Маленькое путешествие на мыс Поворотный

Jun 02, 2010 20:28


   И снова здравствуйте, уважаемые читатели моего журнала!
Сегодня я опять приглашаю Вас в небольшое путешествие по окрестностям Находки, а именно- на маяк, расположенный на мысе Поворотный. Я наверное уже достал Вас со своими маяками! Но ничего не попишешь- взялись читать мой журнал- придется терпеть!
Итак, Путешествие №14- на маяк мыса Поворотный.



На краю Земли


Как это не странно, но на маяк, ближе всего расположенный к Находке, я попал, когда уже побывал на многих других маяках Приморья. Правда, если быть точным, на заре моих занятий фотографией, году этак в 2005, я уже пробовал поснимать этот маяк, но тогда охрана вежливо но настойчиво предложила мне покинуть окрестности маяка, если мне не нужны проблемы. Сейчас ситуация несколько изменилась, т.е. из-за забора маяк можно поснимать, а вот съемка на территории маяка, а тем более внутри, что мне представляется очень интересным, возможна только с разрешения начальника гидрографической службы Тихоокеанского Флота, к ведомству которого относятся все приморские маяки.
2


Кое-что о месторасположении маяка. Название мыса, на котором установлен одноименный маяк, хорошо отражает его географическое положение. От мыса Поворотный берег Японского моря меняет направление с WSW на WNW к заливу Петра Великого. В хорошую погоду мыс легко распознается с дальнего рас­стояния по характерным горам. Войдя в видимость маяка Поворот­ный, суда, следующие в бухту Золотой Рог со стороны Татарского пролива и из Охотского моря через пролив Лаперуза, меняют свой курс. После этого поворота моряки считают себя дома - в родных Вла­дивостоке или Находке. Бывалые моряки говорят, что мыс Поворотный очень похож на знаменитый мыс Код- полуостров на северо-востоке США в 120 км от Бостона, самую восточную точку штата Массачусетс.
   Породы, из которых сложен мыс Поворотный, очень старые. 50 миллионов лет назад Приморье представляло огромный зарождающийся мир. Три начала: Огонь, Вода и Земля, образовали огромный вулкан и сильнейшие взрывы. В результате этих взрывов возникла огромная кальдера, где самой высокой частью была скала Замок и выступающий на юго-запад мыс Поворотный.
3


    Маяк на мысе Поворотный - не только важный гидрографический объект, но и памятник истории. Именно этот мыс впервые упоминается у Франсуа Де Лаперуза, в 1878 году проходившего вдоль этих берегов. В 1852-1854 годах траверса мыса придерживался русский корвет «Паллада».  В свой знаменитый рейс 1859 года, открывший бухту Находка, пароходо-корвет «Америка» держал курс также на мыс Поворотный. В дальнейшем в течение 10 лет велись гидрографические работы на корветах «Новик» и «Калевала», шхуне «Восток». Наконец, в 1870 году по настоянию гидрографа Бабкина В.М. был организован Военный пост с домиком смотрителя и столб, на который вывешивался фонарь.
4


Маяк на мысе по 16-летнему (1875-1891) плану постройки и пере­оборудования плавучих и береговых маяков на морях России предпо­лагалось построить в 1883 году, однако фактически к строительству приступили лишь летом 1890 года: вначале не хватало средств для фи­нансирования работ, затем возникли трудности с подрядчиками. На­конец, средства были выделены, и нашелся подходящий подрядчик - фирма "Линдгольм", согласившаяся выполнить заказ за приемлемую для Морского министерства сумму.
     Место для маяка выбирал начальник Гидрографической части Вла­дивостокского порта капитан Казаринов. Обследовав мыс, он пришел к заключению, что проект маяка, утвержденный управляющим Мор­ским министерством, следует изменить: надо поставить маяк ниже, чем предусмотрено проектом, так как в назначенном по чертежам месте слишком часты туманы; выгрузку материалов удобнее осуществлять в соседней бухте Кузьмина - она хотя и более открыта, чем рекомендо­ванная проектом бухта Врангеля, зато ближе, и строительство дороги до нее обойдется дешевле; пристань можно не строить - доставку стро­ительных материалов к берегу можно осуществлять на шлюпках.
5


