Чреватость непоколебимой структуры (о фильме «Константа»)

Feb 21, 2008 03:43

Сложная задача у Занусси - он словно по идеальным лекалам, по математическим формулам, создает идеального романтика, до конца приверженного безукоризненным и чистым идеям, которые витают далеко от грешной земли, в горах Гималаев, - вершины, на которую главный герой, профессиональный альпинист, мечтает взойти. Режиссёрская попытка по вживлению абсолютного идеалиста в систему тотального конформизма оборачивается депрессивной атмосферой фильма, создающей чувство хронического одиночества и обреченности на бессмысленную суету и несбыточность главной мечты, единственно важной цели.

Я вот думаю, что сегодня создать образ чистого идеалиста вряд ли получится - персонаж будет казаться неискренним, ущербным, неживым (или даже эгоистом по отношению к тому обществу, в которое интегрирован). По сюжету, Витольд (главный герой) работает в престижной организации, в которой возможны загранкомандировки - излишне напоминать людям, знакомым с советскими временами, что это могло быть за хлебное место. Витольд, попав в самое логово приспособленцев и карьеристов, и наивно воспрепятствовав общепринятым нормам служебного поведения, связанного с мелкими валютными махинациями и приписками, вступает в борьбу с коррупцией руководства, косностью коллег и равнодушием общественного окружения. Честно сказать, такой герой сегодня смотрелся бы не в лучшем свете - но Занусси снабжает образ важной информацией. Мы знаем, что жизнь героя иллюминируется светлым образом отца, тоже альпинистом, погибшим в Гималаях. Кроме того, у героя духовная связь с матерью, которая вырастила честного и принципиального человека, а тяжело заболев, сама покидает больницу, чтобы не обременять сына, готового бросить ради неё работу. Не секрет, что абсолютные максимы всегда кажутся искусственными, поэтому Занусси безжалостно помещает героя в среду лютых бытовых обстоятельств, когда на кону оказывается жизнь самого близкого человека или когда возникает реальная угроза социального отчуждения. Занусси проводит параллель пусть не горизонтальную, по линии современников (позицию героя не поддерживает даже его девушка), но - историческую, сквозь поколения, утверждая закономерность рождения этого светлого образа и позитивной системы героя. Его дед и отец скоропостижно погибли, вероятно, также оказавшись не у дел; а может быть, они оказались более счастливыми, покинув мир, не изменив себе.

Надо заметить, что вполне успешный режиссер К.Занусси в момент фильма был вице-председателем Союза польских кинематографистов (1974-1983), а с 1980 г. - художественным руководителем творческого кинообъединения «Тор», на котором была снята «Константа» (т.е. по сути Занусси являлся чиновником и функционером). И при этом он создает трудный нелицеприятный фильм по отношению к современной ситуации, представляя её как беспросветный мир подлости, приспособленчества и конформизма. Его герой, живя в общем-то в спокойное мирное время, утрачивает цельный образ мира и смысл жизни. Герой готов ускользнуть в мир цифр - и ускользает-таки окончательно, когда недоброжелатели разворачивают против него сети заговора. Бескомпромиссный персонаж мечтает об идеальной жизни, которая строилась бы ясно, словно по математической логике.

Концовка фильма замечательна: герой оказывается мойщиком окон - горькая пародия на альпинизм, метафора обрубленных крыльев. Человек-константа был не воспринят обществом хамелеонов, и теперь висит на тросах, самоудалившись от внешнего мира, пусть и ценой сохранения фактора внутренней константы.

Просмотр: 21.02.2008, ТВ-канал «Культура», ретроспектива фильмов Кшиштофа Занусси.
Оценка - 5 (из 6).

Занусси, Польша

Previous post Next post
Up