«Баллада о маленьком солдате» (Вернер Херцог, 1984)

Jul 21, 2007 00:22

В нашей стране режим сандинистов, свергнувших диктат Сомосы и установивших революционную диктатуру, всегда представлялся как народный, прогрессивный и миролюбивый. В детали гражданской войны в Никарагуа не вникали - сначала это была политика и плацдарм для соперничества с США, потом, когда молотом на головы соотечественников опустилась правда о собственной гражданской войне, было уже не до латиноамериканцев.

Меж тем модель построения нового общества через массовое уничтожение в фильме заявлена громко, с непривычным политическим акцентом; жаль, что кинематографически получилось - вопиюще бездарно. Авторы берут интервью у индейцев мискито, которые не признали правительство сандинистов и подверглись повальному уничтожению. Создатели фильма вынуждают рассказывать уцелевших в резне беженцев, как над ними издевались коммунисты, вырезали семьи и убивали грудных детей. Созданная картина "оправданной жестокости" служит платформой для рассказа о лагере контрас, в котором военному делу обучают 12-летних подростков. Кадры, когда дети палят из гранатометов, безусловно, впечатляют. Но ещё больше впечатляет другое - спекулятивный характер агитки Херцога. Кадры фильма исключительно постановочные. Его статисты стреляют в одну точку, с закрытыми глазами, на показуху; получают тычки от инструктора, который будто принимает у своих подопечных экзамен перед камерой; детей пытают подробностями, как убивали их родителей, а те невнятно отвечают на вопросы, словно вспоминают заученные фразы. И т.д. Понятно, что человек, воспринимающий жизнь как гнев божий пощекотал себе нервы на линии фронта. Но, если бросая вызов природной стихии, герой Херцога кажется привлекательно романтичным, то ввязываясь в политику, режиссер со своей тупой доисторической героичностью и фашиствующим отношением к окружающему миру, замарывает репутацию художника с ног до головы. Последний эпизод показателен - режиссер выстраивает детей в шеренгу, как гитлерюгенд в хронике, и проходит меж рядов со спичем, что во взрослых играх на детей вся надежда, вспоминая, как на исходе Второй мировой войны подростки решительно и самозабвенно защищали Берлин от советской армии.

Оценка - 1,5 (из 6)

Я не мог себе доказательно объяснить: почему игровые фильмы Херцога мне очень сильно нравятся, но я не считаю его абсолютным кинематографистом. Теперь мне понятно - дело в живой осязаемой брутальности, но неживой, искусственной реальности его фильмов, которая кажется правильной, потому что воссоздана словно по книжкам-легендам, и вызывает уважение. Но "живой реальности" документальной материи Херцог проигрывает. Он просто не знает, что с ней, реальностью, делать - будто для исполнения Моцарта он выбирает индейский барабан, и для убедительности впечатления лупит по этой кастрюле изо всей мочи.

Просмотр: 20.07.2007.
Копия: DVDRip, XviD, Rus, 624x464, 700 Мб
Источник: ed2k://|file|Ballada.o.Malenkom.Soldate.(Rus).Kinoshniki.&.Sharereactor.ru.avi|734275584|F089B889DEE689F8EB32C389AC549191|/

Херцог, док

Previous post Next post
Up