Всего 22 фото
Манеж! Манежная площадь! В этих словах чувствуешь поступь Истории не только Москвы, но и судьбы нашей Родины. Поскольку очень многие ключевые события происходили именно здесь. Фактически, Манеж, Исторический музей и Кремль видят первым делом гости столицы и когда-то многочисленные зарубежные туристы. Места эти строгие и трогательные одновременно! Здесь творилась история, здесь торговали и бунтовали. Здесь остается концентрированное ощущение силы и славы России, выраженное в камне, в архитектуре. Хоть Манеж и расположен на Моховой, но его еще один адрес:
Воздвиженка,
Сапожковская площадь. Именно от Манежа, от этого места когда-то и начинался Арбат, а потом уж этот участок улицы получил имя Воздвиженка. Вникая в историю Воздвиженки мимо Манежа не пройти, тем более это есть образное олицетворение Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ну, в общем, этот материал о Манеже, его истории и множестве событий, что связаны с ним. Глубоко «копать» мы не будем, но главное все же выделю. Так что, приступим!
Московский Манеж (Центральный выставочный зал Манеж) - историческое здание, расположенное по адресу: Манежная площадь, дом 1, между Манежной и
Сапожковской площадями, Александровским садом и Моховой улицей. Здание было построено в 1817 году по проекту Августина Бетанкура в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 года.
История строительства Манежа связана с московским пожаром 1812 года, уничтожившим большую часть деревянной городской застройки. Начавшая в 1813 году работу «Комиссия для строений Москвы» приняла решение о превращении выгоревшей застройки в единообразный классицистический архитектурный ансамбль. В число возведённых по этому плану зданий вошёл и Манеж, который построили на месте купеческих лавок, сгоревших в 1812 году. Здесь ранее торговали дровами, сеном и мхом. Потому улица и получила название Моховая. Мох массово использовался как качественный естественный и бактерицидный утеплитель при строительстве домов.
02. Иллюстрация из [Бетанкур, А.]. Betancourt, A. [Описание Московского манежа]. Description de la Salle d’Exercice de Moscou 1819 «105 каталог» Соловьева № 211
В 1816 году Александр I отдал распоряжение о строительстве Экзерциргауза, как назывались манежи в те времена. После ввода русских войск в Париж в 1814 году император был удовлетворён слаженностью их шага, поэтому регулярно устраивал военные парады и смотры. Здание было предназначено для строевой подготовки войск численностью до двух тысяч человек, также удобным было место - рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков.
В 1817 году работа над Манежем была поручена архитектору Августину Бетанкуру. Ему предстояло спроектировать огромное здание, где бы мог свободно маневрировать конный полк. Уникальная конструкция стропил и 30 деревянных ферм позволила сделать здание 45 метров шириной без внутренних опор, с поддержкой только за счёт стен. Внутреннее пространство организовали так, что помещение было открытым и полностью просматриваемым. Иностранные инженеры специально приезжали в Москву, чтобы познакомиться с необычной системой перекрытий Манежа.
03. Московский экзерциргаус. Поперечный фасад Манежа, 1825 год
Подготовка к строительству началась весной того же года до официального утверждения проекта. Работы велись под руководством главного инспектора гидравлических и земляных работ в Москве, инженера Льва Карбонье, ему помогали архитектор Карл Ламони и инженер-поручик А. Я. Кашперов. В июле Александр I утвердил проект и предварительную смету в 964 038 рублей 56 копеек.
Во время строительства чердак здания был засыпан махоркой на полметра, чтобы защитить деревянные конструкции от грызунов и насекомых. Музейные сотрудники утверждают, что всю махорку выкурили либо после Октябрьской революции, либо в голодные годы Великой Отечественной войны, а чердак засыпали опилками, не так хорошо спасавшими дерево от вредителей и сырости.
04. Московский экзерциргаус. Продольный фасад Манежа. 1825 год
30 ноября (12 декабря) 1817 года, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск.
В «Московских ведомостях» писали: «Сие здание начато с весны нынешнего года. Длина строения 81, ширина 25 сажен, стены же в 5 аршин толщины; но всего удивительнее потолок, который на столь обширном здании ничем внутри не поддерживается и утверждён только на стропилах, по плану господина генерал-лейтенанта Бетанкура составленных. Все с любопытством смотрят на сие необыкновенное здание». На мемориальной доске на фасаде написано: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.». По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, «строительная программа» Александра I и возводимых при нём зданий в стиле русский ампир заключалась в демонстрации преемственности с Римской империей.