   Анализ рекомендаций Казаринова создает впечатление, что глав­ной целью для него была не эффективность маяка, а стоимость строи­тельства. Так, он уменьшил площадь жилых помещений, казармы; вместо парового отопления от котельной предложил поставить обычные печи, ссылаясь на то, что их может починить любой матрос.
Не случайно все маяки, построенные под наблюдением Казаринова, вскоре пришлось перестраивать.
К сожалению, предложения Казаринова и на этот раз были приня­ты, и все это потом сказалось на маячниках, усложнив им труд и создав немало бытовых неудобств.
6


Корпус и все детали будущего маяка были изготовлены в Париже компанией «Барбер» в 1891 году, и в разобранном виде, совершив почетный круг вокруг Земли, были доставлены сюда и установлены на мысе Поворотном.
  В июне 1892 года строительство было закончено, и 6 июля световой маяк начал действовать. Каменная восьмигранная башня высотой 9 м была установлена на южной оконечности мыса, на обрывистой пло­щадке террасы, окруженной обломками скал.
7


Маяк построен в три яруса, которые представляют три морских начала.  Первый ярус, или первый этаж, символизирует Землю, твердь. Стены здесь толщиной полтора метра, двери и рамы - дубовые. Здесь же расположена ручка подъема жалюзи над линзой, сверху которой находится железный остов станины.
На второй ярус, где расположена каюта, ведет винтовая, клепаная лестница с леерами и фигурными набалдашниками. Даже теперь, по прошествии стольких лет, если зайти в круглую башню маяка, сразу бросается в глаза старая табличка с надписью: F. Barbier & Co. Construclueurs. Paris-1891.
8


Каюта в центре увенчана мачтой с памятной табличкой о строителях маяка, стены декорированы рейкой из красного дерева, прикрученной медными болтами. По кругу вдоль стен расположены свето-вытяжные иллюминаторы, способствующие интенсивному горению горелки.  Снаружи стены покрыты броневыми листами посредством клепки. В целом, маяк представляет собой образец архитектуры военно-морского флота второй половины ХIХ века. На третий ярус ведет трап, где на поворотной станине располагается самое интересное сооружение маяка - Линза в медном каркасе без прокладок в 70 миллиметров толщиной, дающая преломление света по линии горизонта в 30 миль и радиусом в 230*. Лампа-горелка ставилась в центре на подставку. Через специальное окошечко свет в 1,5 миллиона свечей регулировался заслонкой. Выше линзы расположен Купол - крыша в виде свечи, символизирующий Небо и Свет, идущий от Бога. Третий ярус ограничен стеклом в 10мм. На куполе стоит флюгер северо-южного направления. Рядом с маяком ранее располагался колокол с инкрустацией царствования Александра II, находящийся сейчас в церкви села Владимиро-Александровское.   
Отдельно от башни, невдалеке от нее возвели жилые и служебные здания.
9


Через год вблизи маяка построили каменный дом для сирены. Пер­вые туманные сигналы она подала 2 октября 1893 года. Так как тума­ны в этих местах возникают нередко внезапно, а паровая сирена требует времени на подготовку к действию, рядом установили пушку и колокол, готовые к действию немедленно.
Обслуживали маяк восемь вольнонаемных служащих, а сирену - пять машинистов и кочегаров Сибирского флотского экипажа. При об­служивании сирены были большие трудности с водой. В сутки сирена требовала 500 ведер воды, а поблизости ее не было, приходилось до­ставлять ее на быках в гору из колодцев, вырытых внизу в овраге.
10


Часто туманы держались подолгу, и обслуживающие сирену матро­сы буквально валились с ног от усталости. Чтобы облегчить их работу, стали нанимать из близлежащих деревень водовозов, а в 1908 году па­ровую сирену заменили на более легкую в обслуживании - пневмати­ческую.
Маяк, расположенный на главном морском пути, соединяющем Владивосток с другими портами наших дальневосточных морей, мно­гие годы работал надежно и бесперебойно. Неприятности начались с началом Гражданской войны и интервенции. Регулярное снабжение нарушилось, продуктов и топлива не хватало. Среди личного состава возникла напряженная обстановка. Особенно она усилилась после приказа Дирекционного комитета (был избран в годы Гражданской войны из числа служащих Дирекции маяков) об увольнении с работы с 1 августа 1917 года жен смотрителей (на освободившиеся места коми­тет планировал назначить инвалидов войны). На маяке начались во­ровство, скандалы, ссоры и даже перестрелки. Личному составу стало не до вахты, маяк иногда по несколько ночей подряд не светил, а сире­на бездействовала (украли приводные ремни).
11


