Расматриваемый участок, расположенный между владениями Демидовых и купца Привалова, в 1905 г. выкупило Общество электрического освещения. На месте, находящемся в глубине участка, построили дровяной склад и мастерские, а по линии улицы Садовнической возвели четырехэтажный дом. Стиль строения - эклектика. Автором проекта дома № 11, строение 10 был архитектор Николай Благовещенский.
Центр фасада нового здания акцентировали ризалитом, расчлененным четырьмя широкими по углам и узкими в центре лопатками. Завершен ризалит аттиком, который увенчан карнизом большого выступа.
Фасад строения прорезан аркой, ведущей во двор. Украшена она накладным архивольтом.
Отделка цокольного этажа - фактурная штукатурка. Окна, расположенные на цокольном этаже, настолько заглублены в нее, что создается впечатление, что здание монолитно.
На всех этажах различное оформление окон: на первом и последнем этажах проемы полуциркульные, на средних - прямоугольные. На третьем этаже оконные проемы украшают замковые камни.
Изначальная планировка внутри здания не сохранилась, но остались в некоторых квартирах розетки на потолках и тянутые карнизы, а также остатки печей и в кухнях метлахская плитка. Одну из квартир, расположенных на первом этаже этого дома, в 1911 году занимала поликлиника, к которой пристроили приемный покой.
.
До революции в этом здании проживали инженеры, работавшие на ГЭС-1, но уже в 1920 году в квартиры расселили рабочих электростанции. С тех пор помещения стали коммуналками и оставались таковыми до 1990-х годов.
.
В этом же доме, на Садовнической, 11, стр. 10, в квартире второго этажа, проживал со своей семьей главный инженер ГЭС-1 Роберт Классон.
.
Роберт Эдуардович Классон (1868, Киев - 1926, Москва) - российский и советский инженер-технолог и изобретатель, один из крупнейших российских энергетиков своего времени.
Остался он на этой должности и после революции, а вот в квартиру его вскоре подселили новых жильцов. До наших дней сохранилась его записка, которую он написал в жилищную комиссию. Из ее содержания следует, что он считает поведение жилищной комиссии недопустимым, так как без его ведома в квартиру поселили людей, тем самым превратив частную квартиру в «ночлежный дом».
Непрошенные гости у Р.Э. Классона на "Электропередаче"
.
Записка Р.Э. Классона от 24 апреля 1920 г. в жилищную комиссию "Электропередачи", которая дает представление о пренебрежительном отношении рядовых коммунистов к заслуженному инженеру, пусть и "из бывших", который с пониманием отнесся к просьбе Г.М. Кржижановского: организовать ремонт вышедших из строя, вовсе не по его вине, турбин. И заодно характеризует "неисправимого" Р.Э. Классона - со всеми, даже с "новыми хозяевами", вести себя с чувством собственного достоинства, тем более не унижаясь или лебезя. Итак:
.
С апреля месяца я по предложению Правления "Электропередачи" вновь, после двухлетнего перерыва, стал работать на "Электропередаче". Спокойное рабочее настроение, однако, нарушается зачастую действиями Жилищной Комиссии, которая нарушает мои права, как квартировладельца. Я очень хорошо знаю, что существует острая квартирная нужда в "Электропередаче", что каждый должен ограничить свою квартиру минимальными размерами, и сам провожу это неукоснительно: мой дом, бывший дом Правления, всегда густо населен как служащими Гидравлического Торфа, так в последнее время и лицами "Электропередачи". Лично у меня имеется две комнаты во втором этаже, для меня и моей семьи, и одна маленькая для В.Д. Кирпичникова вместе с А.И. Швальбахом . Тем не менее, Жилищная Комиссия неоднократно покушается на перераспределение в моем доме, то предполагая в нем устроить комнаты для приезжающих, то, как это было недавно, предполагая поселить наверху двух барышень.
.
