Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь или Колыбель Русской Истории. Часть 2.

Jun 24, 2015 18:34



Всего 65 фото

В первой части мы узнали об истории основания Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, о том кто такой святой Ипатий, о многих значительных и важных событиях, что  оставили свой неизгладимый след в истории нашей страны. Во второй части посещения Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря мы подробно осмотрим его древние здания и узнаем много подробностей об этих уникальных жемчужинах Ипатьевской обители и попытаемся почувствовать здесь поступь Великой Русской Истории.
Для начала рассмотрим план Ипатьевского монастыря и обозначим все его строения. Так нам будет легче ориентироваться при осмотре.
02.


1.Троицкий собор
2.Звонница. Колокольня
3.Палаты бояр Романовых
4.Архиерейский корпус
5.Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
6.Наместничий корпус
7.Братский корпус
8.Кельи над погребами
9.Свечной корпус
10.Северные (Екатерининские ворота)
11.Кузнечная башня
12.Пороховая башня
13.Водяная башня
14.Воскобойная башня
15.Квасная башня
16.Вотчинная контора
17.Зеленая башня
18.Юго-западная башня
19.Северо-западная башня
20.Западные ворота
21.Мемориальная колонна
22. Обруб
23.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
24.Усыпальница бояр Годуновых
25.Засенье

Северные святые врата (Екатерининские ворота). (10). XVIII в. Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II. 03.


04.



Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II.
05.



Засенье. (25) XVI-XVII вв. Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами - Братским и Наместническим. В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.
06.



Братский корпус и стены Ипатьевского монастыря.
07.


08.



Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане.
9.



Троицкий собор (1) построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма середины XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха - «зелейной казны», хранившейся, по некоторым сведениям, в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина - тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление - оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса.
10.



На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.
11.


12.


13.



Северное парадное крыльцо Троицкого собора
14.



Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.
15.


16.


17.


18.


19.



Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии (5). XIX в. Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь - Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.
20.



Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном. Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане.

В целом - это Архиерейский корпус (5). XVI-XIX вв. - крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот).
21.



На втором плане - справа от внутренней проездной арки - Архимандричий (наместнический) корпус (6). XVI-XIX вв. Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.
22.



Слева от внутренней проездной арки - Братский корпус (7). XVI, XVIII вв. Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек.  Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами.
23.



Сейчас мы обойдем Троицкий собор справа. Здесь - в подклете западной галереи Троицкого собора находится Усыпальница бояр Годуновых (24). XVI-XVII вв. Ипатьевский монастырь - единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII века, формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова - Асанова.
24.



Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины - Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины - Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.

Третья Усыпальница Годуновых и единственная уцелевшая.
25.


26.


В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» несмотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.
27.



Здесь же - прямо у входа в Усыпальницу Годуновых - находится огромный камень на кирпичном основании. Капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора производились в 1911-1912 гг., накануне празднования 300-летия дома Романовых. Руководила реставрационными работами Археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым. Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известковым камнем цоколь. Одновременно исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыг, без извести, на одной глине.

Возможно это и есть пример той самой "булдыги". А может быть это - могильный камень. По крайней мере мне не удалось узнать точную историю этого "мегалита".
28.



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (23). XVI-XIX вв. Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время с подачи президента РФ Дмитрия Медведева в 2008 году. Впервые храм упоминается 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.

Фото храма на состояние на май 2013 года. Сейчас (2015 год) храм построен и начинается его внутренняя отделка.
29.


30.



Звонница. Колокольня (2). XVII-XIX вв. Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 - 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.
31.



В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной. К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18  колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.
32.



В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.
33.


34.


35.


36.



Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») (3). XVI-XIX вв. Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители - бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства.

В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру - Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой - инокини Марфы.
37.



Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы - К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве) и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.
38.



Это фото дворца  как раз с "Царской лестницы".
39.


40.


41.


42.


43.



