Доброго всем времени суток!
Вот, как и обещал, хочу рассказать Вам об уплывшем от нас «Беркуте».
Итак, немного предыстории. Строительство основания буровой платформы началось в 2010 году на производственных мощностях Завода морских конструкций "VOSTCO Yard" в порту Восточный. Заказчиком и оператором проекта выступает компания "Эксон Нефтегаз Лимитед". Предполагается, что подобно ранее построенной береговой платформе "Ястреб", установившей ряд мировых рекордов при освоении месторождений Чайво и Одопту, морская платформа "Беркут" имеет еще больше технических возможностей для поднятия уровня освоения месторождений.
При строительстве применены новейшие технологии. В частности. дальневосточные ученые выполнили научно-исследовательские работы по воздействию льда Охотского моря на платформу и дали рекомендации, каким образом можно защитить конструкцию. Ранее такие платформы строились с применением металлического ледозащитного пояса. Для этого проекта разработали новую методику защиты нефтяных платформ с использованием бетонного ледозащитного пояса. Такая технология применена впервые: она более качественно защищает строение от воздействия льда, а производство значительно дешевле, чем производство металлических поясов. На строительстве основания «Беркута» работало 4 тысячи человек, 2800 из них - жители Находки.
Платформа "Беркут" спроектирована для круглогодичных работ в суровых условиях Охотского моря, где зимние температуры могут опускаться до минус 44 градуса, высота волн достигает 13 -16 метров и толщина морского льда доходит до двух метров.
Размеры нижнего основания платформы составляют 132 на 100 метров, высота - 54,7 метра. Суммарный вес основания - 160 тысяч тонн. Платформа "Беркут" спроектирована с расчётом возможности девятибалльного землетрясения.
25 мая на территории сухого дока прошла церемония символического вывода основания платформы. На церемонии присутствовало около двухсот человек из различных стран мира, на причале играли два духовых оркестра - военных моряков и находкинский муниципальный. Участникам строительства основания вручили дипломы, после чего была дана команда «Отдать швартовы!». Они тоже были символическими - красные атласные ленты, привязанные к мощной стальной «утке» на причале и к гигантскому основанию «Беркута». Береговая команда матросов, в качестве которых выступили руководители иностранных фирм, построивших основание, и представители российских структур различного уровня, перерезала ножницами красные ленты, и таким образом «отдала швартовы».
После этого надо было ждать настоящий вывод платформы. По «достоверной» информации, полученной мной, это событие должно было состояться 1 июня. Естественно, я планировал по возможности поснимать это событие, тем более, что прошлые выводы платформ из дока, которые были в 2005 году тоже не снимал. И каково же было мое удивление и досада, когда проезжая по дороге над бухтой 31 мая вечером я увидел посреди бухты стоящую платформу! :(( Конечно расстроился и решил, 1 июня вечером поехать и поснимать ее хотя бы с берега, как снимал платформы «ПА-Б» и «ЛУН-А» в 2005году.
Мои фотографии первых платформ, снятые в далеком уже 2005году
Но все получилось гораздо лучше. Днем позвонил мой старый знакомый Игорь Васильевич Филонюк и предложил сходить на своем катере, и поснимать «Беркута» вблизи. О такой удаче я даже не мечтал!
Из базы в «Антаресе» вышли около 16 часов, была низкая туманная облачность, но пройдя мыс Пассека, стало распогаживаться, на траверзе Лисьего появилось солнце, а когда подошли к якорной стоянке №9, где стояла платформа- погода была как на заказ!
Остров Лисий, каким его мало кто видит, т.к. снято со стороны моря.
Конечно, вблизи это циклопическое сооружение производит просто фантастическое впечатление! Создается такое впечатление, что посреди моря вдруг вырос бетонный остров, и совсем не верится, что он вообще-то находится на плаву!
