Выставка "Всеобщий язык" в ГМИИ им. Пушкина

Feb 27, 2023 09:00





Всего 54 фото

О выставке «Всеобщий язык» в ГМИИ им. Пушкина я слышал только хорошие отзывы. Хотелось там побывать, но всё инерция мешала. А тут целевым образом предложили сходить. И я не мог не откликнуться, когда Вселенная делает шаг к тебе. Сразу скажу: выставка масштабная, разносторонняя, каждый в ней найдет что-то своё уникальное.

Я обычно дотошно снимаю каждый выставочный образец, но в экспозициях столько всего, что устанешь подряд снимать и упустишь то, что чутко может лечь на душу. Поэтому в этом материале будут представлены именно те артефакты, предметы искусства, книги, документы, которые приглянулись именно мне. В частности, с удовольствием «прикоснулся» к текстовым посылам из Древнего Египта, к которому у меня давнее трепетное отношение.

Все фото кликабельны.



В этот морозный день с утра было редкое в эту невесёлую зиму солнце, что воодушевляло. Так что для начала сама собой напрашивается мысль показать для начала еще и фасад великолепного музейного здания Романа Клейна.



02.

Основная идея выставки из анонса в том, что проект исследует многообразные формы человеческого общения, попытки обретения общего языка через мудрость вероучений, географические открытия, повседневные ритуалы и непрекращающийся обмен информацией. Богатство многоязычия показано с помощью произведений искусства, а также книг, рукописей и других раритетов, отражающих историю человеческой коммуникации, которая во все времена подвергается испытаниям на прочность.

В семи разделах выставки представлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книжные памятники и разного рода письменные источники, свидетельствующие о попытках отдельных людей и целых народов договориться между собой: от египетских папирусов, клинописных табличек и новгородских берестяных грамот до долговых расписок, частной переписки и дипломатических документов Нового времени.

Самое интересное из Древнего Египта находится в главном выставочном пространстве с колоннадой. Но еще до него уже можно рассмотреть вблизи уникальный древнеегипетский папирус Уну-Амона.



03. Папирус с литературным текстом «Путешествие Уну-Амона в Библ». XI-VIII века до н.э.

Это поздний иератический папирус начала XXI династии, посвящённый поэтизированной истории злоключений жреца невысокого ранга Уну-Амона, отправленного верховным жрецом Амона Херихором в финикийский Библ для покупки кедровой древесины для строительства священной барки Амона.



04. Папирус с литературным текстом «Путешествие Уну-Амона в Библ». XI-VIII века до н.э.

В главном выставочном зале нас торжественно встречает стелофорная статуя жреца Нефер-Мену с надписью (см. также заглавное фото).



05. Египет. Фивы. XVII-XIII века до н.э.

Статуя Нефер-Мену изображает жреца, держащего перед собой стелу с гимном, прославляющего солнечного бога Ра. Восхитительный памятник!



06. Египет. Фивы. XVII-XIII века до н.э.

Стела Таисис. Текст содержит обращение от лица покойной Таисис к богам и живым о том, что следует оказавшись в заупокойном храме принести жертвы и вознести молитвы, увидев эту надпись на стеле



07. Египет. Абидос. Около 205-180 до н.э. Гранит

Стала Ламинту. На стеле высечена дарственная надпись от щитоносца фараона Ламинту о передаче участка земли египетскому храму.



08. Египет. Западная дельта. Около 837-798 до н.э. Известняк. краска.

Договор о разводе. Составлен от имени мужа - танцора богини Нефтиды Инароса и обращенный к жене Хонсутаиеснахт. В Египте после развода женщинам разрешалось повторно выйти замуж



09. Египет. 494 до н.э. Папирус. Демотическое письмо.

Папирус с фрагментом «Книги дыхания» хранителя казны дома Амона по имени Паиефка. В тексте перечислены пожелания того, что хочет достичь человек после смерти в инобытии



10. Египет. I-II век до н.э. Папирус. Краска

Папирус с фрагментами «Странствий Синухета»



11. Папирус с фрагментами «Странствий Синухета». Египет. Фивы. XIII-XII века до н.э.

Кирпич с царской надписью. Эламский язык. Клинопись.



12. Элам. Сузы. Вторая половина II тысячелетия до н.э.

Жертвенный камень Йерекинмарахали и Бекекелхали с надписью. Надпись начинается с воззвания к богам - Исиде и Осирису, далее идут имена его владельцев: Йерекинмарахали и Бекекелхали и имена их родителей. текст заканчивается благопожеланием.



