Oct 14, 2009 13:02
Когда Плахов написал, что от фильма невозможно оторваться, я подумал, что критик перегибает, то ли из чувства солидарности, то ли по причине особых цеховых измышлений. Но Сокуров и в самом деле творит нечто невероятное. Действительно, фильм нельзя остановить все полтора часа - замираешь и боишься даже дышать. Постановка простая до гениальности - аудиокнига, заснятая на Бетакам. Такое кино любой из нас может снять, если захочет, уж проще ничего и быть не может. Но Сокуров - снова первый. Поражаешься, насколько проста, тактична и умна структура фильма, в котором изобразительность притушена до возможного минимума, словно это телепередача «Минута молчания», выходящая раз в год в известный день. Текст «Блокадной книги» Гранина-Адамовича не приватизирован авторской фантазией, а разлит в народе, как то и должно быть. Текст обжигающий и шокирующий, но одновременно, необыкновенным образом, размягчающий сердце и возвращающий веру в человека. Иногда при чтении что-то происходит, и чтобы не смущать читателя, у которого задрожал голос и стали стеклянными глаза, отводишь взгляд от экрана, будто не ты его, а он тебя видит; такая связь. Мозг сам экранизирует образы, и после первого часа уже кружится голова, к концу фильма весь ватный и уставший от напряжения. Язык не поворачивается искать изъяны, сказать, что фильм длинноват, что две реплики самого Сокурова, в начале и в завершение фильма, лишние. Но между ними - шедевр, прорва находок в кинематографической пластике. Невиданная и идеальная экранизация материала, из которого нельзя потерять, выбросить, исказить ни одного слова.
Наше кино,
неигровое,
Вторая мировая,
Венеция-2009,
Сокуров