Oct 06, 2009 22:38
После занятного лирического альманаха про козни вертихвосток "Заповедь женщины" /1960/, выполненного вполне в духе поздних итальянских трагикомедий типа "Вчера, сегодня, завтра" /1963/ мы пошутили с Максимом, что всё новое приходит с Востока, на что Наум Ихильевич заключил: всё логично, Солнце ведь оттуда начинает свой путь.
Сегодняшний Итикава - "Повесть о силе воли. Танец монет" (1963) - вряд ли произведет впечатление на людей, удаленных от мира кино. Много прямолинейных шуток и комедийной эксцентрики, но любой историк поймет цену авантюрному боевику, который вышел на год раньше "Фантомаса" и на два раньше, чем "Бей первым, Фредди" - а советская кинокритика, как мы знаем, сохранила теплые чувства к этим фильмам и до сих пор их пестует. Кроме того, фильм Итикавы кажется издевкой над "Телохранителем" /1961/ Куросавы - про человека, принявшего бой с двух сторон. У Итикавы гл.герой, в уморительном исполнении Синтаро Кацу, - это слон в посудной лавке, который сводит на нет пижонский пафос фильмов про наемных убийц и надутых от важности самураев. Можно только представить себе, какой вынос мозга произошел бы у советских пацанов, если бы "Танец монет" попал в наш прокат в 60-е годы. Тот же фильм А.Юнебеля уступает ленте Итикавы и в юморе, и в стилистике, и в сюжетной выдумке, и в харизматичности героя. Почти каждый фильм Итикавы обладает какими-нибудь преимуществами. Я уже не говорю про "Младшего брата" /1960/, традиционную семейную мелодраму из эпохи Тайсё, в манере Микио Нарусэ, не без слезоточивости, но выполненную в неожиданной технике. В то время, когда цвет только осваивался кинематографом, Итикава идет в обратном направлении. По всей видимости, это был первый в истории цветной фильм, в котором хроматическая система была намеренно обесцвечена, чем был получен винтажный эффект старых выцветших фотографий. Сегодня так снимают все кому не лень, вплоть до Спилберга ("Спасти рядового Райана") и Сокурова ("Александра"). Но тогда это было в новинку. Неудивительно, что на МКФ в Канне-1961 сёмингэки "Младший брат" был совершенно справедливо отмечен дипломом "Технический Гран-При" за достижения в области изобразительных решений.
1960's,
Япония,
Итикава,
1950's