Давайте найдем крайних

Aug 25, 2009 20:47


Это письмо в "Новую газету" я написал год назад. К сожалению опубликовано оно не было. Но да ладно. Помещаю в свой ЖЖ. На память о студенческом прошлом.

Привет "Новая". Привет любимая ты моя наркоторговка. Почему наркоторговка? А разве свобода это не наркотик? По-моему самый настоящий. Почувствуй ее вкус хоть раз. Вдохни ее горький, терпкий, разрывающий душу в клочья аромат - и ты уже просто не можешь остановиться. Свободозависимость - обеспечена. Во всяком случае, так произошло со мной, не знаю благодарить тебя за это, или проклинать. Но пишу тебе сегодня по другому поводу. Хочу поделиться, милая, увиденным и услышанным случаем. Случаем неприятным, да что там говорить, ужасным.
Я обычный студент провинциального университета. Эколог по будущей профессии, лоботряс и лентяй по нынешней. Единственное, что, пожалуй отличает меня от сотен других студентов нашего вуза - прошлое. Не местные мы, из Узбекистана, гастарбайтер от образования, так сказать. А случай со мной произошел следующий.
В день тот злосчастный, группа моя сидела в кабинете химии. К слову, всё что сидело, обязан подчеркнуть особо, принадлежало к полу прекрасному, то бишь к женскому. Молодые, симпатичные девчонки. Мне повезло, не скрою, учиться в таком цветнике. Уже неделю ползли по факультету невнятные слухи о грядущих переменах в отношении к студентам. Некоторые преподаватели многозначительно хмурились и рассказывали о будущих тестированиях, о неизбежных чистках и отчислениях. Пугали злобной министерской комиссией, которая, мол, и должна проверить качество образования и имеет четкие инструкции избавиться от балласта. Балласта, то бишь от нас, студентов обыкновенных и ленивых. Впрочем, народ мы бывалый, стойкий, на удочки преподам не ловимся. Куда же нас девать? В армию что ли, где дедовщина и кормят поди паршиво? Или на фабрики, от которых лишь стены да ржавые трубы остались? Не верим короче, мы во все эти слухи. Но что греха таить, опасаемся.
Так вот. В день тот забежала к нам на пару наш замдекана, женщина добрая, хорошая, сердобольная даже. Зашла так и говорит. Мол, все слухи верны, проверять вуз будут строго, с пристрастием. Малой кровью, короче, не обойдется. А Главное, выгонять студентов собираются, чуть ли не по разнарядке. Посоветовала быть на стороже, особенно, с преподавателями из других факультетов, как с возможными провокаторами. Закончив речь, замдекана удалилась, оставив группу в одиночестве, один на один, так сказать, со своими мыслями и страхами.
Первая реакция в такой ситуации вполне стандартная. Народ, кому хватало самообладания, стал шутить. Шутки были черными и скорее больше пугали, чем успокаивали. Некоторые из девчонок стали по очереди примерять на себя долю крайней. Кто-то в шутки предложил заранее выбрать двоих кандидатов на отчисление, мол, демократия. Единогласно сошлись, что это будут две наши отличницы. Наконец некоторые толи для себя, толи для окружающих, стали клясться пары больше не пропускать, по клубам не бегать. Чувствовалась, короче, растерянность и нервозность. Каждый думал о чем-то своем, даже произнося мысли вслух. Впрочем, было ясно видно - мысли у всех мрачные.
И вдруг. Вся эта разноголосица стенаний, черного юмора и философствующих размышлений о будущем вдруг сменила тема совсем не связанная с происходящим. Я даже не заметил, как это случилось, но ухо вдруг резануло - "чурки". Девчонка на соседней парте, девчонка которую знал как нормальную, спокойную с невообразимой истовостью заговорила о "чужих", о "черных", как их много, как они всем надоели. Началось что-то невообразимое. За секунды, как ураган, тема подхватывается почти всеми сидящими в аудиторе. Как снежная лавина тема обрушивается на меня всей своей тяжестью и невыносимостью. Буд-то нет ничего на свете важнее ее. Староста группы заявила, что в роддомах уже никто не рожает, только они. Везде они, они, они. Господи я не произношу всех слов сказанных моими подружками, "чурки", "черные", "хачи" - самые нейтральные из них. "Как я их ненавижу, чуть ли не взвыла,- девчонка за соседней партой, - когда на своем говорят, тарабанят, смеются, им предлагаешь.. а они стоят и тар-тар-тар, тар-тар-тар". Поясню, девочка работает промоутером в супермаркете, то есть предлагает проходящим мимо всякую гадость.
Через определенное время тема обсуждение от общих фраз переходит к перемалыванию косточек определенным нациям. Кто хуже, отвратительнее, злее, наглее, ненавистнее. Чеченцы, Азербайджанцы, украинцы, китайцы. Упомянули почти всех. Я в шоке. Тема подхвачена почти всеми. Милые прекрасные когда-то девушки, в один миг превратились в сварливых ведьм, глупых, злобных, жестоких. Шок, другого слова не подберу.
Жизнь русского человека в Узбекистане не сахар. Все было и камни в след, и толпы мальчишек кричащих "Ок-кулак". Но было и много другого. Среди друзей моих были узбеки, татары, корейцы, украинцы и даже один чеченец. Мы вместе сидели на дворовых скамейках, вместе учились курить, дрались с соседскими шайками, вместе ходили купаться и на первые дискотеки. Первой девушкой моей, в конце концов, была узбечка. Я не чувствовал себя чужим, там на своей старой Родине, а если и были какие-то мерзости, то обиду никогда не сваливал на целые народы.
А тут, вдруг слышу такой рев, такую злобу. И от кого - от девушек, от женщин, от наших будущих жен и матерей. Господи, черт подери. Не могу подобрать слов, как я был обескуражен. Ни раз до этого ничего подобного от своих подружек не слышал. Да, в общаге встречались мне те кто рассуждал также. Помню очень ошарашен когда один парень сказал…  «Завтра день рождение Гитлера, вот, чуркам достанется!» Сказал это, улыбаясь с нескрываемым злорадством. Признаюсь никогда не думал что в России день рождение Гитлера знают почти все, а день рождение Пушкина - единицы. Противно.
Стоп. О самом противном я так и не сказал. Наверно, единственная девушка которая ничего не говорила в поднявшемся ведьминском шабаше была Рая. Райсат - по паспорту. Девочка из Дагестана, тихий скромный божий одуванчик. Она молча сидела и только неестественно улыбалась. Перечисляя тех, кого "надо" ненавидеть, бабы мои конечно не назвали дагестанцев. Язык не повернулся. Но было понятно, все это подразумевают. Мало того, во всем многообразии "чужих" народов бабы подразумевают только одну Раю. И именно ее, уже не в шутку, а по-настоящему все они хотели видеть крайней.

Антифашизм, Политика

Previous post Next post
Up