Процесс коммерциализации образования, я, как преподаватель, наблюдаю с самого близкого расстояния и вижу, к каким последствиям это приводит. Ключевым элементом, определившим коммерческий принцип образования, является внедрение понятия «услуга» в сферу образования.
В словаре услуга определяется как «результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, или деятельность исполнителя по удовлетворению потребности потребителя». Таким образом, ученик превращается в потребителя образовательных услуг. Отсюда становится понятно известное высказывание Фурсенко, бывшего министра образования:
«…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других»
Селигер 23 июля 2007 год
Время показало, что отношение между учеником и учителем стали сдвигаются в сторону коммерциализации. Вспоминается случай из личного опыта. Девушка 3-го курса на мое замечание о нарушении дисциплины ответила, что она уже заплатила за обучение и не нуждается в моем воспитательном воздействии. Возникает отчуждение ученика от учителя. Таким образом, можно сказать, что образование как услуга полностью исключает воспитание. И мы видим, как в школе у учителя отнимаются все средства педагогического воздействия на учеников. И это несмотря на то, что в новом ФЗ №273 «Об образовании» сказано, что образование состоит из обучения и воспитания. Читаем:
Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Обратимся теперь к определению из БСЭ:
Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе Образование происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями.
Как можно заметить, определения похожи, но отличие есть и оно существенное. В советском образовании упор сделан на преемственность духовного опыта человечества, а в современном определении оно полностью отсутствует. Но об этом я скажу в конце своего выступления.
Исходя из определения, образование состоит из обучения и воспитания. Но если образование превращается в услугу, то воспитание просто вычеркивается. Сам коммерческий характер отношений расчеловечивает общение учителя и ученика. Вспоминается фраза из известного фильма: «Это просто бизнес, ничего личного». Если система образования ставит задачу воспитания патриота и гражданина, то совсем не ясно как это можно сделать в рамках модели образования как услуги? Мы будем продавать любовь к Родине? или как вообще себе это представляют реформаторы?
Нужно уходить от, характерного для идеологии рынка, образа образования как услуги