Всего 22 фото. Лебяжий переулок - вид со стороны Большого Каменного моста
Лебяжий переулок на заглавном фото - небольшая улица в центре Москвы между Боровицкой площадью и Ленивкой. Переулок совсем небольшой, всего около 200 метров. Находится рядом с Кремлем, в непосредственной близости от Большого Каменного моста. Переулок совсем неприглядный, можно даже считать полузаброшенный. Но его романтическое «лебединое» название взывает к истории старой и даже древней Москвы. Название переулка известно с 1737 года. Веком раньше здесь был известен Лебяжий пруд на реке Неглинной. Здесь же находился Лебяжий двор, где разводили птиц для царского стола.
Переулки между Волхонкой и набережными сохранили старые московские названия - Ленивка и Лебяжий. Ленивка именуется улицей, но она больше похожа на иной переулок - длиной всего 120 метров и теперь не очень-то оживленная, но раньше по ней непрерывно двигались люди, подводы, извозчичьи пролетки, так как на Ленивку выходил старинный Большой Каменный мост, ведший в Замоскворечье.
02. Вид на Кремль и Каменный мост. Ф. Алексеев. Ок. 1753 года.
После того как в 1938 г. ниже по течению построили новый мост, основное движение пошло по Моховой, а Ленивка превратилась в спокойную улицу, до некоторой степени оправдывающую свое имя. Оно произошло от небольшого рынка, находившегося поблизости: церковь Иоанна Предтечи, стоявшая на месте дома № 10 по Волхонке, носила название «что у Ленивого торжка» либо по вражку, где протекала впадавшая в Москву-реку маленькая речка Ленивка (обычно гидронимы - это самые старые названия), либо по «ленивому», небольшому рынку.
В нижнем течении Неглинная была запружена, на пруду разводились лебеди, отчего он был назван Лебяжьим, и переулок, шедший от Ленивки к пруду, стал также называться Лебяжьим. На плане-рисунке 1661-1662 гг., приложенном к книге австрийского посла Мейерберга, он обозначен под названием «Лебединый пруд» (№45).
03. Лебяжий пруд (45) и Лебяжий государев двор (за прудом) на плане Мейерберга. 1649-1661 год
Пруды около Боровицкой башни кремля на прудах были образованы в результате строительства плотины в устье реки Неглинной. Лебеди предназначались для царского стола. Содержание лебедей было задачей служащих государева Лебяжьего двора, представлявшего собой огороженное место с постройками.
Была у Лебяжьего пруда еще одна функция, как писал Иван Кондратьев в книге «Седая старина Москвы»: «Ров, идущий вокруг Кремля, великий князь (Василий Иоаннович) велел мастеру Алевизу Фрязину обложить камнем и кирпичом и выкопать при впадении Неглинной в Москву-реку, за Боровицкими воротами, пруд, названный Лебединым. На этом пруду была поставлена каменная мельница, и вода из него проводилась во рвы».
04. Янов А. «Лебединый государев двор». Почтовая открытка. 1900-е. На втором плане Боровицкая башня Кремля
Лебяжий пруд был засыпан в 1706 году по указу Петра I при строительстве оборонительных бастионов вокруг Кремля на случай прорыва к Москве шведской армии Карла XII. Эти бастионы изображены на планах Москвы XVIII века.
05. Горихвостов план 1768 год с Петровскими бастионами. Красный контур - Лебединый государев двор, голубой контур - примерное месторасположения Лебединого пруда
До восьмидесятых годов XVIII столетия владения в районе нынешнего Лебяжьего переулка, выходившие к Кремлевской набережной и практически к стенам Кремля, в разное время принадлежали боярскому роду Головиных и дворянам Зотовым. С конца XVIII века владельцы часто менялись и все время перестраивали усадьбу, главный дом которой и теперь стоит по адресу Кремлевская наб., 1/9.
06. Усадьба Зотова-Алябьева - вид со стороны Кремлевской набережной (закрыто строительными декоративными щитами)
В 1868 году благородное имение приобрел губернский секретарь Михаил Андреевич Попов и устроил здесь водочный завод. Владение интенсивно застраивалось - ставились корпуса по Лебяжьему переулку, по направлению к Неглинной улице: склады, производство. После смерти хозяина фабрикой некоторое время ведала его вдова, а в 1878 году она перешла к потомственным гражданам Протопоповым, учредившим «Товарищество водочного завода преемников вдовы Поповой». «Товарищество» просуществовало на Кремлевской набережной до 1908 года.
07. Усадьба Зотова-Алябьева. Вид главного усадебного дома со двора
В 1911 году усадьбу приобрел Петр Гаврилович Солодовников, сын известного промышленника и содержателя театра на Большой Дмитровке Г.Г. Солодовникова. По заказу Петра Гавриловича в 1912 году архитектор С.М. Гончаров перестроил складские помещения в западной части владения (со стороны Ленивки) и по Лебяжьему переулку. Там разместились театр миниатюр на 520 мест и «Электротеатр», то есть синематограф, на 280 мест. Со двора к ним было пристроено помещение для фойе, а перестроенное здание по Кремлевской набережной использовалось как вход в театр и для театральных касс.
