Начало Предыдущая часть Swings―
nowhere are they to be found
in the A-bomb park
От Химеджи до Хиросимы - час на суперскоростном поезде.
С вокзала мы направились в Парк Мира - парк, посвящённый атомной бомбардировке. Главная достопримечатльность - музей. Очень трудно передать ощущения от этого музея. Не знаю чему учат сейчас детей в российских школах, в американских, насколько мне известно про ужасы бомбардировки вообще не рассказывают, но я со своих школьных времён помню фотографии в учебниках с людьми с которых кожа свисает лохмотьями, ступеньки, на которых осталось тёмное пятно от сидящего в момент взрыва человека... Всё это есть в музее. Плюс воспоминания очевидцев, фотографии большого цветущего города за день до взрыва и фотографии страшных развалин после. По ужасу, который исходит от каждого экспоната, музей можно сравнить лишь с иерусалимским Яд Вашемом. Много документов, писем американского правительства, из которых видна главная причина принятия решения сбросить атомную бомбу на мирных жителей: на создание бомбы ушло более двух миллиардов долларов. Если её не использовать, президенту пришлось бы оправдываться за потраченные впустую деньги. А если одним взрывом положить конец войне, то и все вопрросы снимаются. Взорвали. До конца года в Хиросиме погибло 140,000 человек. Позже - ещё столько же. Сколько человек заболели позже в результате облучения точно никто не знает - во время оккупации Японии американцы и англичане всячески препятствовали исследованиям и все документы подвергались жесточайшей цензуре. Фактически, мир узнал масштаб событий в Хиросиме только через несколько лет, когда американцы ушли из Японии.
Чувствуется, что японцы не хотели чересчур обижать Америку. Об американцах и их действиях говорится сугобо документально, ни одного эпитета, ни одного грубого слова…
Отдельный стенд посвящён Садако Сасаки. В школе мы тоже о ней учили. Маленькая девочка пережила взрыв без видимых последствий, но через несколько лет, когда ей было 14, у неё обнаружили рак крови. Она верила, что ей удастся выздороветь, если она успеет сложить из бумаги тысячу журавлей и складывала их непрерывно в течении нескольких месяцев. Сложила даже больше, но ей это не помогло. В парке, перед музеем, стоит её памятник с золотым журавлём в руках. Перед памятником стояла группа детей в школьной форме и торжественно что-то декламировали. Вобщем, понятно что. Через реку - то, что осталось от одного из немногих зданий, устоявших после взрыва.
Сегодня в США есть немало людей, в том чисел, в ЖЖ, которые оправдывают ядерную бомбардировку Хиросимы, кто говорит, что японцы первые начали, кто говорит, что это был наиболее экономичный способ закончить войну, кто ещё что-нибудь. При этом большинство из них будут смахивать слёзы в Яд Вашеме. По-моему, этих людей надо сажать в самолёт и везти показывать музей. Хотя, скорее всего тоже не поймут.
В конце музея - фотографии президентов, правителей, нобелевских лауреатов и прочих известных людей, посетивших музей и их записи, что нельзя допустить, чтобы такое повторилось. Но, конечно, это всё пустые слова. Всегда найдётся очередной Рузвельт, Труман, Черчиль или Буш, который решит, что цель оправдывает любые средства, что главное - это устранить нехорошего диктатора на где-то другом конце земли, предотвратить какую-нибудь возможную в далёком будущем опасность, или ещё что-нибудь придумает. И в какой-то момент ядерное оружие опять окажется самым простым решением.
В музее я не снимал, даже не знаю, разрешалось ли. Там было не до съёмок.
Фото снято в двух километрах от эпицентра.
Dome - один из немногих устоявших домов.
так он выглядел до бомбардировки
В парке горит вечный огонь
Продолжение