вдогонку

Jan 06, 2024 21:20


начал читать Митрохин, Н. Очерки советской экономической политики в 1965-1989 годах. Том 1-2 / Николай Митрохин. - М.: Новое литературное обозрение, 2023.

На два тома 1000 страниц, небыстрое дело будет, однако. Исследование базируется на многочисленных интервью, проведенных автором, и большого объема различных источников и работ других авторов. Читать только начал, и пока могу сказать только, что автор методологически слишком центрируется на личностях ("непосредственными распорядителями советских финансов были два человека" - Брежнев и Косыгин), не уделяет внимания обоснованности используемых понятий ("советская финансово-банковская элита" - так и представляешь себе советских Ротшильдов). Строго говоря, как-то, наверное, нужно было прояснить методологию исследования, наверное. Соответственно, при всем моем понимании слов Митрохина о том, почему он не использует весь корпус собранных материалов в своей работе (времени нет на все), непонятно, почему он из этого взял что-то, а что-то исключил. Но да ладно, будем дальше читать, может быть, что-то будет в этом отношении.

Пока же про то, что СССР угробили инженеры. Ха-ха-ха. trollface.jpg



Нет, не "проукраинские" клики в целом, а представители харьковской и днепропетровской клик, которых начал двигать наверх еще Хрущев в своей борьбе с маленковцами. Харьковцы были в основном экономистами (их представителем, но, конечно же, не политическим руководителем, был Евсей Либерман со товарищи, политически их прикрывал Косыгин), днепропетровцы ("суперклан", или, как представители шелепинской клики их называли, "днепропетровская мафия", "днепропетровская хунта") были в основном инженерами, их возглавлял Брежнев.

С харьковцами и их влиянием пока непонятно, вся инфа будет дальше.

Днепропетровцы же из себя представляли не "клан" (не передавали подчинявшиеся им должности родственникам), а это была "команда" из примерно двух десятков человек, которые были размещены Брежневым на ключевых постах для контроля, и которые обладали ограниченными компетенциями: они были успешными инженерами и руководителями производства в металлургической или машиностроительной сфере, строителями крупных промышленных объектов, но не экономистами, финансистами, аграриями, руководителями химической или легкой промышленности.

Если в целом, то это были машиностроители и металлурги, которые лоббировали интересы своих отраслей. Хотя Косыгин, например, был представителем легкой промышленности, а Брежнев больше по партийной линии развивался. Опять же, корни влиятельности этого "машиностроительного лобби" в сталинской политике индустриализации и милитаризации промышленности.

упд

Брежнев как первый советский рэпер, написал у себя в блокноте :

2 октября 1969 г. Переговоры с тт.Гомулкой и Циранкевичем.

То, что мы услышали - от Вас вчера

было для нас большим потрясением.

Повысили цены на

водку, пиво.

Нет масла - торгуем только

маргарином.

Также небезынтересное:

СССР активно инвестировал в экономику стран СЭВ. В период перестройки, в частности, выяснилось, что в СЭВ договорились о том, что СССР развивает крупнотоннажную химию, а мелкотоннажные химические производства, то есть получение различных специализированных и потому более дорогих видов химических соединений, будут развиваться в Польше, Венгрии, ГДР, Болгарии и Румынии. В частности, это относилось к лекарствам. Для этого СССР вложил в эти производства более 20 млрд долларов

Переводной рубль достаточно крепко связывал экономики стран, позволяя им эффективно осуществлять взаимные расчеты. Однако проверки реальными рыночными условиями он не прошел. Как только страны СЭВ получили возможность свободной торговли, они захотели оплаты в реальной конвертируемой валюте. По этой причине СССР в 1990 году остался без лекарств.

