Защитников демократии станет больше
Польский текст статьи "
Obrońców demokracji będzie więcej" опубликован 5 марта 2016 г. на интернет-портале
obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - КРАКАУЭР (KRAKAUER). Перевод
vladkharitonov.
Приход партии Право и Cправедливость к власти вовсе не является историческим или политологическим феноменом. Избиратели проголосовали, избирательные комиссии подсчитали, предвыборные обещания сделали свое дело - в результате ПиС одержала победу и получила власть. Помогла всеобщая неприязнь к предшественникам. Добавим - вполне заслуженная и старательно заработанная каждым куском мяса осьминога, поглощаемого за государственный счет лидерами партии, находившейся у власти в предшествующий период. Но власть - это не дар небес, она не ниспослана святым Духом, как говорят некоторые, по крайней мере, никаких доказательств этого не обнаружено. Она является результатом голосования, а он может всегда измениться. В свое время кто-то даже утверждал, что самое главное - кто и как подсчитывает голоса...
Если вспомнить, какие методы использовали те, кто сейчас у власти, пока они в течение восьми лет находились в оппозиции, то в первую очередь в голову придет отрицание политической легитимности тогдашней власти. Оно было фундаментом пренебрежительного отношения к той власти, обосновываемого отрицанием ее права на использование мандата, полученного - как мы неоднократно слышали - или в нечестных или даже в сфальсифицированных выборах. Была даже придумана особая идеология, действенно способствовавшая снижению престижа власти, а также доверия к государству, поскольку критика была не политической, а эмоционально-системной. Сегодня мы можем заметить ее продолжение в форме разворачивания концепции параллельной версии истории, которая, вероятно, должна заменить достижения 26 лет трансформации в принципиальных вопросах, если рассматривать период так называемой борьбы за свободу. Причем то, насколько обе эти темы являются отвлекающими по отношению к настоящим политическим вызовам в стране и за рубежом, является вопросом второстепенным. Отчетливо заметно, как власть на многих уровнях управляет политической информацией, доводя до каждого то, что он готов запомнить. Такова стратегия на случай, если находящиеся в настоящее время в оппозиции, например, объединятся, что неизбежно, если они хотят выжить в государстве с силовыми структурами, частично повторяющими образцы тоталитарных государств.
Сильнее всего находящиеся теперь у власти боятся тиражирования оппозицией их стратегии тотального отрицания системы, но с одним отличием. Находящиеся сейчас у власти утверждали, что хотят IV-й Речи Посполитой, и в целом из их риторики всегда следовало, что они обладают монополией не только на Польшу, но и на польскость. Теперешняя же оппозиция не может пойти на подобный абсурд. Ведь это тупик, которого вообще-то люди опасаются, понимая, что имеют дело с какой-то формой инфекции национализма, который не пользуется в нашем обществе всеобщей поддержкой. Формула открытости государства для всех по принципу «ИДЕМТЕ С НАМИ» намного опаснее, поскольку наносится удар по поляризации, выдвинутой ПиСом в первые ряды борьбы за их лучшую, желанную новую Польшу (чего большинство не понимает, потому что по-прежнему живет, уже в третьем поколении, в блочных домах постройки времен ПНР). Оппозиция, не отталкивая никого, может предложить каждому место и спокойствие, чего так жаждут поляки. Даже те, кто уже стыдится, что голосовал за Право и Справедливость, потому что они понимают - действия этой партии ни в коем случае не очищение государства, а лишь государство не для всех, только для избранных, которые в нем комфортно устроятся за счет остального общества.
Вероятно, поэтому они так агрессивно нападают на Комитет Защиты Демократии (КЗД) и на его демонстрации, поэтому так нагло копаются в биографии одного из организаторов этого мероприятия, необычайно интересного с политологической точки зрения. Число подобных нападок и клеветы будет увеличиваться, чем сильнее станет укрепляться это движение, тем тщательнее будут следить за ним сквозь прицел силы режима.
Но защитников демократии будет все больше, потому что не все могут сразу же войти в формат, предложенный КЗД, да к тому же и этот формат вовсе не универсален с точки зрения практики. Имеются в виду, в основном, левые силы, которым нужно потрудиться сильнее, чем кому бы то ни было, потому что их нет в парламенте, и скоро они совсем перестанут существовать, даже если время от времени будут тиражироваться очередные диванные идеи деятелей и деятельниц разного "сорта" (такое модное слово в последнее время). В принципе, позор, что левые не были в состоянии продемонстрировать, что они являются силой, заслуживающей доверия, отрицающей теперешний режим и правых в рядах оппозиции. Ведь нужно помнить, что именно их выдавливание сделало возможной фантастическую единоличную победу тех, кто сейчас у власти. Она не была бы такой легкой, если бы не многолетняя деятельность правых партий против левых сил и их постепенное удушение, унижение и вытеснение. Пожалуйста, вспомните, как отнеслись к кандидату на пост Президента РП господину Влодзимежу Чимошевичу, а как отнеслось правительство Туска к Польской Крестьянской Партии во времена господина Наперальского! Разве подобное допустимо?
КЗД, наверняка, нарастит силу, логика его развития будет примерно такой же, как у Большого Оркестра Рождественской Помощи - прежде всего речь идет о структурах и механизмах, которыми воспользуются люди доброй воли для работы на местном уровне, чтобы накапливать потенциал. Они не только не останутся пассивным в одну из суббот, но, что самое главное, будут побуждать иных к выражению политической поддержки оппозиции и, наверняка, к протесту против правящих сил. Самым существенным вопросом является то, кого поддерживать на выборах, если не будет выдвинут собственный список. Понятно, что лидеры всегда могут рассчитывать на первый номер со стороны любой заинтересованной партии, а если не первый, то на какой-то другой, привлекательный в округах с "воспитанным" и "сознательным" электоратом. Но лидеры должны каким-то образом удовлетворить политические аппетиты активистов.
