Наверное, слишком много слов. Меньше не получилось.
Скажите, это, наверное, в подсознании у человека сидит страсть такая, всё измерить, да подсчитать? Непонятно только, откуда? Вот у животных же - где? Многие животные общаются сигналами, насчёт слов, языка - вроде как уже насчёт китов, дельфинов разобрались, но вот кто ещё кроме нас счётом занимается? «Что, где, когда» выяснили и сразу - скока-скока? Даже в сугубо гуманитарном. А что, помогает. Мир упорядочивается.
Вот я, например, знаю про три классификации сюжетов мировой литературы. Итак, вниз по убыванию числа:
Первая и самая старая, чуть ли не от Аристотеля - изначально якобы предложенная Карло Гоцци, но несохранившаяся и затем заново переоткрытая Жоржем Польти, включает в себя тридцать шесть сюжетов:
1. Мольба
2. Спасение
3. Месть, преследующая преступление
4. Месть близкому за близкого
5. Затравленный
6. Внезапное несчастье
7. Жертва кого-либо
8. Бунт
9. Отважная попытка
10. Похищение
11. Загадка
12. Достижение
13. Ненависть между близкими
14. Соперничество между близкими
15. Адюльтер, сопровождающийся убийством
16. Безумие
17. Фатальная неосторожность
18. Невольное кровосмешение
19. Невольное убийство близкого
20. Самопожертвование во имя идеала
21. Самопожертвование ради близких
22. Жертва безмерной радости
23. Жертва близким во имя долга
24. Соперничество неравных
25. Адюльтер
26. Преступление любви
27. Бесчестие любимого существа
28. Любовь, встречающая препятствия
29. Любовь к врагу
30. Честолюбие
31. Борьба против бога
32. Неосновательная ревность
33. Судебная ошибка
34. Угрызения совести
35. Вновь найденный
36. Потеря близких;
Вторая - предложенная Кристофером Букером в книге «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории», насчитывает всего семь вариантов:
1. «Из грязи в князи»
2. «Приключение»
3. «Туда и обратно»
4. «Комедия»
5. «Трагедия»
6. «Воскресение»
7. «Победа над чудовищем»;
Третья, самая известная - классификация Борхеса в новелле «Четыре цикла», в которой он говорит уже лишь о четырёх - но не сюжетах, он называет их историями:
«Историй всего четыре.
Одна, самая старая, - об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои...
Вторая история, связанная с первой, - о возвращении...
Третья история - о поиске...
Последняя история - о самоубийстве Бога...»
И ещё есть классификация основных мотивов мифов Антти Аарне в его книге «Типы фольклорных сказок», дополненная впоследствии Ститом Томпсоном и названная «Указатель мотивов в фольклоре». Здесь уже более научный подход, всё по полочкам, правда, в результате и «Указатель» из шести томов состоит.
А вот литераторы более лапидарны. Самая краткая звучит так:
Количество этих историй можно свести всего к двум, которые мы будем пересказывать в том или ином виде. А именно: это истории про Женщину и Мужчину и про Мужчину и его Путь.
Это я нашёл по такому адресу:
http://de-oz.blogspot.com/2006/02/blog-post_24.html. Сайт, наверное, «Panopticum» называется, а кто автор - я так и не понял. Мне очень нравится, ёмко.
Ну что, кто меньше?
Вообще-то История, когда вот так, с большой буквы - она одна на всех. Но это уже - Богово, его текст. И на каком языке он пишет, да какими буквами - нам прочитать доведётся ещё не скоро.
Да и ладно, прочтём когда-нибудь.
Что интересно - все эти классификации стройные, логичные и подкапываться к каждой позиции смысла нет - в целом суть верная. И числа:
Тридцать шесть - (6×6), табуированное от придирок уже тем, что - сам! - Аристотель;
Семь - число счастливое и достаточно сакральное;
Четыре - ну здесь не убавить, не прибавить - стороны света, стихии, типы темпераментов - число одно.
Классификация на две истории мне тоже по сердцу и даже, на мой взгляд, верна в сути, но - слегка андроцентрична. Их, историй, всё же Три: про Женщину и Мужчину, Мужчину и его Путь, Женщину и её Мир. Ну, или Очаг - покамерней, чтобы не так вселенски звучало. Просто Женщинская сторона бытия ещё пока в свой голос не прозвучала.
Три - мне кажется, ещё концентрированней именно на антропном уровне.
А дальше - Два, но это уже истории сакральные, Инь и Янь да ангелы всякие, в общем - манихейская картина мира.
И - Один, который и - Вне, и - В Нас. Природа, Элохим, да?
Остаётся - Ноль. Абсолют. Ну... как там правильно - Яхве? В общем - Имя.
Вот и дошёл до начала. Или до конца - дальше ведь некуда? Каббала какая-то получилась - гематрии, тетраграмматоны. Хотя мне как-то не очень кажется ни в звуках, ни в числах какого-то особенного, магического смысла, даже трискадекафобией не страдаю, но в виде магической специи к пресной обыденности жизни нумерология не мешает.