По мнению Юрия Велика, который в должности замзава Экономическим отделом ЦК КПСС курировал СЭВ в 1980-е годы в развитии организации была сделана стратегическая ошибка. СЭВ увлекся взаиморасчетами, но не перешел к производственной кооперации предприятий между странами. В результате, например, так и не был создан общий сэвовский автомобиль или телевизор. А значит, при появлении у СССР финансовых проблем в перестройку для членов СЭВ было выгоднее прервать связи, нежели их поддерживать.

Это в значительной степени было связано с изначально крайне мягкой моделью управления в рамках СЭВ и демократизмом организации, который способствовал тому, что страны, нацеленные на более глубокую интеграцию (Чехословакия, Польша, СССР), были вынуждены прислушиваться к требованиям стран, которые видели СЭВ прежде всего как совещательный орган либо стремились «доить» главного спонсора, ничего не давая взамен (прежде всего Румыния).

упд

Критикует, в частности, концепцию патрон-клиентских отношений как объяснение отношение власти в СССР. Слишком негарантированной была позиция и «патронов», и «клиентов», можно было сильно пострадать, если такие отношения кто-то замечал.

упд

soviet cyberpunk. Ну или не киберпанк, а эксельчик, но тоже хорошо:

Специалист в области производства машин для текстильной промышленности и бывший преподаватель профильного вуза Юрий Карасев 14 лет проработал в Отделах машиностроения и сельского машиностроения. В интервью он так вспоминал о первом этапе отбора его кандидатуры на пост референта главы Орготдела, секретаря ЦК КПСС Ивана Капитонова:

В 1983 году Генеральным секретарем был избран Андропов. Андропов первое, на что обратил внимание, - на производство товаров народного потребления, торговлю, удовлетворение потребности людей. И он на это дело направил Капитонова Ивана Васильевича. Тому потребовался референт. Помощник - это повыше и подороже должность, а референт. И мне сам Иван Васильевич потом рассказывал: «Я просто написал, кого я хочу видеть, примерно возраст, образование». Машина выкинула мою объективку - так я к нему попал.

- Как это?

Ю.К.: Надо было ввести определенные критерии в вычислительную машину, а у вычислительной машины все объективки наши были в памяти, и она по критериям отбирала. И мне Иван Васильевич сказал: «Единственная объективка, которую она выбросила, - твоя»

упд

анекдот:

автор пишет о том, что со статистикой было дело совсем плохо. Во-первых, слишком много информации и слишком быстрые изменения, требовавшие своевременного реагирования. Во-вторых, разобщенность информационных потоков и логика бюрократии: разные ведомства скрывали друг от друга информацию в различных целях (приукрашивали или приуменьшали для выбивания ресурсов). В-третьих, низкий уровень информатизации: расчетные институты занимались всем вручную. Если была техника, то зачастую использовалась для ввода и вывода информации на бумажных носителях, но не для самих расчетов. Академик Глушков, тот самый, утверждал, что его система может считать 1200 показателей, но пример самих расчеты госплановцам так и не показал. В-четвертых - политическая грызня внутри. В общем, ведомственный лоббизм, административный волюнтаризм, низовой лоббизм субъектов экономической деятельности, разные интересы мешали исполнению планов.

Но была еще такая тема, как кубышка, которой располагал планово-финансовый блок руководства Минфина. Резерв достигал 5% бюджета, о нем не знали члены Политбюро. Между Брежневым и Косыгиным был конфликт. Брежневу нужно было выбить из правительства ресурсы на две отрасли, которые ему де-факто подчинялись: сельское хозяйство и ВПК, а Косыгину нужно было обеспечить функционирование экономики всей страны.

...главный лоббист ВПК Дмитрий Устинов, прознавший про наличие резерва, вызвал к себе его распорядителя и безуспешно пытался, напоив того водкой, заставить признать факт его существования. Фамилия распорядителя, правда, не указывается.

упд

заодно, кстати, становится понятным, что, судя по всему,  «железный закон олигархии» Р. Михельса практически ничего не описывает в части того, какой была реальная власть в СССР.

Митрохин, политэк

Previous post Next post
Up