Молоковоз-Богатырь. Краткая историческая справка.

Mar 20, 2017 01:17

Подошла к завершению постройка модели молоковоза на базе тягача МАЗ-64227 и полуприцепа МАЗ-9389, прототипом которого послужил автопоезд, курсирующий в начале 90-х годов между поселком Уваровка (Можайский район Московской области) и Москвой. Рассказ о тягаче уже был в ЖЖ ранее, но все же немного напомню, почему я решил его сделать.



Довольно часто утром, отдыхая летом в деревне, я брал велосипед, ехал на местный небольшой молокозавод и любовался диковинной техникой, попутно делая заметки, чтобы потом зарисовать этот автопоезд.

Сам молокозавод в начале 2000-х перестал работать, но здание еще стоит. Летом 2016 года удалось сделать несколько кадров того, что от него осталось.
Территория и главное здание молокозавода.


Вид на завод сзади. На месте белой пристройки, которой раньше не было, останавливались молоковозы для наполнения цистерн.


Подъездная дорога (видны въездные ворота на территорию).


Дорога довольно узкая. Не представляю сейчас, как могли на ней разъехаться молоковозы. Заполненные молоком грузовики ехали от завода в подъем, поэтому, несмотря на то, что минский тягач был рассчитан на такие грузы, но ехал он очень медленно, чем я и пользовался, чтобы бегом с братом догнать молоковоз и прокатится на задней лестнице полуприцепа несколько метров.

Сейчас на этой территории находится Маслодельный завод "Уваровский". Согласно официалному сайту завода в 2017 году новыми владельцами была проведена реконструкция и модернизация производственной площадки в соответствии со всеми современными требованиями к молочным предприятиям.  Теперь предприятие выпускает сливочное масло, спреды и творог.

В сентябре 2020 года удалось также оказаться проездом у ворот предприятия (фото ниже). Никаких опознавательных табличек и признаков работы завода в виде техники и людей замечено не было.




Вообще раньше молоковозы на завод приезжали разные: ГАЗ-53 (самые частые), ЗиЛ-130 с прицепом, КамАЗ-5410 с полуприцепом, КамАЗ-53212 с прицепом и СуперМАЗы с полуприцепами. Их я тоже рисовал, но гораздо менее детально.

В памяти больше всего остался именно герой рассказа. Сам тягач МАЗ-64227 выпущен в 1987 году и был оснащен ярославским восьмицилиндровым дизелем мощностью 320 л.с. Вообще эта модификация выпускалась довольно в узкий промежуток времени: с 1985 года по 1988 год. От ранних СуперМАЗов внешне модель отличалась новым бампером, подножками и воздухозаборником, но облицовка кабины осталась старой.
Полуприцеп был очень необычен, он построен силами Автокомбината № 6 Главмосавтотранса на базе полуприцепа контейнеровоза МАЗ-9389 (1990 года выпуска).

Благодаря информации от бывших сотрудников предприятия и коллегам на форумах удалось выяснить некоторые факты.
Внешняя обшивка надстройки полуприцепа скрывала под собой семь емкостей от стандартных молоковозов на базе МАЗов 500-ой серии (АЦПТ-11). В одну емкость вмещалось примерно 3,8 тонны молока, т.е. этот полуприцеп перевозил примерно 26-27 тонн молока за один рейс. Емкости были расположены поперечно на основании от двух стандартных 20-ти футовых контейнеров, которые были объединены вместе.
В 80-90х годах в нашей стране не было молоковозов большой вместимости для дальних перевозок, а потребность в них была. Силами работников комбината было изготовлено примерно три десятка полуприцепов грузоподъемностью от 19 (5 секций) до 27 тонн (7 секций). Делались они из нескольких старых полуприцепов меньшей грузоподъемности. Все полуприцепы и прицепы, которые закупал комбинат, приходили на предприятие желтыми и уже на месте перекрашивались в белый фирменный цвет. Для необычной раскраски техники на комбинате был специально приглашенный художник.

Общие виды автокомбината (кадры из художественного фильма «Право на выбор» 1984 года, главным местом действия которого является 6-й Автокомбинат), расположенного на ул. Добролюбова в Москве.






Ниже представлены найденные мной  фото таких молоковозов с различным количеством секций из разных источников

Молоковозы грузоподъемностью 19 тонн, 5 секций (АПМ-18,3).
Такая модификация базировалась на полуприцепе МАЗ-5205А.
Фото с сайта Мосавтотранса


Фото из архива РИА-Новости


Фото, опубликованные участниками на форуме rcforum.ru










Фото из журнала "Легендарные грузовики СССР" №12


Молоковозы грузоподъемностью 23 тонны, 6 секций (АПМ-22,6).
Фото из статьи «Молоковоз-Богатырь» в журнале «За Рулем» №3 за 1982 год


Фото из журнала "Легендарные грузовики СССР" №12


Фото из архива агентства ТАСС




Фото с сайта Pastvu.com. ВНДХ (1983-1984 год), автор И. Герасимов


Фото, опубликованное участником форума rcforum.ru (к сожалению, сейчас уже не удалось найти, кто именно его выложил)


На 6-ти секционный полуприцеп у предприятия даже есть авторское свидетельство.


Небольшой сюжет "23 тонны за рейс" об одном из молоковозов предприятия есть в киножурнале «Сельское хозяйство», № 11 за 1983 год.


Еще молоковозы комбината можно увидеть в фильме «Двадцать эмблем на стекле.. .» (1981 год), рассказывающем о проведении в Москве конкурса водителей "За безопасность движения".


Вообще эти молоковозы часто бывали на разных промышленных выставках СССР в первой половине 1980-х годов, было несколько статей в прессе.

Чтобы вместить 7-ю секцию, надстройка полуприцепа немного выступала за габариты рамы.
К сожалению, фотографий зарисованного мной автопоезда мне не удалось найти, да и вообще информации о данных молоковозах достаточно мало.
Вот несколько фото, которые удалось найти, практически аналогичного, но более раннего молоковоза с тягачом МАЗ-6422.

Фото из архива агентства ТАСС (выставка «Научно-технический прогресс» 1985 года).


Фото из журнала «Смена», № 10 за 1983 год


Фото из личного архива С. Бутранова (автор фото А. Хватов).


Фото из книги “Специализированный подвижной состав для грузовых автомобильных перевозок”.


Фото, представленное М. Шелепенковым на rcforum.ru.


Фото из журнала "Легендарные грузовики СССР" №12 (вышел в 2020 году), которое я увидел уже после постройки молоковоза.


Собственно, опираясь на эти фото (кроме последнего) и информацию о стандартном контейнеровозе МАЗ-9389, я и делал свою модель.
В начале 90-х годов автокомбинат был приватизирован и преобразован в ЗАО «Молавто».
А примерно через 10 лет на предприятии сменилось руководство и подвижной состав был распродан (на балансе предприятия находилось более четырехсот транспортных средств). Позже появилась возможность закупать полуприцепы большой грузоподъемности за границей, к тому же Вологодский машиностроительный завод стал выпускать большие автоцистерны из нержавейки. Так постепенно, белоснежные автомобили сошли на нет.

Жаль, что информацию об уникальном подвижном составе, который не просто был сделан силами предприятия, но и действительно работал на дорогах страны, сейчас очень сложно найти.

Далее будет процесс постройки модели полуприцепа.

грузовики, маз, рисунки, молоковоз, прицепы, цистерна

Previous post Next post
Up