Сравним определения понятия образования, взятые из БСЭ и нового ФЗ №273 «Об образовании».
ФЗ273
Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
БСЭ:
Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе Образование происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями.
Как можно заметить, определения похожи, но отличие есть и оно существенное. В советском образовании упор сделан на преемственность духовного опыта человечества, а в современном определении оно полностью отсутствует.
Отечественная система образования не основывается на традиционных для нас принципах, которые прослеживаются как в советской системе образования, так и в досоветский период. Она копирует нормы и принципы на которых базируется Западная система. Если образования - это не коммерчиский принцип купли продажи образовательной услуги то что? На что нужно сделать ставку?
Первый принцип, который четко прописан в определении образования в советской энциклопедии и отсутствует в современном законе - это механизм социального, культурного и исторического наследия:
«В процессе Образование происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество»
Можно сказать, что образование это то, что позволяет народу быть народом во всей своей самобытности и уникальности.
Второй принцип - образование есть всеобщая культурно-историческая форма развития сущностных сил человека, включающая в себя развитие его базовых фундаментальных способностей, способностей быть человеком.
Человек - существо негарантированное. Человечность не записана ни биологически, в генах, её нужно формировать. И у нас есть огромный опыт такого возделывания Человека.
Этот опыт отражен в трудах и делах Макаренко Антона Семеновича, Ушинского Константина Дмитриевича, Сухомлинского Василия Александровича и в других школах и работах выдающихся педагогов.
Нужно уходить от, характерного для идеологии рынка, образа образования как услуги. Образование должно пониматься как формы, в которых происходит обретение образа человеческого в пространстве-времени истории и культуры. Как мировой, так и отечественной. Но в первую очередь отечественной.