Поспешность, с которой велось строительство, сказалась на качестве проведённых работ и дальнейшей судьбе здания. Уже в июле 1818 года стропильные фермы манежа дали трещины. В 1823-1824 годах была осуществлена серьёзная перестройка кровли по проекту и под руководством военного инженера полковника Рафаэля Бауса при активном участии А. Я. Кашперова, как основного исполнителя работ по сборке и установке заново сделанных стропил. Инженер Бауса рассчитал и осуществил новую кровлю, увеличив число ферм с 30 до 45 и улучшив некоторые детали конструкции
05. Иллюстрация из [Бетанкур, А.]. Betancourt, A. [Описание Московского манежа]. Description de la Salle d’Exercice de Moscou 1819 «105 каталог» Соловьева № 211
В 1819 году Карбонье предоставил в Комиссию о строении рисунки лепнины для декора фасада Манежа, но его проект так и не был осуществлён из-за перестройки стропил. Вторую попытку закончить отделку предпринял в 1824 году Осипа Бове, который возглавил Комиссию по обследованию Манежа. Он разработал проект декоративного скульптурного убранства на тему античных военных доспехов, популярную в послепожарной Москве - она символизировала победу.
06.
Декоративные детали в виде военных атрибутов римских легионеров, выполненные по рисункам Бове, были укреплены снаружи и внутри здания манежа летом 1825 года.
07.
После штукатурных и лепных работ Бове собирался установить 12 чугунных горельефов, задуманных ещё Бетанкуром. К тому времени старые эскизы были утеряны, и Бове пришлось создавать проект трофеев заново. Горельефы «Военные доспехи» были предназначены для глухих простенков Манежа, но работы по их изготовлению остановили, поскольку финансирование не было получено - взошедший на престол Николай I не проявил интереса к строительству. Так Манеж обрёл свой окончательный вид, за исключением пристроенной позже ротонды.
08. Вид Манежа со стороны Кремля и Александровского сада. Заметна пристройка-церковь. 1890-е годы
По приказу Николая I в 1838 году была разобрана старинная церковь
Николая Чудотворца в Сапожке, находившаяся рядом (на месте дома №2 по Воздвиженке - Сапожковской площади).
09. Воробьев М.Н. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. 1817 г.
Её престол перенесли в здание-ротонду, пристроенному в этом же году к фасаду Манежа. Фасад пристройки-церкви, выполненный по проекту Константина Тона, повторял структуру и пластику фасадов Манежа, создавая с ним единую композицию.
10. Пристройка-ротонда Никольской церкви. 1907-1910 годы
В советское время эта пристройка была уничтожена, поскольку мешала прокладке трамвайных путей по Манежной улице.
11. Снос Никольской церкви Манежа. 1930-1931 годы
Так сейчас выглядит этот участок фасада Манежа со стороны Александровского сада
12.
Первое время после открытия в Манеже размещались конюшни и проводились военные смотры, парады и учения. Но поскольку император большую часть времени проводил в Петербурге, и основные военные мероприятия организовывались там, уже с 1830-х годов в московском Манеже стали регулярно устраиваться концерты и выставки.
В 1865-1867 годах в здании проходила этнографическая выставка, демонстрировавшая повседневный быт народов России с помощью фигур из папье-маше, одетых в национальные костюмы. По некоторым данным, выставку посетил император Александр II, однако выставляемые фигуры ему не понравились, и он вскоре покинул Манеж. В 1872 году в Манеже проводилась Политехническая выставка, а в 1879-м - антропологическая.
13. Праздничное оформление Манежа в дни коронации Николая II. 1896 год
Здание также использовалось для народных гуляний на Пасху, Масленицу, Рождество. В остальные дни в Манеже проходили конные состязания, уроки верховой и велосипедной езды. В 1894-м в Манеже прошло прощание с покойным императором Александром III.
14. Здание Манежа со стороны Моховой. 1900-1904 годы
После революции в помещении Манежа устроили казарму. Затем Манеж служил гаражом для правительственных автомобилей.
15. Манеж со стороны Сапожковской площади. 1901 год
К 1920-м годам состояние здания ухудшилось: его балки просели практически на метр. В 1930 году, во время первой серьёзной реставрации здания, их укрепили металлическими листами и колоннами, которые, однако, нарушили изначальную открытую и просторную планировку внутреннего пространства.
В 1941 году в здание попадала немецкая фугасная бомба, но не причинила ему особого вреда. В 1953 году в Манеже вновь начались серьёзные реставрационные работы под руководством архитектора и реставратора Д.Н. Кульчинского: были демонтированы эстакады и ремонтные ямы для автомобилей, восстановлены дореволюционные барельефы с изображением двуглавого орла и Георгия Победоносца. Работы вели строители московского метрополитена во главе с инженером Василием Полежаевым.
16. Манеж - вид со стороны Александровского сада
С 1957 года Манеж стал постоянно использовался для проведения выставок, концертов и других публичных мероприятий. В 1960-е в нём прошла известная авангардистская выставка «30 лет МОСХ» студии «Новая реальность», которую 1 декабря 1962 года посетил и раскритиковал Никита Хрущёв. В 1967 году Манежу был присвоен статус Центрального выставочного зала столицы[28][31].
В 1998 году мастерская № 14 архитектурного бюро «Моспроекта-2» разработала план реконструкции Манежа. Здание должно было получить новые инфраструктуру и технику, увеличенные площади экспозиции.
17.
В конкурсе на право реконструкции Манежа победила австрийская фирма «M.S.I Vertriebs» и получила право вложить в реконструкцию здания 30 миллионов долларов. Однако при заключении контракта возникла проблема: Манеж имеет статус памятника архитектуры федерального значения, поэтому у мэрии не было полномочий распоряжаться выставочными пространствами.