В этом вопросе будет уместна серьезная политическая стратегия, фундаментом которой должно быть объединение всех политических сил в стране. Поскольку только таким образом - от общей платформы (хочешь-не хочешь, но такое название адекватно) - можно попытаться выдвинуть представителей, имеющих скорее гражданский, чем политический характер. Ведь необходимо помнить о том, что некоторые политические партии имеют очень негативный электорат. Для их активистов, НО НЕ ДЛЯ ЛИДЕРОВ, более выгодной стратегией является осуществление перезагрузки системы, а не продолжение поддержки в значительной мере заношенной политической марки. Перезагрузка и новая раздача - это совершенно новые возможности, но прежде всего - возможность отбросить часто уже скомпрометированных или уже исчерпавших себя лидеров.
Очень вероятно, что существующие в настоящее время партии на это не решатся. Например, господин Петру, заинтересован не более, чем в создании избирательной коалиции с КЗД, дающей ему право стать единоличным лидером. Однако наибольшей проблемой господина Пэтру является именно то, что его партия является партией лидера и, в принципе, - разумеется, не желая никого обидеть - никого больше.
Пожалуйста, не дайте себя обмануть тем соображением, что до выборов еще далеко. Если кто-то желает существовать в политике, то он должен быть готов в любой день провести полноценную избирательную компанию. К сожалению, наблюдая за нашей политической сценой, мы должны сделать однозначный вывод, что к этому готова только одна партия, вы легко можете отгадать - какая.
Поскольку в ближайшие годы сильнее всего полякам будут досаждать экономические и социальные вопросы, создается широкое полей работы для левых, которые традиционно, концентрируются на этих проблемах. Будет нелегко, поскольку правящие силы также, по сути, имеют левую социальную программу, и в данный момент даже начинают, вероятно, величайший эксперимент социальной раздачи в современной истории нашего государства. Победить раздачи необычайно трудно, если возникает желание предложить конструктивные решения, причем осознанно и, разумеется, ответственно. Впрочем, что еще можно предложить после 500+. Всеобщий гражданский минимальный доход? Из каких средств его финансировать? В экономике свободного рынка, накопление результирующих потенциалов возможно только и исключительно на вершине пирамиды зависимости. Не удастся сделать так, чтобы капитализм в неолиберальном варианте сам перераспределял излишки вниз. Поскольку мы имеем серьезный долг, невозможно изменить экономическую модель. Это осуществимо разве что эволюционным путем, в течение ряда лет, предварительно выполнив обязательства. Но экономическое чудо нельзя запрограммировать законами, в условиях глобализации это не сработает, не получится! Особенно если учесть, что зарубежье просто ворует рабочие места у наивной, алчной и глупой Европы.
Если Право и Справедливость изменит поведение, перейдя от демонстративного давления к несколько большему миролюбию, по крайней мере, на уровне деклараций, то какие-либо действия против этой партии, а также, разумеется, против правительства, будут на практике намного менее эффективны, чем можно представить.
Именно поэтому сила КЗД, сила любой сегодняшней и завтрашней оппозиции - это сила больших чисел. Но чтобы она действовала, необходим кропотливый труд большого числа людей доброй воли, которые преодолеют силу воздействия режимных СМИ, поддержку католической церкви (особенно чувствительную на селе и в небольших городах), а также эффект обычного послушания официальной власти. К этому нельзя относиться легкомысленно, по крайней мере до того момента, пока власти окончательно не станут предметом всеобщего посмешища. Что в случае конкретных персональных комбинаций невозможно исключить.
Пожалуйста, обратите внимание на то, что ПиС находится в определенной идеологически-функциональной ловушке, которая самой этой партией и создана. Конкретно, эта партия уже не может потерять власть, по крайней мере, до тех пор, пока там не произойдет настоящая смена лидера и партийной верхушки, так как наследники, чтобы они были лояльными, что-то должны получить, человеческое честолюбие - это страшная сила. Из самой биологии политической жизни следует, что их сил и возможностей хватит, по меньшей мере, на два срока полномочий. Они готовы быть у власти эти два срока, особенно если учесть, что уже заметно, проведение ими более осторожной политики. Они скорее боятся совершения ошибок, чем готовы рисковать ради успеха. Это классическое поведение любой консервативной власти. Особенно той, что, оставаясь у власти, хочет произвести смену поколений своих активистов. У них нет выбора, они будут исчезать, как только начнет вымирать поколение, являющееся основой их электората.
Процессы, происходящие в настоящее время на польской политической сцене, еще не раз нас поразят. Мы, к сожалению, должны быть готовыми к возможным сложностям, в том числе и к таким, что связаны с внешней и внутренней безопасностью страны, поскольку сами создаем условия для нанесения нам ударов.
Хотя защитников демократии будет становиться все больше, маловероятно, что удастся объединить эти силы, а затем сообща заявить о себе. Это дает правящим силам большое преимущество. Тем более, что мы живем в стране, где можно посадить человека в психбольницу на восемь лет по подозрению в краже кетчупа (или в ее попытке). Пусть это станет заключительной мыслью...
Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии
Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska