Чтоб не затруднять себя раздумьями о многих тысячах бухарских жестокосердых жителей, он счел полезным слить их в своем воображении всех вместе, в одного Большого Бухарца.
Дело упростилось: думать об одном Бухарце, хотя бы и очень большом, оказалось много легче. Насреддин приступил к изучению природы этого столь жестокого Большого Бухарца, с целью найти брешь в том щите, которым упомянутый Бухарец прикрывает свой разум и свое сердце от проникновения в них праведной жалости.
Внутренняя сущность Большого Бухарца оказалась весьма далекой от бездонности, - в продолжение всего лишь двух или трех часов раздумья мальчик достал уже дно. И там обнаружил зловонную тину жадности, ракушки скупости, полусгнившие водоросли утробного себялюбия. Теперь Большой Бухарец был ему настолько ясен, что даже и внешне отчетливо вырисовывался перед его умственным взором, причем в невыносимо отвратительном виде. Ростом он мог потягаться с любым минаретом, но был много толще - пояс его на животе едва сходился; он был жирен и румян, имел пухлые щеки, маленькие заплывшие глазки, тупо и вяло глядевшие на мир; по его лицу сонно блуждала самодовольная бессмысленная улыбка, а когда он приоткрывал губы, за ними угадывался толстый, неповоротливый, шепелявый язык; он беспрерывно сопел, вздыхал и кряхтел - от излишнего жира, скопившегося во внутренностях; в руке он держал огромную - в арбяное колесо - лепешку, намазанную медом, и когда от нее откусывал, то в сладостном изнеможении стонал и урчал, загораживаясь локтем и озираясь - не собирается ли кто-нибудь отнять у него лепешку или попросить кусочек?
...
Прошло не более трех минут, как его усердие было вознаграждено. Какой-то базарный зевака, вышедший из скобяного ряда, остановился, послушал и повернул к палатке. По виду это был подлинный двойник Большого Бухарца, только меньше ростом, - его младший брат, такой же толстый, румяный, с таким же вялым и сонным взглядом. Он приблизился вплотную к Насреддину и, расставив руки, остолбенел. Его толстое лицо начало медленно расплываться в тягучей бессмысленно-блаженной улыбке, глаза остановились и остекленели.
- Зверь, именуемый кот! - надрывался прямо в лицо ему Насреддин. - Сидит в клетке! Два гроша за созерцание!
Долго стоял Малый Бухарец, внимая в тихом и бессмысленном упоении этим воплям, - затем подошел к старухе, порылся толстыми пальцами в поясе и бросил в ее черепок два гроша.
Они звякнули.
Мелкая буржуазия именуется несколько запутывающим образом.
Да и вообще слово буржуазия запутывает. Буквально оно обозначает "горожане".
Работники мастерских даже в средневековых городах - горожане. А уж после победы капитализма и индустриализации - самые что ни на есть горожане. Но не "горожане", т.е. не буржуазия.
Другой класс, потому что занимает другую позициию по отношению к средствам производства.
Те - владеют и распоряжаются, а работники только пользуются.
Пожалуй, термин "капиталисты" корректнее.
Но и это еще не все. Путаница дошла до того, что крестьянина-единоличника политэкономы называют "мелкий горожанин".
Мелкая буржуазия - это НЕ буржуазия. И дело не в горожанстве. МБ своими средствами производства пользуется, т.е. работает ими, трудится в широком смысле. Другая позиция относительно средств призводства. Та же самая что у городского-кустаря и к горожанству отношения не имеющая.
Также не следует путать мелких капиталистов и мелкую буржуазию, в селе ли в городе ли.
Есть работники, которые трудятся не на своих средствах производства - капиталист. Мелкий, мельчайший. Или на языке политэкономов - буржуазия.
Запутывает совмещение, ибо мельчайший К. нередко сам ТОЖЕ производительно трудится.
Также нельзя назвать трудящегося "лейбористом" :-) Да и "лаборант" не сильно лучше, например, в забое уголек рубит или тачку волочет.
Капиталист, кустарь, крестьянин, работник.
Этот пост изначально помещен в
http://vlkamov.dreamwidth.org