Для такого важного маяка как Поворотный такое положение было совершенно недопустимо, и в октябре 1918 года смотритель маяка был отдан под суд, а обслуживающий персонал полностью заменен. Реше­ние об увольнении с работы жен маячников было отменено.
Но и новому личному составу было нелегко. Время было неспокой­ное, в окрестностях маяка нередко появлялись то одна, то другая груп­па разбойников, стремящихся поживиться за счет скудных запасов маячников и поста службы связи, учрежденного здесь еще во время Первой мировой войны. Одно из нападений закончилось трагически - один служитель был убит и несколько ранено.
В апреле 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд большеви­ков и потребовал выдать им продукты и керосин "для защиты револю­ции". Через несколько дней другой отряд забрал ружья и патроны. "Вокруг белые войска, а я терплю крайнюю нужду в провизии и дровах, уже 20 дней ничего нельзя достать", - оправдывался его командир.
12


Кормить людей стало нечем, связь с начальством во Владивостоке прервалась. Маячники стали самовольно покидать маяк, а в июле 1919 года закрыли пост связи, передав все имущество под охрану смот­рителю. Но маяк, несмотря на все неурядицы, продолжал светить. Нормальная жизнь на маяке и работа наладились только после Граж­данской войны и образования Убекодальвоста.
В 1927 году, после капитального ремонта на маяк неожиданно при­шла новая беда - на мыс обрушился сильнейший тайфун. С башни была сорвана крыша, ветром выбиты все стекла из фонарного сооруже­ния, пострадали жилые постройки. Пришлось срочно ремонтировать все вновь.
13


В 1934 году маяк пополнился новым техническим средством нави­гации - радиомаяком РМС-3. Накануне Великой Отечественной вой­ны, в 1940 году, маяк посетил начальник ограждения Гидрографи­ческого управления ВМФ. В своем рапорте по результатам инспекции он доложил, что техника маяка работает безотказно, световой маяк имеет ацетиленовый источник света - 5-рожковую горелку, началь­ник маяка - один из лучших среди маячников залива Петра Велико­го. Особенно отметил проверяющий старшего моториста Бровко, проработавшего на маяке уже 33 года.
Во время Великой Отечественной войны значение маяка еще более возросло - мимо него пролегала трасса, по которой круглосуточно при любых метеорологических условиях шли транспорты из США и север­ных портов Советского Союза во Владивосток.
14


В 1950-х годах маяк перестроили. Новую восьмигранную башню высотой 12 м возвели из железобетона. В фонарном сооружении смон­тировали современный светооптический аппарат. В настоящее время маяк светит в секторе от 82,5 до 307,5° белым затмевающимся огнем, обеспечивая дальность видимости до 22 миль и радиомаяк, посылающий местный сигнал азбукой Морзе на 150 миль в округе. Раньше работал еще и звуковой маяк, но он мешал спать людям в ближних поселках, и его использование запретили.
Вот такая история маяка на мысе Поворотном. Поснимать маяк мне, и моему другу Валере, удалось 8 мая. Собственно говоря, ехать на маяк в тот день мы не собирались. Но с утра было такое пронзительно-синее небо с кучевыми облаками, что смотреть на него и ничего не снимать было бы преступлением! Как ни странно, но такое чистое, без дымки небо в наших краях бывает всего несколько раз в году, в основном- осенью. С чем это связано- я не знаю. Первым не выдержал Валера и рванул на маяк. Мне пришлось его догонять. У маяка мы оказались уже под вечер, и снимали почти до заката. Что из этого получилось- Вы можете увидеть сами.
15


Источники: книга «Маяки России»

http://nakhodka-discovery.ru/

http:/daily.novostivl.ru/



Японское море, панорама, пейзаж, путешествия, маяки, фото

Previous post Next post
Up