Сейчас в "Палатах бояр Романовых" размещен Музей дома Романовых в Царских чертогах и сокровища Ипатьевского монастыря. Этот музей достоин отдельного рассказа, - при желании его можно прямо сейчас посетить на официальном сайте монастыря. Я же выложу только пару экспонатов, что вызвали мое исключительно ощущение контакта.

Икона Федоровской богоматери и напрестольный крест - вклад царя Михаила Федоровича в соборную церковь обители.
44.



А это - икона Богоматель Корсунская. XVII век. Образ Богоматери, прижимающей к себе младенца Христа, заставил надолго задержаться у этой иконы. Образ проникает в самую сердцевину нашей души. Сколько материнской боли выражено в этом образе Богоматери! Как нежно, трогательно и чувственно она касается тонкими пальцами лика божественного младенца, какая внутренняя святая обреченность и страдание выражено на ее лице! Она знает о грядущей неотвратимой судьбе сына, которую уже никак не изменить...
45.



Западные ворота Ипатьевского монастыря - граница между Старым и Новым городом. Старый город - это где мы с вами и находимся сейчас - ннаиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров (см. план монастыря).
46.



Слева от Западных ворот обители - Кельи над погребами (8). XVI - XVIII вв. Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими  погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж - сушильни, надстроен в 1732 году. Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем. Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.
47.


48.



Справа - Свечной корпус (9). XIX в. Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки: поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI - начале XVII вв. - одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI - начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость. Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города. Ипатьевский Свечной завод в XIX веке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.
49.


50.


51.


52.



Мемориальная колонна (21). Вторая половина XIX века. Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом.
53.



С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.
54.


55.


56.



Нам пора!... Еще пара последних взглядов на Старый город Ипатьевского монастыря...
57.


58.


59.



За крепостными стенами - обыденная жизнь с ее простыми сувенирами и подарками из Костромы, что тоскливо захлестнула меня после мгновений единения с русскими святынями и воцарившимся в душе полном покое.
60.


61.



Поскольку мне ничего вроде и не надо было, а хотелось купить какой нибудь сувенир из Костромы - я взял Костромскую четверговую черную соль - старинный русский продукт из Костромы)

Черная соль изготавливается в русских печах путем термической обработки с ржаной мукой. Соль становится черной и по утверждению продавцов в ней в десятки раз снижается содержание вредных примесей, в том числе и соединений тяжелых металлов... и, она обогащает соль такими веществами как калий, кальций, магний... В черной соли содержится чистый углерод в виде мелкопористого угля, который как известно является прекрасным адсорбентом... Ну, это я отвлекся)
62.



Это Ипатьевский монастырь с востока, со стороны реки Костромы.
63.



Река Кострома. Совсем недалеко отсюда она впадает в Волгу. Русские крепости всегда старались располагать на впадении одной реки в другую.
64.


65.



В заключение немного собственных ощущений. Посещение монастыря не вызвало безудержных восторгов, коими я иногда грешу) Монастырь древний, с историей. Но сейчас его энергетика ломаная, не чувствуется намоленности, глубокой и разлитой повсюду благости и умиротворения, которая несомненно присутствовала здесь некогда всецело и всюду. На старых фото, собственные бессознательные инстинкты бесспорно отмечают этот субъективный факт. А что еще ожидать от десятитилетий богоборчества в этом историческом месте. Монастырские постройки были приспособлены тогда советскими властями для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют, военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Чудовищно звучит, не правда ли!?

Однако, стоит сказать и другое. Ипатьевский монастырь скорее символ и историческая веха в устройстве Великой России. Каждое строение монастыря напоминает о великих свершениях и страстях кипевших здесь, ключевых фигурах творящих настоящее и будущее, политических и экономических перипетиях, уникальных исторических событиях в истории нашей Родины. И вглядываясь в стройные и стремительные архитектурные формы храмов, древних строений монастыря и прислушиваясь к себе можно уловить Историю и услышать торжественный гимн Великому Русскому Народу.

Источники:

Википедия
Сайт Ипатьевского монастыря

© Vladimir d’Ar

Часть 1

кострома, золотое кольцо, ипатьевский монастырь

Previous post Next post
Up