Вайда Пойнт (после фильма «Всё на продажу»)

Aug 17, 2008 00:55

«Культура» показала фильм Анджея Вайды «Всё на продажу» /1968/, который представляет собою историю о мучительном процессе съёмок кинофильма. Ввиду заданности формулы ("фильм в фильме") польскую картину принято сравнивать с «Восемью с половиной». Однако мне видится гораздо больше параллелей с картиной Антониони «Блоу-Ап», снятой двумя годами ранее.

Прежде всего, срабатывают внешние признаки - изобразительная эстетика в холодных тонах, штрихи городской нервозности, ориентация на рефлексивный перехлёст у прогрессивной части общества (кинематографисты представлены как интеллектуалы, привилегированные европейцы), нарочитая картонность их отношений. Последнее сделано словно нарочно: чтобы нельзя было уличить границу, где реальная жизнь переходит в постановочную. Здесь связь с «Блоу-Апом» проступает всё явственнее. Более важным оказывается, что режиссер фильма (его играет Анджей Лапицкий) внешне похож на Антониони. Для более плотных сравнений не хватало одного существенного звена. «Фотоувеличение» был фильмом о непостижимости сущего. Или так - о победе иллюзии над реальностью, о том, что жизнь медленно становится игрой, вытесняется позой. Недостающее звено появилось. Как известно, в фильме «Всё на продажу» усматривалась отсылка к трагедии польской суперзвезды Збигнева Цыбульского: съёмочный процесс строится вокруг некоего актёра, которым все восторгаются, от которого все зависят, но который трагически погибает. Об актёре мы много слышим из уст героев. Можно предположить, что память об актёре и должна сложить ту самую иллюзию (миф), которая одержит победу над реальной биографией. Однако, уже после фильма, куда более обжигающим феноменом неожиданно рождается «блоуаповский» вопрос - а был ли актёр?

Просмотр: 16.08.2008, ТВ-Канал «Культура»
Оценка - 5 (из 6)

Вайда, 1960's, кино о кино, Италия, Антониони, Польша

Previous post Next post
Up