Smart War как элемент Smart Power
Статья «
Smart War, jako element Smart Power» опубликована 20 марта 2014 г. на интернет-портале obserwatorpolityczny.pl. Автор текста - КРАКАУЭР (KRAKAUER).
Источник изображения: rgbstock.com. Автр фото: Sanja Gjenero
Вы боитесь III Мировой Войны? Вы боитесь вооруженного столкновения с сильной, термоядерной и прекрасно вооруженной Россией Владимира Путина. Вы боитесь исламского терроризма? Может быть, вы уже замечаете угрозу китайского доминирования над миром? Может быть, вам не нравится политика «великой демократии» из-за большой лужи?
Приветствуем эпоху «smart war» - «умная война» уже идет!
Она началась в последний день II Мировой Войны как борьба за доминирование в мире в эпоху развивающейся глобализации. Начало ей положил Адольф Гитлер. Его политика уничтожила старые европейские империи и способствовала увеличению значения дуэта США-СССР, который в течение жизни целого поколения держал мир в стальных объятиях. Все, что произошло в период так называемой холодной войны, а также после нее, расцвело с наступлением глобализации. Все это явилось следствием изменений мирового порядка, в результате чего все убедились, что использование силы всегда имеет последствия.
Политика, экономика, развитие государства - ничто не изменилось со времен классиков XVIII и XIX веков. Война все проверяет, приводя действительность к общему знаменателю. Поскольку в условиях термоядерного поля боя война в классическом смысле становится невозможной, так как привела бы к полному уничтожению, стала необыкновенно полезной «smart war».
«Smart war» невозможно определить, ЕЕ МОЖНО ЛИШЬ НАБЛЮДАТЬ. Единственным обязательным ее элементом является составление сценариев и создание фактов на временной оси, а также использование при этом всех подходящих случаев для развития своего могущества или для усиления других игроков.
Сущностью «smart war» является стремление избежать каких-либо внешних проявлений классического конфликта, разумеется, речь не идет о войне без смерти. Важно добиваться своих целей, фейерверки не имеют значения. Средства не важны, но должны быть адекватны ситуации, именно благодаря компоненту «smart». Второй компонент «war» может быть более «мягким» в том же самом значении, что и старая военная максима: «тяжело в ученье - легко в бою».
Не существует никакого международного соглашения, в котором можно было бы описать как сущность умной войны, так и отклонения от нее. Совершенно определенно - это не традиционная война, но речь не идет и об использовании в ней атомного оружия. Прошу учесть, что атомное оружие было использовано в предыдущей войне, а потом в течение всего периода так называемой холодной войны сохранялось стратегическое равновесие в области атомного оружия. Благодаря, в частности, прогнозируемым последствиям его возможного использования, удалось избежать вооруженного конфликта.
Несмотря на все свое могущество Запад проигрывает конфликты именно потому, что придает основное значение «war», а не «smart». Заметьте, это совсем не значит, что следует избегать использование жестких методов. Но их нужно использовать разумно и адекватно потребностям, а не в том случае, когда ничего другого не остается. Иногда сама угроза использования силы более эффективна, чем ее действительное использование, в основном, по той причине, что воздействует психологически, а не в результате проверки вооруженных сил на практике. Иногда также более выгодной тактикой является неожиданное принуждение к миру таким образом, чтобы была невозможной однозначная интерпретация событий. Напомним: важны результаты, реально полученные, позволяющие добиться преимущества.
Конечно, главной целью «smart war» является такое использование «smart power», чтобы компонет «war» не выходил за пределы потенциального риска в сценариях на крайний случай. Кроме того, лучше всего, чтобы это происходило где-то в долгосрочной перспективе, которую можно очень эффективно организовать за счет политики малых шагов или развитой стратегии салями. Благодаря всему этому увеличивается набор возможностей и снижается возможность риска. Механизм простой - достижение цели планируется на ряд лет и стремятся к ней постепенно и поэтапно, так, чтобы противник считал, что наиболее выгодная ответная реакция - слегка погрозить пальцем или повысить голос.
