Святые места Калужской области. Часть 1

Feb 02, 2013 13:00



Путешествие в Калужскую область началось для нас с truetassadar в семь часов утра 21 апреля. Встретившись на Павелецком вокзале, уже спустя полтора часа мы с Ильей пересекали границу Московской и Калужской областей. Первым делом мы решили свернуть в сторону Боровска и посетить Боровский Свято-Пафнутьевский монастырь XV века.

1.


Сразу заметно, монастырь находится в действительно хорошем состоянии. Косвенно, это подтверждают раскинувшиеся вдоль подъездной дороги многочисленные ларьки с сувенирами и образцами народного творчества,  которые, впрочем, одинаковые почти в любой области. Цены, разумеется, заоблачные. Имел место диалог:
- А почём у Вас свистульки?
- От 50 до 1000 рублей
- Сколько стоит вот эта (показываю на самую маленькую)?
- Триста!

2.


Напрягает какое-то несусветное количество бомжей, нищих, и типажей криминального вида. Разумеется, подать милостыню неимущим у храма это святое дело, но когда тебя обступают со всех сторон и рассказывают про свою тяжелую долю и поиск денег, чтобы "добраться домой в Пензу", становится неуютно. Особенно когда на шее блестит золочеными буквами Никон. Впрочем, расставшись с некоторым количеством мелочи и полтинником, мы спокойно смогли сосредоточиться на прогулке по внутри монастырской территориии и далее в этот день с подобной проблемой не сталкивались.

3.

Возле одной из стен выложен раскопанный фундамент одного из не сохранившихся храмов. Забегая вперед, отмечу, что все виденные нами постройки монастыря выглядят очень хорошо, чувствуется проведенная недавно тщательная реставрация. Заметно также, что в праздничные дни территорию монастыря посещает большое количество верующих, для чего организована аудиотрансляция богослужений из Рождественского собора.

4.

Рождественский собор, наряду с Трапезной, древнейшая постройка монастыря, датируется XVI веком. Его предшественница, деревянная церковь, была возведена почти на сто пятьдесят лет раньше.

5.

Возведение древнейшей из сохранившихся построек монастыря, Трапезной церкови Рождества Христова датируется 1511 годом. Ныне к ней примыкает пятиярусная колокольня, окрашенная в приятный бледно-желтый оттенок.

6.

Поскольку в соборе шло богослужение, снимать мы там не стали, но заглянули в Трапезную церковь.

7.

Сразу бросился в глаза резкий контраст обновленного внешнего вида с внутренним убранством, по всей видимости, не тронутым с момента основания. Впрочем, смущать этот факт не должен. Напротив, очень любопытно взглянуть на святое место, увидеть его таким, как задумывали его древние основатели.

8.

Древние фрески и настенная роспись с житием Святых всегда самое интересное и поразительное в старинных храмах. Чувствуются заметные различия между стародавними и нынешними изображениями, при сохранении внешних образов. Остается загадкой, является ли более мрачный вид древних фресок изначальным замыслом или это следствие прошествия почти половины тысячелетия?

.

Прогулявшись еще раз по периметру, покидаем монастырскую территорию под пристальным взглядом местного сторожа.

10.

Очень хотелось запечатлеть панораму обители со стороны еще не оттаявших монастырских прудов, но, к сожалению, проход к ним был перегорожен железным забором.

11.

Зато увидели небольшой мемориал погибшим в Великой Отечественной Войне. Постояв минуту и отдав дань памяти павшим, мы тронулись в дальнейший путь.

12.

Проезжаем еще около ста километров и уходим с Калужской дороги в сторону поселка имени Льва Толстого. По левую сторону от нас виднеются массивные купола соборов и поистине исполинская колокольня Тихоновой пустыни.

13.

Как и в Боровске, рядом с монастырём соседствует мемориал погибшим на полях ВОВ односельчанам. Список на плите по правую сторону поражает перечислением одних и тех же фамилий - гибли или умирали целыми семьями....

14.

Обходим монастырь и любуемся видом на фоне ещё покрытого ледяной коркой пруда. Стиль постройки соборов сразу же заставляет вспомнить виденные когда-то в учебниках греческие храмы и это неслучайно. Дело в том, что внешний вид построенного на рубеже XIX и XX веков Успенского собора с куполами синего цвета был выдержан в нео-византийском, эклектическом, стиле. Освящение нового собора случилось в 1914 году, когда страна была уже пороге грядущего лихолетья. Успенский собор пережил и разграбление и осквернение, бомбардировки и артиллерийские выстрелы, и после десятилетий запустения в роли склада для подсобного хозяйства, был возвращен духовенству, восстановлен и выглядит самой яркой звездой в созвездии монастырских построек.

15.

Монастырский комплекс построен в местах, где ещё в XV веке вокруг пришедшего служить в эти земли преподобного Тихона была образована монашеская община. Отсюда и название Тихонова пустынь. Уже после смерти Тихона, причисленного позже к лику Святых, развитию Пустыни был нанесен серьезный удар нашествием поляков и литовцев периода Смуты. Кельи и церкви были преданы поруганию и разграблению, преодолеть последствия которых община смогла лишь к концу XVII века. Тогда же был построен и первый каменный храм, Преображенский, до наших дней не сохранившийся.

16.

Через широкую двойную арку входим на территорию монастыря. Любуемся мозаиками с ликами Святых.

17.

18.

19.

Успенский собор с колокольней со стороны внутреннего двора. Колокольня не только пережила войну, но и устояла даже после нескольких попыток намеренного подрыва, как с немецкой так и с советской стороны.

20.

Собор Преображения Господня построен уже в 2000-х годах. Его предшественник, древнейший храм Тихоновой Пустыни был взорван большевиками.

21.

Никольский храм по правую сторону, также как и Успенский, был закрыт для богослужений, а его помещение использовалось в качестве клуба и показа кинофильмов.

22.

Покинув Тихонову пустынь, мы вновь выезжаем на Киевское шоссе и останавливаемся у монумента, посвященного Стоянию на Угре. Именно это событие, случившееся в 1480 году считается датой окончательного освобождения Руси от власти Золотой Орды. Стоянием именуется потому, что выстроившиеся по берегам реки Угра русское и ордынское войска так и не вступили в сражение. Обычно этим фактом заметки в учебниках истории и ограничиваются, хотя интересных сопутствующих событий, вокруг этого стояния хватало. В частности, диверсии русских войск в тылу у ханского войска и попытки ордынцев форсировать Угру в нескольких местах. Как бы то ни было, непреложным фактом является то, что войско хана Ахмата повернуло и двинулось в свои владения, после чего угроза русским землям со стороны Золотой орды была исчерпана.

23.
nbsp;
  А по пути, войско хана прошлось огнём и мечом по городу Козельску, куда мы и направимся далее. Правда, перед этим заглянем ещё в несколько интересных священных мест.  

церковь, Святые места Калужской области, авто

Previous post Next post
Up