Святые места Калужской области. Часть 2: Шаровкин монастырь

Feb 06, 2013 23:43




Миновав Калугу, мы ушли в сторону Козельска. Вокруг простирались покрытые жухлой прошлогодней травой поля, на некоторых из которых полыхал огонь, эту самую траву изводивший. Странно, что посреди таких серых и невзрачных пейзажей попадались и целые участки с травой ядовито-зеленого цвета. Явно не обошлось без помощи химических удобрений.
  На одном из спусков слева от нас мелькнула полуразрушенным куполом церквушка, издали напоминавшая собой целый каменный замок. Мы с Ильей переглянулись, и тут же стали выискивать ближайший поворот налево, до которого, впрочем, пришлось ехать около километра. Свернув за дачным участком, мы оказались на посыпанной сколом дорожке, которая практически сразу же закончилась и началась обычная грунтовка в условиях распутицы. Желание попасть к таинственному храму было столь сильно, что, плюнув на все, мы с ходу пошли "на таран".


1.

К сожалению, Зафира чувствовать себя танком вовсе не стремилось, и уже спустя несколько метров вместо движения вперед мы начали двигаться вниз, зарываясь в развезенный грунт. Выйдя из машины, и увидев, что сидим на брюхе, мы свыклись с мыслю, что путешествия по весенним полям придется отложить до лучших времён и принялись откапываться. К счастью, рядом оказались две незаменимые вещи для выхода из тупиковой ситуации - разбросанные по оврагам кирпичи и местные мужики, которым было в радость скрасить дачно-трудовой день помощью залётным москвичам.

2.


Вновь двигаемся к Козельску, и, едва в воздухе прозвучало предложение об остановке на привал, по левую сторону виднеется указатель "Перемышльский Шаровкин монастырь". Разумеется, сворачиваем к нему, в село Ивановское, хоть название монастыря и незнакомое. Преодолев некоторое количество метров по ещё одной размытой грунтовой дорожке, подъезжаем прямо к монастырю. Останавливаемся на привал.

3.


Едва мы разложились, и, поздравив друг друга с наступившей Пасхой традиционным чоканьем яйцами, выпили по кружке кофе, как со стороны при-монастырских построек к нам подошла женщина.
- Христос Воскресе!
- Воистину Воскресе!
- Заходите к нам! У нас стол накрыт, неделя праздничная, мы всех приглашаем на чай.

Мы, конечно, смутились и вежливо отказались, но тем не менее такое гостеприимство было очень приятно. Свернув по-быстрому свой дорожный паёк, мы взяли камеры и направились к монастырю. Конечно подумали, что женщина (позже выяснилось, что её зовут Ксения) обиделась, но едва мы приблизились к их импровизированной беседке, как она вновь выбежала нам навстречу и скомандовала: "Пойдемте, я Вас проведу на колокольню. Посмотрите, позвоните. На пасхальной неделе нужно звонить в колокола, чтобы народ слышал звон в честь Воскресения Христова."

4.

5.

Колокольня выглядела весьма плачевно, создавалось впечатление, что постройка еле-еле держится за счёт нескольких новых укрепленных балок. Годы запустения давали о себе знать.

6.


Ксения предложила позвонить в колокола нам, но поскольку звонарному делу обучены мы не были, попросили сыграть её.

image You can watch this video on www.livejournal.com


7.


После того, как звонница стихла, мы стали расспрашивать Ксению про восстановление монастыря. Узнали, что практически всё делается без помощи извне, руками местного батюшки, отца Павла, Ксении, её мужа и семьи её сестры. Светские власти не помогают ничем, епархия в принципе тоже. Сама Ксения с мужем раньше жила в Петербурге, но уехала оттуда и теперь ведет приходское хозяйство, и поднимает из руин церковные постройки.

8.


Вскоре Ксения убежала вниз, сославшись на дела по хозяйству, но разрешила нам подняться и на верхний ярус колокольни, правда там все было покрыто обветшавшими строительными лесами.

9.


Зато как на ладони открылся изгиб реки Жиздры.

10.


Затем мы направились в единственный действующий храм прихода, Собор Успения Пресвятой Богородицы, постройки начала XVIII века.

11.


Хотя внутри храм реставрирован не полностью, в нём чувствуешь себя очень уютно, и приглушенный свет свечей и тусклых ламп будто бы создает эффект погружения на несколько веков назад.

12.


Несколько самодельных стендов с фотографиями рассказывают, какую работу по восстановлению приход делают батюшка с помощниками, а также прихожане. На одной из фотографий виден купольный крест, который был найден зарытым в земле неподалеку от храма.

13.


Очень красивая икона, насколько я понимаю, это Минская икона Пресвятой Богородицы.

14.


К сожалению, фрески и большая часть росписей очень серьезно повреждены, но будем надеяться, рука реставратора вскорости коснется и их.

15.


16.


От храма Сергия Радонежского, к сожалению, до наших дней сохранились лишь разрушенные стены первого яруса и подклет.

17.


18.


Судя по состоянию, руины храма вряд ли когда-нибудь будут восстановлены, и это прискорбно. В сети мы видели несколько фотографий буквально десятилетней давности, на которых развалины еще несли в себе архитектурный вид.

19.


20.


Завершив осмотр, мы прощаемся с Перемышльским Шаровкиным монастырём. За время поездки церкви нам встречались как великолепно отреставрированные и блещущие новизной, так и полностью заброшенные, находящиеся на грани разрушения. Шаровкин монастырь, пожалуй, является симбиозом этих двух состояний, и, хотя мы несомненно желаем ему обновления и процветания, нельзя не отметить, что сохранив частичку древнего нетронутого образа, он продолжает нести в себе ту самую непорочную старинную духовность, которая, казалось была навсегда утрачена.

Наше же путешествие продолжается, и на очереди у нас мужская обитель Оптина пустынь и женский монастырь Свято-Амвросиева пустынь в Шамордино.

церковь, Святые места Калужской области, авто

Previous post Next post
Up