ММКФ-2013 (37). «Исчезнувшее изображение» /L'image manquante/, 2013, реж. Ритхи Пань,"8 1/2 фильмов"

Jun 29, 2013 04:02

Понятно, почему фильм получил приз секции «Особый взгляд», хотя каннские резиденты с пессимизмом встретили награду этому фильму: один и тот же фрукт в одной вазе (в окружении соответствующих плодов) смотрится так, а на нашей тарелке - эдак. Но именно поэтому фильм интересно смотреть и думать. Бросается в глаза, что это гибкое кино со смысловыми этажами. Во-первых, поэтическое эссе в самом французском духе, с дикторским закадровым текстом гипнотизирующей тональности. Во-вторых, документ памяти самого режиссера. «Время возвращения». Может быть, единственное его столь емкое и всеобъемлющее свидетельство о детстве; фестивальным институциям следует поддерживать такие вещи. В-третьих, это «концентрационный амаркорд», внятная история страны в период кровавого правления Пол Пота и «красных кхмеров», данное в уникальной изобразительной форме. В-четвертых, собственно, форма. Ритхи Пань создал такую структуру представления реальности, которую Эйзенштейн применительно к анимационным фильмам Уолта Диснея называл, кажется, тайной безотказной (или всеобщей) притягательности. Деревянные фигурки тщедушные, нежные, слабые изображают эпизоды пребывания ребенка в трудовом лагере, выступая тем самым дополнительными пластическими элементами, проекцией модели детского сознания. Арсенал конвенциональных средств мировой памяти - кинохроника, фотографии, бумажные документы или, на худой конец, инсценировка инструментами игрового кино, - предсказуем и известен. Эти инструменты слагают историю, но они же способствуют (в том числе) выработке иммунитета к ним у потребителя исторической информации. Интеграция анимированных деталей в кадры с кинохроникой, или презентация целых игрушечных панно (тщательно выписанные трехмерные постановки из куколок) дают сверх-импульс восприятию. А это уже попахивает тем самым "особым взглядом".

Камбоджа, Пань, Канн-2013, Франция, ММКФ-2013, 2010's

Previous post Next post
Up