«По чистой случайности» в 2004 году как раз в это время случился серьезный пожар, фактически уничтоживший историческое здание. В результате полностью сгорела кровля, неповрежденными остались только массивные наружные стены. Во время тушения пожара, до проведения каких-либо следственных мероприятий, мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что версия поджога исключается. Лужков отменил результаты инвестиционного конкурса по реставрации, новый проект восстановления объекта должен был финансироваться из московского бюджета.
18. Пожар в здании Манежа. 2004 год. Дмитрий Коробейников - РИА Новости
По словам заместителя мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе, после пожара здание требовалось не реставрировать, а воссоздавать заново. Решение мэрии о реставрации вызвало оживлённые общественные дискуссии. Архитектурный критик Григорий Ревзин высказал даже мнение о поджоге здания, в котором могла быть заинтересована действующая московская власть.
На следующий день после пожара Комитет по архитектуре и градостроительству сообщил, что приступил к разработке проекта восстановления Манежа, который включает два подземных уровня с автостоянкой. Реставрация объекта была поручена мастерской архитектора Павла Андреева из бюро «Моспроект-2», как и планировалось до пожара. Открытие Центрального выставочного зала состоялось 18 апреля 2005 года.
19. Вид на Сапожковскую площадь со стороны Моховой улицы
Архитекторы полностью воссоздали внешний декор здания по чертежам и рисункам Осипа Бове. Одним из условий реконструкции было восстановление ферм Бетанкура, которые оставили открытыми. Они были изготовлены не из цельных брусьев, а из клееных, скреплённых металлическими болтами и пропитанных огнестойким составом.
20. Выставочные пространства "Центрального манежа". Стороннее фото из сети
После реконструкции в здании были также установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения, а слуховые окна на кровле стали более акцентированными (по легенде, термин «слуховые окна» появился в 1817 году при строительстве московского Манежа: на лесах здания работала артель строителей крепостного Слухова, который и назвал так техническое новшество).
21. "Слуховые окна" Манежа
По мнению ряда архитекторов и искусствоведов, эти изменения исказили первоначальный замысел Бетанкура и привели к возведению в центре столицы «новодела».
22.
С 12 по 16 мая 2004 года в Доме художников в рамках международной выставки «Арх Москва» была представлена экспозиция Музея архитектуры имени Щусева «Утраты», представляющая собой символические могилы Манежа, Военторга и гостиницы «Москва».
Из интересного:
- В XIX веке здесь проходил карнавал клуба циклистов - велосипедистов. К слову, научиться кататься на велосипеде также можно было на территории Манежа. Одним из учеников клуба стал Лев Толстой, которому на тот момент было 67 лет.
- В конце XIX века Манеж стала использовать полиция. Из воспоминаний писателя и журналиста Владимира Гиляровского известно, что здесь содержались арестованные студенты-революционеры Московского университета.
- В начале XX века в Российской империи активно развивался кинематограф. Здание Манежа было решено использовать для показа фильмов - так здание стало стал еще и самым большим кинотеатром. В 1909 году здесь показали немой фильм по стихотворению Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Интересно, что в те времена музыка к немому кино записывалась на граммофонные пластинки, а записи присылались вместе с копиями фильмов. Показ имел большой успех: фильм посмотрело несколько тысяч человек.
- В свой вековой юбилей Манеж стал использоваться как гараж для правительственных автомобилей. Из-за бензиновых выхлопов ветшала кровля, а лиственничные стропила окончательно пришли в негодность. В результате к 1930 году балки кровли просели почти на метр, а укрепление здания за счет металлических листов и колонн окончательно уничтожило архитектурную концепцию.
- В 1962 году здесь открылась экспозиция авангардистов, которая навсегда вошла в историю благодаря Никите Хрущеву, кто не стеснялся в выражениях осуждая буржуазную мораль современного искусства.
Путеводитель по улице Воздвиженка Источники:
Борисова М. Буйства Толстого, мат Хрущева: что слышали стены Манежа. Газета.ру. 12 декабря 2017.
Будылина М. История постройки Манежа в Москве. Архитектурное наследство : журнал. - М., 1952.
Васькин А.А., Гольштадт М.Г. От снесённого Военторга до сгоревшего Манежа. - М.: «Спутник+», 2009.
Васькин А.А., Гольдштадт М.Г. Старая Москва в границах Камер-Коллежского вала. По шёлковой Воздвиженке, по замшевой Манежной: Фотопутеводитель. - М.: «Компания Спутник+», 2002.
Векслер А.Г. Манеж и Манежная площадь Москвы: горизонты истории. - М.: Вече, 2012.
Официальный сайт МВО «Манеж».
Покровская З. К.О. Бове (1784-1834). - М., 1964.
Ревзин Г. Реставрация методом кремации. Коммерсант. 22 марта 2004.
Зайти ко мне на Проза.ру Или на мой сайт © Vladimir d’Ar, 2022