08. Здание бывших Театра миниатюр и электротеатра. Лебяжий переулок, 9/1, стр.10
Помимо зданий театра перестройке подверглись также и расположенное рядом двухэтажное здание №1 по Лебяжьему переулку, незадолго до того горевшее. В 1912 году тут все тем же архитектором С. М. Гончаровым строится трехэтажный доходный дом, в 1913 году подросший на этаж. Дом с пяти- и шестикомнатными квартирами был оборудован лифтами.
09. Лебяжий переулок, дом 1 (почтовый адрес Кремлёвская наб., 1/9с9)
Получившаяся постройка была бы совершенно заурядной, если бы не замечательные керамические панно под самой кровлей здания. С улицы трудно различить подписи под их былинно-батальными сценами, но это цитаты из баллады А. К. Толстого «Боривой»: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча, брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом…»
10. Фасад Доходного дома П.Г. Солодовникова. Лебяжий переулок, дом 1 (почтовый адрес Кремлёвская наб., 1/9с9)
Два из них - парные, остальные - самостоятельны как по технике исполнения, так и по сортам плитки. Находясь в этом узком переулке довольно трудно рассмотреть сюжеты на панно, тем более подписи к ним. Это иллюстрации к балладе Алексея Толстого «Боривой» с цитатами из нее. Возможно, их изготовили на Абрамцевском заводе Саввы Мамонтова. Не исключено, что для нескольких сюжетов использовались эскизы Врубеля.
Всего на доме пять панно. По предположению исследователей В. Петровой, М.В. Нащокиной и С. Величко, рельефные детали самого большого центрального панно с девушкой в окружении морского царства выполнены по отливкам М. А. Врубеля.
11. "Панно с драконом"
Существует даже предположение, кто именно изображен на панно в аттике - балерина Гузикевич, о которой, к сожалению, почти ничего не известно. Но возможно, она работала в театре Солодовникова, и тогда ее изображение могло служить так же и рекламой.
12. Центральное панно дома Солодовникова
Центральное изображение балерины к сожалению плохо сохранилось
13. Фрагмент центрального панно. Изображения женщины к сожалению повреждено временем
Элемент левой части центрального панно
14. Фрагмент центрального панно.
По обеим сторонам центрального панно в соседних аттиках расположены две картины с изображением батальной сцены и подписью: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча. Брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом».
15.
Подлинное авторство панно со стихотворными строками пока установить не удалось. Есть предположение, что это также Врубель.
16.
Доходный дом № 1 в Лебяжьем переулке в определенной степени является еще и «литературным домом», т. к. связан с именами Бориса Пастернака и Александра Межирова.
17.Лебяжий переулок, дом №1 - вид со стороны Кремлевской набережной. Лебяжий переулок
Борис Леонидович Пастернак жил в этом доме дважды (осенью 1913 и весною 1917 гг.). «Вернувшись в Москву, Пастернак снял маленькую комнату у въезда в Лебяжий переулок (дом 1, кв. 7). Ее окно выходило на Кремль и Софийскую набережную, поверх деревьев Александровского сада, который в этом месте был гораздо шире теперешнего. „Коробка с красным померанцем - моя каморка…“ - писал он об этой комнате в 1917 году в стихотворении „Из суеверья“. Это значило - размером со спичечный коробок. Сравнение было понятно современникам: на этикетке спичек часто изображался яркий оранжево-красный померанец, горьковатый родственник апельсина».
18.
Александр Петрович Межиров 6 сентября 1923 года в коммунальной квартире этого дома родился. «Дом, в котором я родился и рос, и теперь стоит на берегу Москвы-реки, окнами на Кремлевскую набережную и Лебяжий переулок. На другом берегу - Замоскворечье, Болотный рынок, Кадашевские бани, купеческие особняки в тихих переулках, особый, еще не разбавленный замоскворецкий говорок. Помню старый Каменный мост, его деревянные пролеты, храм Христа Спасителя, в который водила меня няня, боясь оставить на мраморных плитах площади. В этом храме она совсем тихо подпевала хору, по-своему молилась. Помню, как храм взорвали. Видел с крыши котовского доходного дома (№ 6), еще ничего не понимая. Помню, как на противоположном берегу стали строить большой серый дом…»
19. Панно "Грифоны"
20. Лебяжий переулок, 1
По четной стороне расположены доходные дома. На первом плане фото ниже дом № 8/4, стр. 1 (1903, архитектор А.М. Калмыков). Ничего примечательного эти строения в истории Москвы не оставили, по крайней мере, на первый взгляд
21. Лебяжий переулок - доходные дома на четной стороне
Ходят разговоры о необходимости строительства еще одного съезда с Боровицкой площади на Кремлевскую набережную. И тогда судьба дома №1, являющегося ценным градоформирующим объектом, окажется под вопросом.
22. Лебяжий переулок
Источники:
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. - М.: Цитадель, 1999.
Мезенцева Ю. Дом с майоликами. Портал Узнай Москву.
Межиров А. Артиллерия бьет по своим. Избранное. Вместо предисловия. Проза.ру.
Москва: Архитектурный путеводитель. И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащокина, М.И. Астафьева-Длугач. - М.: Стройиздат, 1997.
Пастернак Е.Б. Биография. - М.: 1997
Пашаева Н.М. Москва в зеркале столетий. - М.: ГПИБ, 1997
Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. - М.: Московский рабочий, 1988.
Зайти ко мне на Проза.ру Или на мой сайт © Vladimir d’Ar, 2023