Из
Пасхального послания Еп. Мартина: "...Как во Христе две природы: Божественная и человеческая, так и каждый из нас состоит из души и тела. <...> Бытие души аналогично бытию Бога. Кто отрицает бытие Бога, тот ниспровергает бытие души. <...> Многое, очень многое, можно написать, разрисовать сверхъестественными красками - сколь непостижимы природа
(
Read more... )
Comments 6
Reply
Reply
Сам образ сравнения, - а автором проводится прямая аналогия между бытием Бога и бытием души, - мягко говоря, некорректен. Природа Бога безконечно отлична от всякой тварной природы. Притом, и безсмертие души (как и ангела) - относительно: "...Он [ангел - ВЗ] бессмертен не по природе, но по благодати; ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец. Один только Бог присносущен, или, вернее: Он выше вечности, ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но - выше времени". - Относительной является и безтелесность души (и ангела): "...Итак, по природе безтелесным называется Бог; ангелы же, демоны и души получают такое название по благодати и по сравнению с грубой вещественностью материи". (прп. Иоанн Дамаскин, см.: ТИПВ, Кн. 2, гл. 3, 12).
Некорректно и предлагаемое автором сравнение соединения двух природ во Христе с двусоставностью человеческой природы: и Христос - Человек, а значит - по человечеству обладает единой с нами двусоставной человеческой природой (разумной душой и телом, а не так, как учил Аполлинарий!). - ( ... )
Reply
Reply
/Бытие души аналогично бытию Бога/
Но это же только аналогия,а не тождество. Ведь научно-эмпирическом смысле бытие души действительно непостижимо,как и бытие Бога. Я так понял цитату.
Reply
Остается вопрос, по-крайней мере, и в отношении стилистики, используемой проповедником: "ангел смерти распоясался" (тут уж во мне простите: противится то глубокое впечатление, которое оставило прочтение "Слова о смерти" свт. Игнатия)?
Как быть с общей направленностью проповеди в которой акцент на воскресение тела (памятуя и о "ненавидящей душе" и ее "примирении") фактически устраняет мысль о необходимости предварительного - в земной жизни - воскресения души?
Reply
Leave a comment