13. Египет или Судан. III век н.э. Мероитский язык. Песчаник.

Стела Танетбеус. Стела посвящена Танетбеус, дочери Панехотеса. Текст-пожелание умершей, чтобы её душа (Ба) жила на небе вместе с богом Ра, чтобы вступила в самые сокровенные пространства подземного мира, следуя за Осирисом, чтобы её имя и Ба были прочны ежедневно, чтобы ей были обеспечены умащения Анубисом и возлияние Хапи, очищение Исидой и каждение Тотом. В нижней части стелы надпись на греческом: «Танетбеус, дочь Панехотеса, 24 года»



14. Египет. I век н.э. Песчаник. Остатки краски.

Косметический сосуд с новогодним пожеланием. Подобные сосуды преподносились в качестве подарка на Новый год, который в Египте наступал с разливом Нила около 19 июля. Возможно в них хранили косметическое масло или воду из Нила. «Да откроет Амон-Ра хороший новый год его владельцу! Да будет милостива и даст жизнь Золотая (богиня Хатхор) его владельцу!»



15. Косметический сосуд. Египет. Около 664-525 до н.э. Фаянс



16. Лев, терзающий "врага" (вероятно гиксоса). Египет. XVI-XI век до н.э. Кость. Фрагмент изделия

Привычные нашему глазу надписи на латинице, кириллице или арабском языке соседствуют с редчайшими образцами: клинописью, тангутским письмом, рапануйскими дощечками или пиктограммами древних ацтеков

Плита с пьедестала жертвенника. Урарту



17. Плита с пьедестала жертвенника. Урарту. VIII в. до н.э. Известняк. Урартский язык.

Фрагмент плиты с текстом декрета. Северное Причерноморье.



18. Фрагмент плиты с текстом декрета. Северное Причерноморье. IV в. до н.э. Мрамор. Древнегреческий язык.

Образы людей разных эпох



19. Образы людей разных эпох

Голова юноши. Египет. Туна-эль-Гебель. II век н.э.



20. Маска юноши. Египет. Туна-эль-Гебель. II век н.э. Гипс. Краска

Этрурия. Голова женщины.



21. Этрурия. Голова женщины. Конец IV - начало III века до н.э. Глина

Стела Матроны. Оранта - изображение молящейся женщины с воздетыми вверх руками. Над головой и под локтями фигуры идет коптская надпись с эпитафией: «Покойся с миром, Матрона. Месоре 29, 5 Индиктиона (начало сентября)»



22. Египет. Фаюм (?). V век. Известняк. Коптское письмо.

Табличка с покаянной надписью Самины, дочери Бин'ила, кто раскаивалась в нарушении ритуальной чистоты. Контекст о вовлечсении автора строк в караванную торговлю племени ханакитов, Аравия. Харамский диалект сабейского языка. Южноаравийское письмо.



23. Харам. I век н.э. Бронза. Техника "потерянного воска"

Закладная плита. Содержание надписи: «Да простит Господь грехи Ахмаду бин Хусайну ибн Абд-Аллаху...». Иран. Арабский язык. Почерк куфи.



24. Иран. X век. Стеатит. Резьба

Большое внимание уделено мифу о «Вавилонской башне». «На всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1) - так начинается библейская история о строительстве Вавилонской башни. Строительство Вавилонской башни, прерванное Богом, обозначило конец эпохи «всеобщего языка» и начало поиска новых способов коммуникации. Вавилонская башня была символом опасных амбиций человечества, приведших к многовековой розни, и одновременно напоминала о времени всеобщего единения.

Господь как раз тогда и смешал все языки строителей башни. Так их стало много в мире как и непонимания друг друга.



25. Разрушение Вавилонской башни. Нидерланды. Около 1600. Дерево, масло. Неизвестный художник.



26. Строительство Вавилонской башни. Германия. Слева - XVIII в. Бумага, офорт. - Справа - Вторая половина XVI в. Бумага, ксилография. Неизвестный художник.



27. Ян Лёйкин. Вавилонская башня. Амстердам, 1729. Бумага, раскрашенный офорт. - Из книги Андреаса ван дер Шура и Хендрика ван Рейна «Biblia Sacra».



28. Марк Антон Ханнас. Строительство Вавилонской башни. 1630-1676. Бумага. Ксилография.