Мы несколько раз обошли всю якорную стоянку, то приближаясь к платформе, то отходя подальше, выбирая удачные ракурсы. Были несколько удивлены тому, что кроме нас там больше не было лодок и катеров, и еще больше удивились, когда со стороны Находки прилетел маленький вертолет и стал кружить над платформой, как назойливая муха!
Поснимав платформу и суда обеспечения, стали возвращаться. По пути осмотрели громаду танкера-стотысячника, который пришел под погрузку в спецморнефтепорт Козьмино.
New Advance пришел под погрузку. Не дай Бог попасть такому на пути в море на полном ходу! Он даже не заметит!
Вообще, должен сказать, что находясь в бухте, среди всех этих судов, совершенно по-другому чувствуешь жизнь порта, нежели наблюдая ее с берега. Когда мы еще только подходили к платформе, мимо нас, набирая ход, прошел огромный контейнеровоз Mathilde Maersk.
Матильда набирает ход...
Пока мы рассматривали платформу и суда обеспечения, через пол часа он уже скрылся за горизонтом! И постоянно мимо туда-сюда сновали большие и малые суда…
Ну а в воскресенье 3 июня, в 6.32 утра основание, вес которого составляет 160 тысяч тонн, лидирующим буксиром «Posh Conctant» под флагом Сингапура было медленно сдвинуто с точки, и караван взял курс на Сахалин. Контракт на буксировку и установку основания платформы на шельфе Сахалина выиграло СП "VOSCF" (совместное предприятие российского ОАО "Совкомфлот" и голландской "Van Oort").
Carlisle- судно для проведения подводных работ.
Willem de Vlaming обеспечивал вывод платформы из сухого дока.
В составе каравана буксиры « Posh Constant», « Salviceroy», «Salveritas», суда обеспечения «Carlisle» и «Posh Venture». Погода благоприятствовала началу движения каравана, стоял абсолютный штиль, исчез туман, последние три дня плотно закрывший Восточный порт и рейд Находки.
В упряжке океанские буксиры.
Ориентировочно транспортировка займет около двух недель. "Каравану" предстоит преодолеть почти около 2 тыс. км. Он пересечет Японское море, затем через пролив Лаперуза выйдет в Охотское море, и там вдоль восточного побережья острова Сахалин будет подниматься к акватории северной части острова. В середине июня ожидается прибытие основания на точку постановки на месторождении Аркутун-Даги, которая находится в 25 км от берега северо-восточной части Сахалина, где ей предстоит работать несколько десятков лет.
Путь домой.
На сегодняшний день караван уже прошел Японское море и пролив Лаперуза, сообщили во владивостокском морском спасательно-координационном центре. Скорость буксировки "Беркута" составляет два узла.
Сегодня на сахалинском шельфе стоят четыре морские нефтедобывающие платформы - «Моликпак», «ПА-Б», «ЛУН-А» и «Орлан». Металлическое основание для «Моликпака» строилось в Комсомольске-на-Амуре и в городе Большой Камень Приморского края. Сахалинский порт Холмск ранее тоже рассматривался как одна из баз по строительству оснований морских платформ, но экономически более выгодным было определено их строительство в Находке на территории Восточного порта, тем более что ранее здесь же были отлиты основания для платформ «ПА-Б» и «ЛУН-А».
Диспетчерская управления движением судов в заливе Находка.
Платформа «Беркут» станет самой крупной морской нефтегазодобывающей платформой в России. Компания не стала озвучивать объем инвестиций в ее строительство, но по мнению специалистов, стоимость подобной платформы может составлять от 0,5-1 млрд долл. и выше в зависимости от географических широт, ледовых и других условий.
"Беркут" улетел уплыл и не обещал вернуться...
P.S. Если кому-то будет очень интересно, что же с платформами происходит дальше- я могу показать и рассказать, правда фотографии уже будут не мои.
P.S.2 Хочу выразить большую благодарность двум «Васильичам»: Филонюк Игорю Васильевичу и Король Александру Васильевичу. Без их помощи этих фотографий бы не было.