Да-да, той самой. Никого вчера не поздравил, не обругал, ничего не всколыхнулось, а сегодня увидел помещенное юзером wsf1917
"Рождество Александра Блока" (Д.Самойлов)
В тумане старые дворцы
Хирели,
Красногвардейские костры
Горели ...
и подумалось:
дворцы vs. костров - почему собственно vs. (versus - против), почему революция имела ярко выраженные черты бунта костров против дворцов рабов против господ ?
Могли, казалось бы, сменить способ производства более цивилизованным образом, ан нет - жгли поместья, вешали, расстреливали те, кто крепостным никогда не был. Так ли уж "зависть к богатым", о которой нам дудят во все уши ? Учиненный господам погром очевидно не очень-то обогатил погромщиков, значит были весомые немеркантильные причины.
Одной из них была низкая культура "элиты". В отношениях с мужиками и пролетариями российские купцы, заводчики, чиновники, помещики себя не сдерживали. Трудно представить, чтобы и в 1913 году барин идя по деревне раскланивался бы со встречными мужиками, интересовался бы здоровьем супруги Тихона Петровича и Данилы Устиныча. Барин, сельский ли, городской ли, если и был образцом поведения для ширнармасс, то откровенно хамско-презрительного. Знаменитое "Пшёл!" извозчику было изьято из обращения только в 1917 году.
В европах всеобщее избирательное право также устаканилось во второй половине 20-го века, однако такого отчуждения между элитой и быдлом как в России не было. По крайней мере внешние приличия соблюдались и в отношениях между представителями отдельных классов. Эксцессы, конечно, были, но более характерны для маргиналов (лавочники, приказчики, младшие офицеры).
Вот говорят, что элита общества прокладывает дорогу массам, демонстрирует образцы и т.п., мол функция у нее такая. 90 лет назад образцы поведения, демонстрировавшиеся российской элитой, вернулись к ней сполна. Не зря, значит, дворцы в тумане хирели - чуяли за собой немало грехов.
А ведь можно было распространять живым примером человеческие отношения, не крепостнические. Скажем, граф Лев Николаевич Толстой при всех своих титулах и званиях, обеспеченной жизни в очень богатом поместье (сам крепостник!) перед мужиком не кичился, за недочеловеков их не держал, и крестьяне отвечали ему взаимностью.