствии и самой дорогой, талантливый молодой инженер путей сообщения, действительный статский Советник, член Советов инженерного и СПБ международного банка - Николай Степанович Островский. Было ему на момент начала строительства всего 25 лет! А в 28 лет он был уже назначен управляющим дорогой, которая считалась одной из труднейших по условиям расположения.

Из статьи "Легендарная личность" («Уральская магистраль», 26.10.2007, источник):

"Только переход через Уральские горы комиссия из Петербурга, принимавшая Уральскую горнозаводскую, оценила наравне с подвигом строителей железного пути по Тирольским и Аппенинским горам.
На представлении министр путей сообщения К.Н.Посьет весьма удивился:
- Да вам, я смотрю, всего 29 лет! Что ж, желаю сделать Уральскую примерной дорогой для России.
Первое десятилетие Уральская железная дорога отмечала в статусе государственной. Экономических трудностей хватало, но Николая Степановича радовала другая оценка, прозвучавшая на торжественном собрании - за все эти годы на магистрали не было ни одного, даже легко, пострадавшего пассажира, а сама дорога не имела в судах России ни одного спорного дела со своими клиентами".

И еще:

"Первым управляющим дороги стал инженер Николай Степанович Островский. Об этом неординарном человеке написана книга. Автор ее - Евгений Корш - работал с Островским с 1889 года. В его воспоминаниях складывается замечательный образ начальника дороги.
«Это был красавец в полном смысле слова. Умные, живые, темные глаза, правильный нос, красивые брови, прекрасный разрез губ, добрая улыбка, роскошные усы и такая же борода... Все лицо носило отпечаток ума, энергии и доброты. Прибавьте высокий рост и общее могучее сложение и вы поймете то большое, привлекательное впечатление, которое произвел на меня внешний вид начальника дороги. Я не знал еще его высоких внутренних качеств, но инстинктивно чувствовал, что судьба сводит меня не с заурядным человеком, не с рядовым русской образованной армии, а с одним из немногих ее вождей.
Сам Островский - двужильный, работает чуть не круглые сутки и не жалеет других, требуя, чтобы все делалось хорошо и скоро, чтобы служащие отдавали службе не только все свое время, но и свою душу. Зато он и щедр, отлично вознаграждает служащих, входит в их нужды, всячески старается улучшить быт младших служащих, не позволяет себе и другим называть их низшими служащими. И любит же его за это наша линейная мелкота.
Слушая его горячую, убежденную речь, всегда красивую по форме и увлекательную по существу, я всегда невольно думал: не инженером ему быть, а народным трибуном; не убеждать нас в правильности того или другого приема эксплуатации дороги, а вести толпу на борьбу с врагом - вот его призвание."

Похоронен Н.С. Островский на Новодевичьем кладбище в Петербурге, жаль, когда я там была, его могилу не сфотографировала :(

Во время управления Н.С. Островского УГЖД содержалась в образцовом состоянии. Это видно на старых фотографиях :)

Водокачка близ ст. Екатеринбург





Шли годы, облик железной дороги менялся. В 1910-1912 гг появился новый железнодорожный вокзал (фото 1933 года):



В 1939 году вокзал был реконструирован. Архитекторы Г.П. Валенков и В.И. Смирнов.



лестница, ведущая на главный перрон



позднее к зданию вокзала были пристроены крылья и арка, через которую сейчас проходят к лестнице на перрон. Фотография из книги "Свердловск", 1966 г. (другие иллюстрации из книги можно посмотреть тут)



И фото конца 70-х гг. - практически таким вокзал мы видим и сейчас



Современная фотография, найдена в Сети. Сделана она явно рано утром - днем там от машин не протолкнуться :)



Таким (как на предыдущем снимке) мы впервые увидели свердловский вокзал. Хоть и типичный такой советский вокзал, но он нам понравился - строго-серый, с колоннами. Но недолго ему суждено было пребывать в таком строгом классическом виде. Летом 2009 года к саммиту ШОС его решили подшпаклевать и раскрасить. И теперь он вот такой, переливается чуть ли не всеми цветами радуги:



Чтобы никто не забывал, где именно он находится: на границе Европы и Азии!



Снимая вокзал в его новом обличии, я сфотографировала и табло прибытия и отправления поездов: люблю такие "приметы времени". Есть знакомые названия географических пунктов? :)



Из книги Свердловск. Справочник-путеводитель. 1983 год:

"Свердловск - крупный железнодорожный узел. В семи направлениях уходят поезда, связывающие Урал с европейской частью страны, Сибирью, Дальним Востоком, Средней Азией, Казахстаном, Украиной, северными городами Свердловской области. Фирменный скорый поезд «Урал» курсирует между Свердловском и Москвой, покрывая за 28 часов путь между нашим городом и столицей СССР.

