«Чеченский ковчег» (о фильме «Александра»)

Oct 15, 2007 14:47

Такое обозначение фильма Сокурова выглядит пафосным, пахнущим скандалом и требующим объяснения. Объясню. Во-первых, недоброжелатели сокуровской феноменологии наверняка не упустят шанса потрепать режиссёра за упрощение высказываний, прямолинейность схемы и размашистую простоту диалогов. Тут есть своя правда, вызывающая аналогию именно с «Русским ( Read more... )

Канн-2007, Сокуров

Leave a comment

Comments 41

vitaramm October 15 2007, 12:08:47 UTC
Тихий фильм Александра Сокурова - для меня -своей приглушенной интонацией говорит больше, чем многие политологи и стратеги. Подобного страшного по своей сути портрета Родины - Уродины ( по Шевчуку) в кино еще не было. Фильм - поступок не только режиссера, но и Галины Павловны Вишневской. Уж она о такой родине знает все. Страшно в этом фильме все - быт солдат, отношение к жизни внука, безработные молодые чеченцы, их матери, пытающиеся общаться с Александрой Николаевной ( ... )

Reply

vlush October 15 2007, 12:53:05 UTC
Мне бы хотелось, чтобы фильм "Александра" так и прошёл незаметно, без политических дрязгов, гос.премий и сопутствующей пены, а то к фильму непременно прилипнет что-нибудь мерзкое. Ведь такой картиной удобно размахивать, как булавой.

Для меня "Александра" - фильм, не дающий ответа. Что в нём светлого? Что старуха уехала на своих ногах из Чечни? Она ведь поняла, что внука потеряла, который привык жить в условиях войны и считает это нормальной жизнью. Сначала бабушку по-человечески жалко, а меж тем, по ходу фильма, Сокуров устанавливает связь между мирами, и оказывается, что не дети виноваты (они у Сокурова именно как дети малые - их поставили в дозор они и стоят, ночь-другую, как в дурацкой зарнице), не виноваты, что им сложилось жить вот так вот, без матери, без маяка. И к финалу сила образа Александры оказывается потесненной великодушием образа Малики, и это, по-моему, горький ход. Ведь Родина-мать, находя контакт с чеченцами, не имеет влияния на собственных детей.

Reply

vitaramm October 15 2007, 13:05:51 UTC
Мне бы хотелось, чтобы фильм все-таки посмотрели. Все - таки, важно, чтобы хорошее кино не оставалось в изоляции шумных сказок про боксеров ("Бой с тенью: Реванш")или не менее шумном отрицании в России даже перспективы! на жизнь по закону, на суд, например, присяжных ("12").
Мы, конечно, не можем влиять на прокат,. Разговор в ЖЖ - когда фильм посмотрело человек 100 - может быть единственный шанс сообщить о фильме.

Reply

vlush October 15 2007, 13:13:43 UTC
Мне бы тоже хотелось, чтобы фильм посмотрели. Я думаю, Ваши и мои фрэнды, безусловно, так и сделают. Но отдавать рекламу фильма в руки нашему кувыркающемуся камеди-телевидению я не хочу. Они его опошлят.

Фильм, как Вы верно заметили, напрашивается на сравнение с другими социальными киножестами сезона ("12" и "Груз-200"). Но подобных сравнений я сторонюсь, чтобы не призывать гнев адептов. Вы точно отметили, это именно "тихое кино", которое к зрителю должно прийти именно "тихой тропой".

Reply


moovie October 15 2007, 16:03:48 UTC
В названии рецензии и ее последнем абзаце ужЕ весь страх фильма.

По поводу диалогов: журналисты отмечали, что в фильме они, наоборот, нарочито литературные, не просторечные. Так ли это?
То, что нет шокирующих сцен в картине, это в данном случае, на мой взгляд, хорошо.
И еще вопрос: на Ваш взгляд, такую картину мог бы верно оценить иностранный зритель (на том же прошедшем фестивале) или же это запечатление сугубо нашей боли и проступков?

Reply

vlush October 16 2007, 07:10:14 UTC
1. Диалоги просты, но дело не только в этом, под "размашистостью", я имел в виду некоторую ненатуральность, т.е. куски, искусственно привязанные к образу. Тут мне кажется и сказалось отсутствие Арабова.

