Модель БелАЗа-540А костромские товарищи анонсировали еще в начале этого года на выставке в Нюрнберге. И вот сейчас она появилась в продаже в лимитированной серии SSM из 252 экземпляров. Не смотря на предположения собирателей, цена модели получилась даже ниже, чем ранее выпущенный МАЗ-530, но выше, чем МАЗ-525.
Первая промышленная модель БелАЗа, не смотря на немалую стоимость (на уровне ДиПовских ГАЗонов), быстро разлетелась по предзаказам собирателей, многим даже не досталась. Первоначально модель появилась в продаже в двух расцветках (бежевый с оранжевым и синий с серым). Но неделю спустя была анонсирована модель еще в одной расцветке (зеленый с серым), плюс к этому - появится модель более позднего БелАЗа-7522, внешне немного отличающегося решеткой радиатора, ребрами кузова и задними фонарями.
Костромские товарищи изготовили модификацию первой самостоятельной модели карьерного самосвала Белорусского Автомобильного завода - БелАЗ-540А, который выпускался с 1967 по 1975 годы. По нынешним меркам грузоподъемность в 27 тонн не сильно впечатляет, но на фоне тогдашней обычной дорожно-строительной техники этот показатель был вполне серьезный. Конструкция самосвала была довольно прогрессивной. Он оснащался гидропневматической подвеской и гидромеханической коробкой передач. Ярославский дизельный двигатель развивал 360 л.с. Более поздние и более грузоподъемные модели БелАЗов стали оснащаться традиционной для больших карьерных самосвалов силовой установкой - дизельный двигатель + генератор + электродвигатели привода колес.
Тут можно посмотреть небольшой фильм о ранних БелАЗах, в котором БелАЗ-540А называют малышом.
Специально для френда
stevelar выкладываю рисунок БелАЗа. Сходство конечно весьма условное (рисовал по единственной картинке из справочника НИИАТ).
Сам прототип живьем я видел только один раз, все в том же поселке Уваровка, рядом с ж/д вокзалом.
Теперь о модели.
На мой взгляд, костромская модель вполне удалась: детализированная и аккуратная. Металлический кузов не просвечивается на солнце и придаем модели веса, ребра кузова достаточно рельефны.
Колеса поворачиваются на приличный угол, но, в отличии от ДиПовских моделей с подшипниками, они заметно люфтят. Откидывается капот, под которым хорошо виден двигатель. Стойки водительского зеркала тонкие и аккуратные. Фары выполнены с рифлением и без заметного "зрачка" (не помню, чтобы костромские товарищи делали подобное раньше). Дополнительная оптика на бампере выполнена отдельными стекляшками (некоторые правда немного криво вклеены).
Слегка смущает глянцевость рамы и других черных элементов.
Больше всего вопросов у знатоков прототипа вызывает фальшадиаторная решетка. На модели она имеет 4 горизонтальных ребра, а на большинстве фото прототипа решетка выполнена с 5-ю ребрами.
От себя на модель добавил только ГРЗ и немного выправил феном поручень справа от кабины.
Наверное карьерному самосвалу больше подходит какой-нибудь каменный карьер, но в сети достаточно много фото малых БелАЗов и в песчаных карьерах.
Полевой ремонт...
Сзади под кузовом видна фара-прожектор, которая выполнена со стекляшкой.
Естественные цвета...
Была еще одна фотозадумка с этой моделью, но в этот раз реализовать ее не успел. Попробую в другой раз.