«Арабский отступник» (о фильме «Совокупность лжи»)

Nov 11, 2008 20:50

Лжи, наверное, там предостаточно - тема активности США на Ближнем Востоке вся состоит из натяжек и домыслов; про это даже спорить не хочется. Но как кино - а большего не требуется - фильм вполне правдив. Для меня, того, кто гнобит Ридли Скотта уже лет 10-15, «Совокупность лжи» вообще стала подарком - давно я не наблюдал у Скотта такого хорошего режиссёрского вестибуляра: когда по сюжету боевик, то - экшн на все сто, когда мелодраматический момент, то - ладная лирика; нигде не провисает, не качает и не укачивает. Фильм полновесен, потому что содержит все классические ступени героического боевика, да ещё с отличным гл.героем впридачу. Здесь у Ди Каприо получилось то, что не получилось в «Отступниках» (в смысле, тоже про агента во вражеском тылу). Лео играет резидента ЦРУ с лицензией на убийство, который так плотно увяз на Ближнем Востоке, что превратился наполовину в араба.

Вообще-то, мысль «сдать Лео арабам» - это хорошая сюжетная идея. Она, как минимум, уравновешивает экранное мракобесие. Надо заметить, что Скотт шухерит аравийскими террористами, как давно уже не пугал Большой Голливуд (ещё весь фильм напролет играют арабские мотивы, такие, знаете ли, красивые как у Эрика Серра в «Пятом элементе» и напряжённо-подозрительные одновременно). Скотт трактует отношения исламского мира, как 30 лет назад трактовал природу Чужого, на контакт с которым можно было выйти только с огнемётом в руках. Война на Ближнем Востоке - это трудно постижимая вещь, в которой американской сапог - только часть правды; другая часть, что одни мусульмане воюют против других. Сначала хотел сказать, «хорошие» воюют с «плохими», но понял, что не очень себе представляю, кто эти «хорошие». Лео приходится тяжелее всех - потому что ему надо лавировать между тремя сторонами; третья - заокеанское начальство в лице Рассела Кроу, который по спутнику следит за каждым иракским сантиметром и вовремя подбрасывает поленья в топку, чтоб не потухло. Кроу, наконец, обрёл образ: я никогда не видел в нём белого гладиатора, зато из него вышла отменная серая крыса, стреляющая беспринципно-расчётливым взглядом из-под очков, на манер глеба_павловского. Начальник иорданского ГРУ, иранская невеста Лео и вся арабская тусовка вышла вполне приличной, чего не было в «Отступниках» (где Лео не повезло ни с девушкой, ни с подельниками). Как-то незаметно для всех Ди Каприо по-хорошему возмужал и стал альтернативным джеймсом_бондом («Отступники» - «Кровавый алмаз» - «Совокупность лжи»), не чуждым лирики авантюристом экстра-класса и, пожалуй, единственным белым героем в сегодняшнем Голливуде. И в фильме он - правильный чувак ("знает арабский, уважает старших").

Просмотр: 11.11.2008, к/т «Октябрь», пресс-показ, дублированный.
Оценка - 4,5 (из 6).

2000's, Бонд, Скотт, Ди Каприо, США

Previous post Next post
Up