2. Напротив, считаю, у "Александры" очень хорошая феситивальная перспектива. К тому же, Вишневская известна за рубежом, и это на руку успеху фильма. Даже в Канне многие склонялись к тому, что Вишневская получит приз за женскую роль. Но премировать актерский состав одной страны - это чересчур. А во-вторых, сам Сокуров всё портит своим поведением, это известно.

Reply

moovie October 16 2007, 19:03:45 UTC
Интересно, буду ловить картину. А ''Свадьбу Туи'' Вы посмотрели или же уже разуверились в лауреатах Берлинале?

Reply

vlush October 17 2007, 07:24:38 UTC
Типа того - видимо, на "Свадьбу Туи" не пойду.

Reply


chchinski October 17 2007, 11:56:18 UTC
Влад, а как Вы в общем относитесь к творчеству Сокурова? Также жестко как и СВК или помягче?

Reply

гениальные дни vlush October 17 2007, 12:59:10 UTC
К творчеству Сокурова отношусь с интересом, не жалею времени думать над его фильмами.

Но недавно произошло одно обстоятельство, ещё более расположившее меня к трудному режиссёру.

Извечные весы, на одной чаше которых непонимание его несмотрибельной "молчаливой" стилистики", а на другой - уважение к поискам собственного (это важно) киноязыка, впервые склонились в пользу последних. Два месяца назад я тщательным образом посмотрел (на видео, несколько раз подряд) его фильм "Дни затмения" и пришёл к убеждению, что фильм - шедевр, каких у нас за последние 20 лет почти не было. Оказалось, что "Дни затмения" не утратил ни грамма своей силы, напротив, избавился от ненужного социального баласта и обрёл мощь какого-то непостижимого уму "магического реализма". В общем, через воронку "Дней затмения" мне стали открываться непринимаемые ранее грани таланта Сокурова. Теперь мне кажется, я могу осилить любую его картину ( ... )

Reply

Re: гениальные дни chchinski October 17 2007, 14:33:33 UTC
Интересно. Я вот тоже хорошо отношусь к Сокурову и его фильмы не пропускаю.

Reply


moovie October 17 2007, 15:02:04 UTC
Стоит признаться, я с творчеством Сокурова пока вовсе не знаком. Начинал смотреть единственный (по ТВ) фильм "Отец и сын" - не выдержал и пятнадцати минут. Понимаю, нужно начать знакомство с более ранних картин (например, с тех же "Дней затмения"). Однако его фильмы для меня труднодоступны (в плане видеоносителей).

Reply

vlush October 17 2007, 15:07:56 UTC
"Отца и сына" надо смотреть в последнюю очередь (скольких людей он отпугнул!), а лучше - не смотреть вовсе.

Reply

vlush October 17 2007, 15:14:27 UTC
Тем более рекомендую "Дни затмения" - глобальное кино (или как мы говорим - тотальное). Насчёт "главного отеч.шедевра последних 20 лет" я не уверен, но вот в том, что в этом фильме "лучшая операторская работа за этот период" - абсолютно. И музыка, кстати, прекрасная. Впрочем, там тьма достоинств.

Reply

moovie October 17 2007, 15:18:27 UTC
Спасибо. "Дни затмения", я читал, немало кто хвалит и выделяет, но чтобы так сильно, как Вы сегодня - читаю впервые. В таком случае осталось ждать, пока картины Сокурова найдут меня. )

Reply


nikon90 October 18 2007, 13:55:58 UTC
Я досмотрел до конца только Одинокий голос человека, и честно говоря, впечатлён не был. Начинал смотреть Мать и сын, но не смог. Как Вы оцениваете эти фильмы и его фильмы про ленина и гитлера (не помню как называются, давно смотрел и какое-то смутное впечатление оставили)?

Reply

vlush October 18 2007, 14:25:01 UTC
1. "Одинокий голос человека" я не смотрел. У меня имеется запись, но хотелось бы сначала прочесть Платонова ("Река Потудань").
2. Фильм "Мать и сын" избегаю после неудачи с "Отцом и сыном".
3. Сокуровская стилистика мне не близка (особенно в вышеуказанных лентах), но я не могу не признать успешными его попытки отделить человека от исторического контекста в фильмах про Гитлера, Ленина и Хирохито (хоть "Тельца" мне смотреть физически неприятно - и повторять просмотр я, наверное, не буду). А вот "Молох" и "Солнце" - другое дело.

Reply


Leave a comment

Up