blau_kraehe попыталась ответить на вопрос
"Будут ли при коммунизме личные автомобили?". Конечно не ответила. Развезла, как пролитую воду по полу, беспомощный треп обо всем и ни о чем, из конкретики - что будут автостоянки, где можно взять машину когда нужна. А машины в неограниченном количестве с неба нападают. Классики такого тоже не планировали.
Вернемся опять на "Таинственный остров". Пресловутые "потребности", суть - нужды, это вряд ли больше, чем социалка уровня первой половины 80-х. Персонажи "Т.о." все делают сами и тем счастливы. Базовые нужды удовлетворены:
- они здоровы, а в критическом случае помог капитан Немо;
- образование пока не актуально - знающие люди есть и они охотно делятся знаниями, а систематическое для младшего - после возвращения.
- прокормиться можно собирательством и охотой, что Айртон и делает
- коммуналка: крыша есть, отопление - климат, вода есть, удобства под кустом.
А вот такие излишества как табачок, лифт пришлось разводить/строить самим. Похоже, при коммунизме так и получается: все что сверх того - сделай сам. Тебе надо, ты и сделай.
Вот теперь можно приступить к разговору об автомобиле. Не исключено, а даже и скорее всего что в нужды войдет инфраструктура для технического творчества. Коммунары будут [вечером] собираться в кружке автомобилестроения и под пиво обсуждать конструкциии, решения, делиться опытом. Где-то я уже это видел ...
Правда "кружок" этот - не уголок в подвале, отжатом у ЖЭКа, не площадка между гаражами, а что-то вроде КБ с опытным производством и автодромом. Станки с ЧПУ вырежут или напечатают накреативленную деталь, а конечное изделие соберешь своими руками. Примерно вот такими:
Кир Булычев | Терпение и труд. Не обязательно полный цикл нужно собрать в одном месте, возможно значительную часть комплектующих могут доставить почтой.
Если бы Политбюро хотело создавать коммунизм, оно бы как можно больше пропускало через самодельщиков, самстройщиков. Но оно хотело распоряжаться. Поэтому материалы и детали нужно было "доставать", а квартиры и автомобили распределяли начальники.
Теперь представим себе, как лимузинно-неудовлетворенный потребитель захочет личный автомобиль. Автосалон ? Нету. Автозавод-кооператив выпускает авто только для нужд, т.е. общественный транспорт и спецтехнику. СДЕЛАЙ САМ ! Нет, не "зарабатывать самим", что предполагает эксплуататора, который отстегнет тебе часть прибавочного продукта. Ты получишь весь произведенный тобою продукт. Но СДЕЛАННЫЙ ТОБОЮ :-)
Попробовал представить что с жильем, вспомнил МЖК. Однако МЖК были запределеьно зарегулированы - проект от начальства, по команде начальства, в пределах фондов выделяемых начальством, да и сами застройщики выполняли в осн. подсобные работы - т.е. мало удовольствия, это было привлекательно только в условиях острого дефицита жилья. И тем не менее, там наблюдалась повышенная социальная активность.
А попробовав представить себе высвобожденное из-под начальственного гнета индивидуальное проектирование, через "бумажную архитектру" вдруг вспомнил и безумства архитекторов Солнечного города. Как ни пытался Носов пнуть модную тогда тему украшательства, вышло не очень убедительно.
Очевидно, что социальное жилье необходимо, но небольшое и вряд ли даже с раздельным санузлом. Хочешь лучше - проектируй и строй сам. Конечно, основные конструкции не руками, как нет смысла выпиливать поршень напильником. Очевидно, есть предел разумного в количестве стройматериалов.
Есть соблазн вступить в обменные отношения, "ты мне, я тебе", когда понаторевший автоумелец соорудит что-то для строителя, а тот в свою очередь построит дом. Однако тут где-то лежит граница с товарной экономикой.
Вот такие могут быть автомобили, но вряд ли их будет много. Такси и регулярно ходящие электробусы избавляют от необходимости, а в качестве предмета самодеятельности самолеты и ..-коптеры выглядят куда как завлекательнее.
Этот пост изначально помещен в
http://vlkamov.dreamwidth.org