Текущие события показывают, что абсолютным чемпионом мира в области как smart power, так и smart war, является господин Владимир Путин, Президент Российской Федерации. С самого начала его правления Российская Федерация последовательно и аккуратно реализует цели, вытекающие из ее многосторонних и многоуровневых государственных интересов. Это является ее адекватным ответом на давление «окружения» на ее государственность. Такая стратегия требует определенных расходов, но принимая во внимание масштаб этой страны, во-первых, они были неизбежны, а, во-вторых, потери противника намного больше, причем не требуется никаких страданий от народов Федерации. Сравните это, например, с положением семей террористов, являющимся следствием совершенного террористами выбора. Пока все указывает на то, что Россия добивается и по-прежнему будет добиваться своих целей, причем это будет все труднее, поскольку «окружение» прибегает к экономическому оружию. У нас имеется основание считать, что это предвидел господин Владимир Путин, так как его высказывание об исчерпании простых механизмов роста, заключающихся в финансировании за счет сырьевой экономики, было не случайным. Однако не для того от «хозяйского глаза» жиреет настоящий «троянский конь», чтобы безнаказанно применять угрозы и санкции. Европейски Союз согнется под тяжестью Украины, а если нет, то возникнет серьезная опасность, что сами украинцы будут демонстрировать нетерпение и говорить о предательстве Запада и т.д. Сценарий последующих событий однозначен: постепенно, кусочек за кусочком, от проблемы к проблеме.
Определенно, в той же степени эффективны исламские террористы, у которых совершенно другой подход к жертвам, появляющимся в результате конфликтов. Они многому научились за долгие годы войны с Западом, они на многое способны, сама угроза повторения террористических актов, направленных на гражданское население западных городов, является достаточным фактором, ограничивающим остроту западной риторики. Слабостью Запада является измерение «их» впечатлительности собственным (западным) восприятием, в то время как для боевиков/террористов смерть не имеет значения. Поэтому их нужно сдерживать системно - на экзистенциальном уровне, удаляя «общественную ткань» (имеется в виду идеологически-финансовые резервы), их питающую. Другим способом невозможно выиграть войну с терроризмом, мотивированным религией. Мусульманская культура не учит подставлять другую щеку и прощать врагов.
Выйдет ли Китай на поле игры smart power? Их действия в Южно-Китайском море и вокруг Тайваня - это и так samrt power в сравнении с тем, что довелось испытать Тибету. Запад не дает себе отчет в интенсивности китайской исторической злости и китайского национализма. Китай, особенно усилившийся в результате коммунистического метода управления государством, - это не культура прощения исторических обид, и тем более не культура их забвения. Китайско-японский конфликт является вопросом времени и вызовом для мира. От самих китайцев зависит, будет ли это smart war или тотальная резня до полного уничтожения.
Самые лучшие успехи в smart power, но и самый плохой результат в smart war имеют Соединенные Штаты. Эта страна после Ирака и Афганистана поняла, что деньги, потраченные на войну, можно было израсходовать просто на подкуп этих стран, причем в случае Афганистана - многократный. Поэтому у нас есть то, что мы имеем, то есть то, о чем нет никаких доказательств, кроме утечек «WikiLeaks» или информации господина Эдварда Сноудена. Необходимо предупредить о том, что это чистая спекуляция, но ряд «арабских весен» не существовал, если бы не поддержка со стороны некоторых социальных медий, штаб-квартиры которых известно где находятся. Кажется, само военное вмешательство - там, где была нефть - произошло под вывесками частных фирм, оказывающих «продвинутые» услуги в вопросах безопасности, без использования солдат государственной армии, что дорого и связано с политическим риском. Так что не господин Путин изобрел солдат без отличительных знаков! Последним аккордом тестирования smart war в западном исполнении, разумеется, является Украина. Все произошло без классического вмешательства американского правительства, поскольку отсутствуют доказательства этого, и мы не знаем, кто скрывается за спонсорами определенных событий. Все складывалось великолепно до момента, пока фашистская гидра не показала свое лицо. У США имеется превосходная smart power, являющаяся следствием их потенциала и масштаба деятельности. Но smart war они только еще обучаются, трудно быть smart в культуре массового применения оружия.
Будущее мира зависит от эффективности smart power, элементом которой станет smart war. Нам остается наблюдать за самыми лучшими и учиться таким образом, чтобы наука не пропала даром.
Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии
Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska