О практичном и целесообразном

Aug 31, 2010 04:48

Вид уличного телефона у дверей Инчхонского аэропорта вызвал ассоциацию с аппаратом из фильма "Матрица", посредством которого герои возвращались в реальность. Подумалось, что стоит поднять трубку - и ты снова в мире суетных страстей и переживаний, наивных надежд и неизменных разочарований, вечных проблем и беспрестанного их преодоления; абсурда, доводящего до звериной ярости, и поистине детской радости при виде того, что обязано быть повседневным и привычным.



Жизнь в Корее поражает меня практичностью и целесообразностью того, что я вижу, и оттого окружающее едва ли не кажется иллюзорным. Под практичностью и целесообразностью я подразумеваю прежде всего стремление облегчить друг другу существование, вопреки известному нам принципу "чтобы жизнь мёдом не казалась". Многим нашим соотечественникам кажется, что этот принцип закаляет нас, делает сильнее, так же, как и схожее с ним житейское правило "я страдал, теперь пусть другие страдают". А на деле именно они нас и губят. Разве нет? Практичность и целесообразность - это когда на работе, в магазине, в кафе, на почте и в банке тебе улыбаются и кланяются, создавая таким образом стимул к взаимопониманию и сотрудничеству. У тебя повышается настроение, ты отвечаешь тем же, предупреждая возникновение напряжённости по тому или иному поводу. Ты вправе ненавидеть кого угодно, но вежливость подобна машинному маслу, которое позволяет вертеться шестерёнкам самого громоздкого механизма. Да и кого ненавидеть, если владелец магазинчика, куда ты постоянно заходишь за продуктами, то и дело дарит тебе чашку или керамическую миску; хозяин лавки древностей, едва завидев тебя в дверях, наливает кофе, а охранник в банке угощает зелёным чаем, чтобы не так скучно было сидеть в очереди?

Практичность и целесообразность - это когда администрация учреждения каждый год повышает сотрудникам зарплату, периодически организует для загородные пикники, а производственные собрания проводит в ресторане, оплачивая еду и питьё. Это подарки, которые получают сотрудники по праздникам: настенные часы и календари, зонтики и рюкзачки, наборы вяленой рыбы или других продуктов. Это создание бытовых и рабочий условий, которые позволяют работать с максимальной отдачей и побуждают стремиться к ней.

Здешний "механизм" отлажен веками традиции и хорошо смазан. Мы обращаемся на "ты" и "вы". В корейском языке пять степеней вежливости, выбор которых который зависит от возраста собеседника, его социального статуса, семейного положения, наличия детей и прочих условий. Закреплённые таким образом критерии уважения способствуют поддержанию иерархии взаимоотношений, необходимой для безотказного функционирования упомянутого "механизма", когда каждая "деталь" на своём месте.

Нам не нужно искусственно вводить в язык дополнительные степени вежливости - достаточно перестать гнобить и научиться уважать друг друга. Без этого условия мы просто не выживем - и не помогут нам ни нефть, ни газ, ни инвестиционные проекты, ни лозунги, ни призывы, ни промывание мозгов попсой и телевизионным бредом, ни партийные сборы на Селигере, ни "марши несогласных", ни "железная рука", ни либеральная вольница. Ни даже самый добрый "царь".

Насколько реально для нас это взаимное уважение, на основе которого мы могли бы сплотиться как нация и начать динамичное развитие? Имеет ли вообще смысл говорить о нём, когда пьяные крики и песни на ночных улицах - обыденная вещь; когда "джипы" паркуются на тротуарах, заставляя людей обходить их по мостовой или прижимаясь к стенам, а "мерседесы" с "пацанами" или с солидными господами в возрасте спокойно въезжают в толпу, переходящую дорогу на зелёный свет; когда на улице тридцать с лишним градусов жары, а продавцы в магазинах и пассажиры в транспорте задыхаются, потому что покупать кондиционеры для "быдла" хозяевам представляется непрактичным и нецелесообразным? О каком уважении к людям можно говорить, когда в десятках тысяч квартир города протекают и рушатся потолки, а глава администрации в это время едет с визитом в Бразилию и предлагает там услуги городских строительных компаний? А коррупция - не следствие ли полного презрения высокопоставленных воров к населению?

А мы с вами, дорогие пользователи Интернета, всегда ли уважительно разговариваем друг с другом? Какими эпитетами наделяем представителей различных этносов или носителей иных убеждений? Чем угрожаем? Часто ли являются образцами культуры комментарии к популярным постам? А сами популярные посты? И можно ли оправдать хамство тем, что, дескать, "наболело"? Каким языком заговорим, оказавшись во власти?

Позавчера я поздравил с днём рождения доктора Щеглова и дал ссылку на его исполненное едкой иронии и в то же время боли за судьбу не только родного города, но и культуры в целом, видеообращение к руководству страны. Статистика показала сотни просмотров, комментарий последовал только один. Благодарю промолчавших за корректность, ибо то же видеообращение, размещённое другим пользователем в блоге одного из петербургских сообществ, вызвало странную реакцию: задолбали, мол, "несогласные". За протест против уничтожения городского культурного ландшафта доктора едва ли не записали в "оранжевые".

По этому поводу мне опять вспомнилось, как один из моих теперь уж бывших друзей ставил мне в упрёк, что я ничего не пишу о политике, а только "о цветочках", хотя я не раз давал понять, что читать подобные тексты нужно в определённом контексте, поскольку каждый из них представляет собой иносказание - и нередко горькое. Писать о политике не хочу, так как сдаётся мне, несознательному, что в нынешних условиях всякая политическая деятельность сводится к вопросу о власти и экономических преференциях для той или иной корпорации. И по этой самой причине я считаю подлейшей вещью использовать в этих целях конкретные требования граждан, топя справедливый протест в разноцветном балагане. И в защиту города я предпочёл бы выступить вместе с Басилашвили и Сокуровым, а не с Касьяновым и Лимоновым. На этом, уважаемые друзья, позвольте спуститься с трибуны и приступить к своим профессиональным обязанностям, ибо 1-ого сентября начинается учебный семестр - надо готовиться. Считаю это для себя в данный момент самым практичным и целесообразным.

Петербург, политика, Южная Корея, культура

Previous post Next post
Up