Подлинные надписи ассирийских царей:

Фрагмент плиты со стандартной надписью Ашшурнацирапала II. Плита происходит из города Кальху (совр. Нимруд). Название этого поселения связано с библейским царем Нимрудом, который согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия и построил Вавилонскую башню.



29. Кальху. Новоассирийский период. IX век до н.э. Алебастр. Аккадский язык.

Фрагмент плиты со стандартной надписью Ашшурнацирапала II



30. Новоассирийский период. IX век до н.э. Алебастр. Аккадский язык.

Фрагмент плиты с надписью Ашшурнацирапала II.



31. Кальху. Новоассирийский период. IX век до н.э. Алебастр. Аккадский язык.

Кирпич с надписью Навуходоносора II



32. Кирпич с надписью Навуходоносора II. Вавилон. Нововавилонский период. VI век до н.э.

Поздневавилонский конус с погребальной архаизирующей надписью. Месопотамская традиция текста этого времени: благопожелание тому, кто не разрушит погребение вместо привычных ранее проклятий



33. Вавилония. VI-V века до н.э. Глина. Аккадский язык.

Новые зиккураты советской архитектуры



34. Б.М. Иофан. Дворец Советов. II Закрытый конкурс. 1933. Бумага. Калька. Уголь. Карандаш



35. Б.М. Иофан.

Борис Иофан. Нью-Йорк. Рокфеллер-центр. 1938-1939.



36. Б.М. Иофан. Нью-Йорк. Рокфеллер-центр. 1938-1939. Бумага на картоне, акварель, карандаш. Собрание Р.Бабичева.

Люди, книги, документы, договора, карты



37.

Узнаете это лицо? Оно ведь явно почему-то знакомо!) Это бюст женской головы для центрального фонтана «Дружба народов» на ВДНХ. Таджикистан.



38.

Блюдо с портретом. Надпись с цитатой Петрарки. Италия



39. Блюдо с портретом. Надпись с цитатой Петрарки. Италия, мастерская Кароччи. Около 1870. Майолика. Итальянский язык.

Чаша. Центральная Азия. Самарканд. «Нет блага выше терпения, и нет от терпения зла. Так помни, что за злые деяния последует воздаяние».



40. Чаша. Центральная Азия. Самарканд. X век. Глина. Обжиг. Подглазурная роспись. Прозрачная глазурь.

Молитвенный ковер. Иран.



41. Ковер. Вторая половина XVI века. Шерсть. Шелк. Золотные нити. Ворсовое ткачество



42.

Тибетские священные книги



43.

Коран



44.

«Острожская библия»



45.

Грамота прусского короля Фридриха I Петру I с благодарностью за признание его королевского титула



46. Грамота прусского короля Фридриха I Петру I с благодарностью за признание его королевского титула. 22 августа 1702 года. Бумага. Чернила. Акварель. Твореное золото.

Генеральная карта Российской империи. 1734 год



47. Карта Российской империи

Мухаммад Али. Прием во дворце Фатх-Али-шаха в праздник Ноуруз, Иран, 1834 г. (1250 г.х.)



48. Мухаммад Али. Прием во дворце Фатх-Али-шаха в праздник Ноуруз, Иран, 1834 г. (1250 г.х.)

Прием французского посланника виконта д'Андрезеля султаном Ахмедом III 10 октября 1724 года, аудиенция у турецкого султана



49. Jean-Baptiste van Mour. 1724 год. Масло

Еще любопытные бюсты



50.

Древнее искусство японского театра Оно сформировалось в период Камакура (1185-1333).



51.

Маски театра помогали актерам раскрывать образ, это не личина, а лица исторических, литературных и героических персонажей.



52.



53. Портретная маска мужчины. Фрагмент статуи. Япония. Эпоха Муромати. XVI век. Дерево, лак

И в финале современная скульптура. Итальянский мотив.



54. Терракота. 1985. Харламова М.М.

Выставка восхитительная, изысканная. Создает все условия для погружения в любые временные пласты творений человеческих в разное время. Не показал и десятой части экспонатов. Лучше увидеть это все воочию! Рекомендую!

Кураторы выставки: Александр Данилов, Татьяна Горяева и Мария Тимина.

Архитектор: Анна Каменских

Выставка работает до 19 марта 2023 года

Источники:

Материалы официального сайта ГМИИ им. Пушкина

Зайти ко мне на Проза.ру

Или на мой сайт

© Vladimir d’Ar, 2023

артефакты, выставка, древний египет

Previous post Next post
Up