Услугами Свердловского вокзала ежедневно пользуется около 55 тысяч человек.

На ул. Свердлова работают городские кассы предварительной продажи билетов. У городских касс есть филиалы на Химмаше, Вторчермете, ВИЗе, УЗТМ. Производится доставка билетов на дом. На вокзале одновременно работает тридцать две кассы.

У вокзала установлены билетопечатающие машины. Здесь можно купить билеты на пригородный поезд. Справки о движении поездов можно получить либо по телефону, либо прямо на вокзале в справочном бюро. Кроме того, к услугам пассажиров автоматические справочные установки. В холле вокзала установлено современное табло с телемеханическими указателями об отправляющихся составах.

На вокзале есть комната отдыха и комната матери и ребенка. К услугам пассажиров ресторан и многочисленная сеть розничной торговли".

Но как ни был хорош Свердловский вокзал в 1982 году, его собирались перестраивать - и капитально перестраивать. Вот проект Уралгипротранса реконструкции железнодорожного вокзала. Конкорс над путями. Но так и остался в виде проекта.



Перед вокзалом большая площадь, а на ней один из известнейших в Екатеринбурге памятников - памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. Установлен он в 1962 году, скульптор В.М.Друзин, П.А.Сажин, арх. Г.И.Белянкин. В народе он называется просто: варежка.





Надпись на постаменте, который по очертаниям напоминает танк - ведь корпус-то танковый: Героям Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. воинам Уральского добровольческого танкового корпуса от трудящихся свердловской области.

У подножия памятника установлена бронзовая плита с надписью:
"Здесь хранится земля, обагрённая кровью уральских танкистов - добровольцев в ожесточённых боях под городами Орлом, Львовом, Прагой и Берлином в 1943- 1945 годах" (подробно можно почитать и посмотреть тут и тут).

В книге "Свердловская область" 1978 г. изд. есть фотография ветеранов Уральско-Львовского гвардейского добровольческого танкового корпуса (так танковый корпус был назван впоследствии) у этого памятника. Фото отсюда.



Из книги Свердловск. Справочник-путеводитель. 1983 год:

"Памятник уральским танкистам. 22 февраля 1962 года на Привокзальной площади состоялось торжественное открытие памятника воинам легендарного Уральского танкового корпуса. Центром формирования корпуса в 1943 году был Свердловск. Танковый корпус прошел боевой путь от Курской дуги до Берлина и Праги.

Памятник представляет двухфигурную композицию - старый рабочий, олицетворяющий Урал, благословляет воина-танкиста на борьбу с фашизмом. Фигуры рабочего и воина установлены на архитектурно-стилизованном танке - постаменте из полированного уральского гранита. Общая высота памятника 14 м.

Барельефы на нижней части постамента изображают боевые и трудовые подвиги уральцев во время Великой Отечественной войны, неразрывную связь фронта и тыла".

Очень славную фотографию привокзальной площади с памятником я нашла на том же свердловском сайте. Снята она из окна одного из номеров гостиницы "Свердловск".



И на саму гостиницу "Свердловск" надо посмотреть. Большое здание прямо напротив вокзала. Этим летом было в лесах, не иначе, какую-то красоту наводят. Главное, чтобы не покрасили в один ансамбль с вокзалом...
Гостиница «Свердловск» на 600 мест, самая большая в городе, была построена в 1969 году по проекту архитектора А.Б. Фишзона.
Фотография 70-х гг. (источник)



Здание это хоть и не такой символ города, как водонапорная башня на плотинке, но в советские времена попадало в альбомы, наборы открыток и книги по Свердловску и даже на почтовые конверты :)



В следующем посте мы посмотрим фотографии еще нескольких мест, имеющих отношение к Свердловской железной дороге, и вернемся к музейной площади со скульптурами.
А в завершение этого поста - фотография железнодорожной станции Свердловск-Пассажирский из набора открыток "Екатеринбург. Выше радуги".



Источники материалов и фотографий:
- сайт "Екатеринбург+Свердловск"
- В. Букин, В. Пискунов. "Свердловск. Перспективы развития до 2000 года", Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
- альбом "История в фотографиях", изд. в 2008 г. дорожным центром научно-технической информации к 170-летию Российских железных дорог и к 130-летию Свердловской железной дороги.

железная дорога, памятники, выставки-музеи-экскурсии, Екатеринбург, лето 2008, лето 2009

Previous post Next post
Up