Справа налево: Р.Э. Классон, В.В. Старков, Г.М. Кржижановский, И.И. Радченко, А.В. Винтер, Э.Р. Ульман, В.Д. Кирпичников
Кирпичников Виктор Дмитриевич - инженер-электрик, репрессирован 1881 - 1937
.
.
Затем Жилищная Комиссия совершила совершенно недопустимый поступок по отношению ко мне, поместив без моего ведома в лично мне принадлежавших комнатах на ночь трех человек, совершенно незнакомых, которые вторгаются в мою квартиру, ночуют в ней, как будто это была не частная квартира, а ночлежный дом. По-видимому, Жилищная Комиссия не отдает себе отчета в том, что этим она нарушает основное право человека на неприкосновенность его жилища и не понимает того, что я могу не согласиться на то, чтобы в мое отсутствие в моих комнатах ночевали чужие люди, может быть больные, и после этого в тех же комнатах, на тех же кроватях спала моя семья.
.
Если же Жилищная Комиссия делает это умышленно, то не может быть другого объяснения, как то, что она желает меня таким путем выжить из "Электропередачи". Конечно, это способ очень действительный, так как я предпочту уйти совсем из "Электропередачи", чем подвергаться подобным нашествиям, которым при этом подвергаюсь я один, так как в отсутствие кого-либо из служащих Жилищная Комиссия все же к нему не направляет чужих людей, чтобы они спали в его кровати. Против подобных действий я заявляю решительный протест и настаиваю на том, чтобы моя квартира не превращалась ни в ночлежный дом, ни в гостиницу. Я сам всегда буду заботиться, чтобы дом был достаточно уплотнен и чтобы в нем жили те люди, которые, с мой точки зрения, в данное время наиболее нужны, притом по моему выбору, как хозяина квартиры. Копию этого заявления я посылаю в Правление "Электропередачи", Садовники, д.30, т.е. Г.М. Кржижановскому который является председателем правления "Электропередачи".
.
Председатель жилищной комиссии "Электропередачи" И.Г. Филиппов наложил на обороте заявления "резолюцию":
.
"Р.Э. Классону
Жилищная Комиссия ничего подобного не делала и жаловаться некому, а если кто и живет, то без ведома Жилищной Комиссии" и переслал его в Заводоуправление.
Подробности здесь
http://www.famhist.ru/famhist/klasson/00362d1b.htm .
Роберт Эдуардович Классон:
1895-1896 - руководил строительством электростанции трёхфазного тока на Охтинских пороховых заводах под Петербургом.
1897-1898 - участвовал в проектировании и руководил строительством городских электростанций в Петербурге и Москве.
1900-1906 - совместно с Л. Б. Красиным участвовал в электрификации Бакинских нефтепромыслов (в частности, участвовал в строительстве Биби-Эйбатской электростанции в Баилово). В 1906 году вследствие отказа применить репрессии к бастовавшим рабочим был вынужден оставить пост директора акционерного общества «Электросила».
В 1906-1926 годах - директор тепловой электростанции МГЭС-1.
1912-1914 - участвовал в организации строительства первой российской торфяной электростанции «Электропередача» в Богородском уезде Московской области (ныне Электрогорск).
1914 - участвовал в строительстве линии электропередачи пос. Электропередача-Богородск-Москва (Измайлово) напряжением 70 кВ.
В 1914 году предложил и совместно с инженером В. Д. Кирпичняковым разработал гидравлический способ добычи торфа, который позволил существенно сократить трудоёмкость торфоразработок. Этот способ должен был использоваться на Шатурской электростанции, заложенной в 1916-м Обществом электрического освещения, но из-за событий 1917 года практически был осуществлён только в начале 20-х годов.
В 1918-1920 годы участвовал в разработке плана электрификации страны (ГОЭЛРО).
.
Работы Классона, выполненные в последние годы жизни, посвящены решению проблем сушки и обезвоживания гидроторфа. Похоронен на Новодевичьем кладбище