М.Кобаяси. «Сердце Тацуя» (о фильме «Чёрная река»)

Oct 13, 2006 11:22

На исходе 50-х годов японский режиссёр снимает лирическую утопию с нуаровским названием, чем подтверждает предположение, что гениям доступны все жанры.

Такое кино снимали и в нашей стране. Остров невезения, заросший капиталистическими джунглями - хищный и блистающий антимир, контрастирующий с жалкими лачугами бедняков, доведенных до скотского состояния самодовольными акулами, приплывающими из близкого (и далекого) Токио на больших американских автомобилях. Bars & Clubs, утопающие в пороках, наглые проститутки, алчные эксплуататоры, сигареты «Кэмел». Япония и СССР - страны, которых не пригласили за общий стол. В отместку за это они создавали свою диковинную вселенную: вывернутый наизнанку мир с гиперболизированным классовым противоречием, выдуманной до последнего кадра реальностью, которая оказывалась более достоверной, чем тысячи заморских картин. У нас таковыми были и остаются - «Последний дюйм» и «Человек-амфибия», в Японии - «Чёрная река».

В пригороде Токио, превращенном в помойку под расположившуюся поблизости американскую военную базу, прибывает неожиданно "порядочный студент". Он не пьет, не гуляет, не ворует как все окружающие его соседи. На свалке национальных аномалий он встречает девушку, только что переехавшую и потому не ассимилировавшуюся к местным диким нравам. Но тут между влюбленными встает Он - дэнди, одетый в белый костюм и скрывающий хищный взгляд за годаровскими солнечными очками. Он шаркает по говну в белых штиблетах и подчинает себе мир. Принц-искуситель. Неяпонский красавчик. Бриллиант на куче навоза. Тацуя Накадаи. Такому любая девочка отдалась бы без раздумий под фанфары, сопли и аплодисменты зрительного зала. Но герой Накадаи - негодяй и вор, гангстер и рэкетир, сутенер и насильник. У него нет имени, и за спиной испуганные горожане называют его «Убийца Джо» (и получил он это грозное прозвище не за красивые глаза). Чистую девушку «Убийца Джо» не мог пропустить.

Здесь Кобаяси сворачивает социалку о тягостном мироустройстве под сапогом американского солдата и выводит на первый план лирику. Отношения героев пусть робко, но предвещают ту бурю чувств и интимных откровений, которые выльются на японские экраны в ближайшее десятилетие. Сидзуко (имя героини) всячески сопротивляется натиску своего партнера-садиста, в то время как "Убийца Джо", потеряв вкус ко всем своим наложницам, не выпускает Сидзуко из поля своего дьявольского притяжения.

...Черной рекой стелется дорога, по которой пьяный в хлам Убийца Джо бредёт после вечеринки в обнимку с ненавидящей его и любимой им девушкой. Бредёт в свой последний путь под раздолбайскую стиляжью музыку Тюдзи Киноситы, уловившего точный ритм негодяев всех мастей (как и другой композитор - Генри Манчини, в это самое время участвующий на другом конце Земли в оформлении «Печати зла» /1958/). Пьяный именинник смирно пригрелся на плече своей любимой, утопив в море дешевого пойла предчувствие гибели и доверив бабе свою жизнь, подтвердив неопровержимую истину классических трагедий love kills.

Оценка - 5 (из 6).

Просмотр: 06.10.2006, «Музей кино в ЦДХ», 35-мм проекция, черно-белый, перевод в зале.

Выходные данные фильма.

«Черная река» /Курой Кава/黒い河

Производство: "Сётику Офуна», 1957
Хронометраж: 114 минут.

Автор сценария: Дзэндзо Мацуяма по роману Такэо Томисимы
Оператор: Юхару Ацута
Художник: Кадзуэ Хиратака
Композитор: Тюдзи Киносита
Продюсер: Рётаро Кувата
В ролях:
Фумио Ватанабэ (Нисида),
Инэко Арима (Сидзуко),
Тацуя Накадаи (Джо-Убийца),
Исудзу Ямада (Микико, домовладелица),
Томоо Нагаи (Окада),
Кэйко Авадзи (Ясуко, его жена),
Сэйдзи Миягути (Ким Хёнсун),
Асао Сано (Сакадзаки),
Эйдзиро Тоно (Курихара),
Ёко Кацураги (Сасико).

Кобаяси, Клейман, Япония, Музей кино, 1950's

Previous post Next post
Up