А теперь вернусь к началу списка. Тридцать шесть - это может быть, скорее, сюжеты, а семь - фабулы? Там, между сюжетами и фабулами, есть различие в плане лапидарности. Вот и перевод из французского: fable - басня, sujet - предмет, то есть, что-то более детализированное, предметное - ситуации такие. Но вот насчёт четырёх - всё же правильней говорить - историй. Не - ситуаций, не - сюжетов, не - фабул. Тогда - да, действительно, для человеческого уровня бытия это самое - то.
Борхес, он и в Аргентине - Великий Слепой. Вот, например, мелкие детали слепые, хоть и не видят, лучше нас ощущают пальцами, а как насчёт того, что взглядом не охватишь? Может, зрение мешает? Может, не видя глазами, слепой развивает в себе эту внутреннюю дальнозоркость? Большое - на расстоянии?
Спорить с Борхесом? С автором, открывшим новый способ письма? Как бы ни уважал, но с самого начала меня вот это сведение всего разнообразия мира лишь к четырём основам угнетало. Всё-таки постмодернизм - эта наша эпоха Пост- всего - и не эпоха вовсе, а конец, тупик. А как же младшая, распутная сестра Искусства - Наука? Она же плодится и размножается, и плевать ей на весь этот искусственный Великий Пост. И сыночек её, Прогресс - он-то в кого такой шустрый? Да, театры с длинной историей все сводятся к стандартным персонажам - фабльо, комедия масок, японский классический театр, но в жизни ведь совсем не так? Пусть изначально - четыре, откуда тогда - Всё, что вокруг. Четыре истории - это материнское начало, что же тогда является мужским, активным? Назвать мужское началом, мне кажется, не совсем верно, сказать слово «конец» тоже не очень - в русском оно два смысла имеет, поэтому назову это - истоком. А женское тогда - русло и берега. В общем, мой вывод:
Историй Четыре - тех, которые у Борхеса и Пятая - у каждого - своя. Это как рука и пять пальцев - четыре, а напротив - большой. Что там нам говорят учёные эволюционисты насчёт руки? То, что именно противостоящий большой палец позволил когда-то обезьяне взять в руку палку и в результате использовать как орудие. А орудий с тех пор стало... Вот так же по аналогии и с историями. И рука у каждого своя, а из-под руки каждого выходит собственное, уникальное орудие. Да и отпечатки наших ладоней - говорят, нет ни одной одинаковой.
ЛАДОНЬ И КУЛАК
(Пятая всемирная история)
Да - ногами идём. Вот тропа - мимо смерти по жизни,
Но рука - проводник и толмач по меже меж миров.
Сколько их там, всего? Средний… Верхний и Нижний.
Ну…, нам хватит на жизнь.
Ведь не боги, и так - будь здоров.
Ищет собственный путь на Земле странник. Каждый - идущий.
То - ладонь козырьком, то он посох сожмёт в кулаке.
И всегда мучит выбор, какой же из способов лучше,
И какие из действий и жестов важнее - руке.
На руке человека написано - истинным - имя,
Там межою - судьба и рецепторы - свой и чужой.
Вот мизинец - каприз, безымянный - хранитель фамилий,
Средний - типа крутой, указательный, ну и - большой.
Жест руки - наш животный язык, не души ещё - тела,
Архетипом инстинкта моторики древней - дать-взять.
Плюс и минус - души,
крик - души, то, что тело - хотело.
Лжи, культуре - нет места, в нём дикая - правды печать.
Жест салютом приветствия - с другом свелось повстречаться;
Вот - рука преломилась в запястье - бессилия жест.
Жестом крестим кого-то - кто в путь - на удачу и счастье
И - на случай, на - всякий,
не сглазить чтоб - пальцы на крест.
Хоть не сеем себя, урожай собираем свой сами -
На ладони судьба - это лично твоя колея.
Всё - в руке, вот и ножницы - есть,
есть - бумага, есть - камень…
И распятие личное - общего всем бытия.
Вот дороги судьбы - карта их у тебя на ладони,
Ты их правишь в раскрытой руке и сжимаешь в кулак.
А навстречу тебе мир опасный, чужой, двусторонний -
Выбор только в тебе, выбирай, кто он - друг или враг.
Кто-то ножницы выкинул, кто-то бумагу, кто - камень…
Знать - нельзя, лишь - удача, везение, может быть - вдруг?
Все мы в круге Игры.
С этим миром играем мы - сами.
В жесте рук выбор твой лишь, решай сам - кто враг, а кто - друг.
Ты - кулак, ты - мужчина, твой долг - быть всегда в обороне
И готовым к атаке, но ждёшь лишь момента - и вот
Руку - к миру ты тянешь -
и видишь в раскрытой ладони
Бесконечность трёх линий, проекцией за горизонт.
Все мы есть разноцветные дети единого Бога -
Каждый вроде и сам, но по сути всё - как у людей.
И у всех на ладони три линии - разум, душа и дорога.
Все сжимают в кулак - удила трёх своих лошадей.
Всех историй - четыре. И всё. И - пишите по теме.
В измерениях трёх - мира…? В двух… - ведь летаем лишь в снах?
Но - четвёртое - мы в нём.
Мы - движение. Мы - это время.
И - история, пятая - жизнь, та - что в наших руках.
Много в жизни случалось… судьба - поражения, беды.
Был и в вечную память по павшим - приспущенный флаг.
Но - люблю и надеюсь.
Я - верю, что будет - победа.
Ведь залогом победы едины - ладонь и кулак.
VΛϚ