хе

Jul 09, 2015 23:33

Маркс, когда включал в первый том Капитала все эти метафоры с монстрами и вампирами, ориентировался на элементы пролетарского масскульта в Англии. Среди рабочих тех времен бытовали страхи, что их тела после смерти будут похищены с целью препарирования. Также верили, что все эти незаконные анатомисты-хирурги похищают людей и убивают их. Т.о. он пытался достичь именно что пропагандистского эффекта (а не просто отдавал дань своему влечению вампирским чтивом, как в другом месте написали), я думаю, хотя прямую параллель между вампиром и хирургом провести сложно, конечно (хотя была Мэри Шелли с другим сюжетом, да).

Капиталист берет живого человека и использует его труд в системе разделения труда, калечит тем самым человека, превращает его во фрагмент самого себя.

В Англии спасение своих тел после смерти от хирургов было центральным аспектом пролетарской культуры солидарности, направленным против закона и властей. Возникли две уникальные формы сопротивления: содружества, в фонды которых рабочие вносили свои пенни для того, чтобы гарантировать надлежащие похороны, и бунты против хирургов, особенно часто случавшиеся возле виселиц, на которых вздергивали очередного беднягу. Лондон 19 в. в этом смысле сильно отличался от остальных европейских городов.

Где-то в начале 17 века власти вздернули одного известного грабителя - Дика Турпина. Собравшаяся толпа штурмовала виселицу и забрала его тело, чтобы не досталось хирургам. Через несколько дней, после того, как прошли слухи, что тело разбойника эксгумировали, толпа пришла на кладбище, выкопала труп и, убедившись, что труп цел, с триумфом пронесла его по улицам Йорка. Хотя тут была и рационализация - некоторые казненные выживали после повешения, т.к. в основном смерть причинялась через удушение, а здесь бывали у палачей промашки. Люди это знали.

Что касается расчлененки, то первоначально она была распространена среди сильных мира сего. После смерти их частенько расчленяли и хоронили в разных местах по желанию. В 1299 г. Папа Бонифаций 8 запретил эту практику, но без особых результатов. До начала 19 века вопрос о том, что трупы умерших забирают для опытов, не стоял.

В Европе с расцветом буржуазной культуры возник интерес к анатомии, проводились даже публичные вскрытия. Вскрывали в основном тела казненных. Фактически, это было такое символическое представление из нескольких стадий, в ходе которых восстанавливался буржуазный порядок, а его нарушители наказывались. Причем, если преступник казнился за свои грехи, его кровь была жертвой за все грехи человечества, вот почему, возможно, очень часто гравюры и картины изображали рассеченных преступников в позе страдающего Христа.

Известную картину по поводу публичных вскрытий написал Рембрандт: Урок анатомии доктора Тюльпа.

Диагональная позиция трупа адаптирована из изображений Христа и святых - это индикатор страдания, пассивности, беззащитности, умирания и смерти, хотя в данном случае это может быть следствием известных симпатий художника к беднякам (в википедии написано, что казнен этот человек был за ранение охранника тюрьмы и избиение, автор книги же пишет, что казнен был за кражу пальто (coat).

Дэвид Макнейли, книгу про рыночных монстров которого читаю, пытается обосновать, что на этой картине Рембрандта представлены отношения между капиталом и трудом. Тело мертвеца на картине управляется внешней силой (доктор Тюльп показывает движения пальцев руки, управляет ими), точно так же, как труд управляется капиталистом. Ну, выглядит притянутым за уши, надо сказать.

Поцмодернисты, кстати, прославляют фигуру монстра как чего-то маргинального, противостоящего системе (Отсюда, кстати, все эти Сумерки, я так понимаю; не смотрел, но осуждаю). Но разве корпорации, правительства и пр. - это не монстры? - задается вопросом Макнейли. Конечно, монстры.

bloodsuckers

Previous post Next post
Up