Начало Предыдущая часть С самолёта Тибет выглядел красиво и странно - горы, горы, вдруг где-то в высоко горах появлялась дорога, непонятно куда ведущая. Периодически возникали какие-то крохотные белые здания, то ли монастыри, то ли деревушки, между горами появлялись и исчезали долины с реками...
Большая часть группы прилетела на час раньше нас и дожидалась нас в аэропорту. На вопрос, можно ли путешествовать по Тибету самостоятельно ответ однозначный - нельзя. Только с гидом и разрешением. Причем нужно одно разрешение на въезд в Тибет, по которому можно гулять по Лхасе и отдельное на передвижения по остальной части Тибета. Без этого разрешения арестуют на первом же блок-посту, которые в Тибете встречаются постоянно. У нас проверяли паспорта и разрешения раза три в день. Группу мы собрали свою, 11 человек.
От аэропорта до Лхасы ехать час. Был уже вечер и мы успели только заселиться и перекусить. Высота уже чувствовалась, причём у всех по-разному, у одних болела голова, у других были проблемы с животом, у третьих и то и другое. У меня же главным негативным ощущением была одышка (breath shortness), вроде делаешь полный вдох, а легкие не чувствуют что наполнились. Но это всё было вполне ожидаемо, все знали что завтра будет легче, тяжелее всего первая ночь. Так, в общем, и было. Я пишу этот текст из автобуса на шестой день пути, проезжаем перевал в 5100м и 3650 метров Лхасы уже кажутся низинами.
Лхаса - немаленький современный город, с многоэтажными домами, широкими проспектами (москвичи могут представить себе проспект Мира), барами и ночными клубами. Мы жили в более старой части, более привлекательной для туристов
С утра поехали в монастырь Дрепунг.
В буддизме существует огромное количество разных школ и течений.
Дрепунг - главный монастырь школы Гелуг, т.н. традиции добродетели. <здесь могла бы быть длинная история монастыря, но не буду переписывать википедию>. 600 лет назад здесь был крупнейший центр изучения буддизма, монахи со всего Тибета съезжались сюда, чтобы за 15-20 лет постигнуть суть буддийского учения. Когда-то здесь жило до 10 000 монахов. Честно говоря, я не очень представляю себе как это работало - земли вокруг совсем не плодородные, выращивают ячмень, окрестные жители приносят подношения, но ведь чтобы прокормить 10 тысяч человек нужно огромное количество еды. Но как-то они существовали. Здесь жили и правили II, III, IV далай ламы. Пятый далай лама перенес резиденцию и правительство в Поталу. Сейчас в огромном монастыре живёт около 400 монахов
Стоит монастырь на склоне горы Гьяпелри. По праздникам тысячи паломников поднимаются на вершину чтобы развесить там растяжки молитвенных флажков. Радом с монастырём на камнях написана мантра "Ом Мани Падме Хум" и изображениями Цонкапы, основателя школы.
Внутри монастыря множество залов и корридоров, можно и заблудиться. Как и во всех буддистских храмах и монастырях, в залах множество статуй и изображений Будды, бодхисатв, божеств-защитников. Через некоторое время уже даже начинаешь их отличать друг от друга без подсказок. Фотографировать внутри нельзя, поэтому снимать приходилось украдкой.
Центральная статуя в зале для собраний - восседающий на золотом лотосовом троне Будда Майтрейя, будда будущего.
После обеда поехали в другой монастырь - Сэра (Sera).
Тоже Будды, бодхисатвы, но общее впечатление получше чем от Дрепунга. Монастырь заметно чище, коридоры просторнее. Главное развлечение, на которое ездят поглазеть туристы это монашеские дебаты. Сейчас в монастыре находится главный учебный центр. Как часть учёбы монахи делятся на пары, один задаёт глубокомысленные вопросы на филисофские темы буддизма, второй должен на них отвечать. Дебаты проходят очень энергично, с прыжками и размахиванием руками. Со стороны это выглядит цирковым представлением, но всё очень серьёзно и по строгим правилам. Жесты при этом регламентированы и обязательны. Каждый жест что-то означает. Задающий вопрос бьёт левой ступнёй по земле - это обозначает, что всю агрессию он "заземляет" и оставляет только голый вопрос. Потом хлопает по касательной правой ладонью по левой в сторону "защищающегося" - это жест отсыла вопроса. И потом правой рукой проводит по левой к себе, символизируя открытось выслушать ответ. Удар правой рукой по предплечью вытянутой левой и оттягивание левой руки к себе означает правильный ответ - правая рука символизирует правильные воззрения, под натиском которых исчезают ложные воззрения - левая рука. А заправленная за пояс часть одеяния свидетельствует о неправильном ответе .
И так далее.
Почему-то фотографировать фотоаппаратом запрещено, а телефоном можно. Логика этого, наверное, кроется в глубинах буддизма. Надо бы предложить монахам подискутировать об этом.
Вечером отправились бродить по городу, набрели на улочки с кучей баров и клубов. Из одного бара неслась задорная песня на русском "я сходил налево, но ты моя королева" (как-то так). Поужинали в превосходной хинкальной. То есть, называлось это совсем иначе и написано было только иероглифами, но то что подавали было именно хинкали (не момо).
Продолжение Идём на посадку. Окрестности Лхасы с воздуха
Вид на Лхасу из Дрепунга
Монастырь Дрепунг
Монахиня
На камнях нарисованы яркие картины
Вход в монастырь Дрепунг
Главный зал монастыря.
Будда Матрейя - будущий Будда
Защитник
Так вешают новые флажки
Монастырь Сэра
Дебаты монахов. Похоже на представление, но для них вполне серьёзно. Каждый жест что-то означает.
Продолжение