Всего 72 фото
Это мероприятие стало для меня уже, по-хорошему, привычным. Практически всегда, я нахожу здесь множество красивых сюжетов и любопытных винтажных штучек, вызывающих неподдельный интерес фотографа и пробуждающих массу радостных и свежих эмоций. Обстановка на выставке спокойная, добродушная, изысканная. Встречают тебя искренне и приветливо. И лишь в исключительно редких случаях владельцы товаров не дают фотографировать свои авторские работы, справедливо опасаясь воровства творческих идей... В этот раз я надолго задержался на этой выставке - обойти все павильоны и пообщаться с хозяевами этой Красоты занимает очень много времени, и просто не замечаешь, как течет это самое Время…
Вот пишу эти строки и думаю, а что же в этот раз, что интересного было на этой выставке-ярмарке? А любопытное было, и это во-первых… По установившейся традиции на главном выставочном пространстве, на входе, устроена впечатляющая авторская выставка-проект «Мир размером с пуговицу». Вроде бы, звучит, как-то банально, - «пуговица…», ан нет - экспонаты просто завораживают своим бездонным и неуемным миром красоты и изящества. Это сейчас кругом одни молнии и липучки, а раньше, в далекие времена, пуговица была не просто банальным средством застегнуть свою одежду, но и самой возможностью разгуляться фантазии ее мастера-изготовителя и его благодарного восторженного покупателя.
В первой части моего репортажа мы ознакомимся с этим уникальным проектом-коллекцией ««Мир размером с пуговицу», также увидим симпатичные поясные пряжки, в том числе и уникальные серебряные из серии «Алиса в Стране Чудес», рассмотрим замечательные старые и редкие этнические украшения народов мира и сделаем кое-какие любопытные зарисовки.
Во второй же части моего рассказа мы с еще большим воодушевлением погрузимся в Мир Красоты Женщины и узнаем еще много интересного о составляющих этой самой ее Красоты.
Это только кажется, что витрин с коллекцией выставочного материала не много. Я «сделал несколько кругов» вокруг коллекции пуговиц, прежде чем перешел к выставочно-ярмарочным магазинам-прилавкам самой выставки...
История этого предмета гардероба насчитывает уже более пяти тысяч лет. Маленькие и такие важные, именно пуговицы подробно отображают культуру и традиции разных стран и континентов. В этой коллекции представлено несколько тысяч пуговиц разных стилей и эпох. Это и японские керамические, и пуговички из ткани с ручной вышивкой, европейские серебряные пуговицы эпохи арт-нуво, стеклянные, эмалевые, из дерева и из знаменитого бакелита. Их хранили и передавали по наследству.
02.
А в Англии столетие назад в девушки гадали, собирая красивые пуговицы на нитку с самого раннего возраста. Когда пуговиц набиралось ровно 999, обладательница коллекции должна была очень скоро встретить своего будущего мужа… Сегодня винтажные пуговицы можно использовать не только по прямому их назначению, но и делать из них оригинальные браслеты, колье
и кольца.
03.
Некоторые исследователи считают, что культура пришивания и застегивания одежды и обуви на пуговицы свидетельствует о высокой культуре быта (и высоком интеллекте!) древних народов Востока. Древние римляне не оценили преимущества пуговицы и продолжали использовать металлические пряжки и завязки. Функциональные пуговицы с петлями для застегивания утвердились в Западной Европе только в XIII веке в Германии. Пуговица стала неотъемлемой частью модно облегающей уютной одежды из шерсти с усложненным кроем.
04.
Пуговица быстро распространилась по всей Европе, приобретая самые причудливые формы. Их изготовлением занимались ювелирные мастерские, кузнечные и литейные цеха, резчики по дереву и кости, стеклодувы. Разнообразные драгоценные пуговицы импортировались из Азии, однако названия пуговицы получали местные (что довольно необычно для импортированной идеи), сугубо ассоциативные, по форме или назначению. В Германии это тоже, что кнопка или набалдашник (knopf, taste), а в Англии синоним бутона, ядра, шишечки, молодого гриба, сферической головки (button), во Франции пуговица - то же что и палец, рукоятка, бутон, прыщ (bouton)…
В русском языке все немного иначе: пуговица - это «пугач» или «пугалка» (по словарю В. Даля), что прямо указывает на ее магическое предназначение. Судя по письменным источникам, на Руси бытовали пуговицы более 40 различных типов, отличавшиеся по форме и технике изготовления. Пуговички-гирьки с нарезными узорами известны со времен Половцев и Хазар и использовались от 700-800 годов н. э. вплоть до начала 19 века. Особенно популярны были золотые и серебряные пуговки-гирьки на кафтанах во времена Киевской Руси (IX-XII в.в.), украшенные драгоценными камнями и жемчугом, перегородчатой эмалью, зернью и сканью, руническими оберегами. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее (это стёганый кафтан с коротким рукавом, который носили ратники). На пуговицы, кстати, застегивался и русский сарафан, и женская корсетка, и короткий кафтан казачек, и зимний тулуп.
05.
XVIII столетие называют золотым веком пуговиц, тогда их разнообразие было безгранично. Для производства использовались: золото, серебро, олово, сталь, латунь, стекло, рог, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, эмаль, дерево.
Филобутонистика- именно так называется коллекционирование пуговиц, это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании. Во многих странах по популярности оно немногим уступает филателии! Кстати, первый филобутонист, чье имя сохранила история - капитан волонтеров из Нью-Йорка Л. Эмилио. Он начал коллекционировать пуговицы с военных униформ еще в 1863 году, а в 1908 он подарил свое собрание Музею Эссекс в Сайлеме, Массачусетс, США, где она экспонируется по сей день. Многие музеи мира, наконец, обратили внимание на свои еще не разобранные коллекции пуговиц. А в Китае даже создали отдельный Музей пуговицы!
06.
Интересна магическая функция пуговиц. Пуговица - это «пугач» или «пугалка», как уже отмечалось выше. Пуговица была видом амулета и должна была отпугивать враждебные силы. Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно допускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах, и украшались заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов. Также для этой цели в некоторые пуговицы помещали кусочек металла, дробину или круглый камешек, издававшие при движении приглушённый звук, отдалённо напоминающий звук бубенца или ботала. Именно способность издавать этот звук превращала такие пуговицы в обереги.Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции. На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, напоминающая по форме яйцо (символ плодородия) или желудь (символ мужеской силы).
Плетеные пуговицы-гирьки, похожие на узелковые китайские пуговки находят по всем средневековым поселениям от Новгорода до Белоруссии. И в волжском городе Болгар (недалеко от Куйбышева) и в Сарай-берке также находят такие пуговицы, но в основном шаровидной формы - литые, пустотелые, позолоченые. Все такие пуговицы датируются в основном XIV-XV в.в.
Пуговицы металлические - настоящая классика. Именно такими пуговицами долгое время пользовались люди на всех континентах и были они довольно дорогостоящими. Самые древние бронзовые пуговицы найдены на территории Китая, они изготовлены более 2000 лет до н. э. Есть вещи, которые практически невозможно себе представить без пуговиц металлических. К ним относятся любые изделия из джинсы́. Классически брюки, куртки и другая джинсовая одежда изготавливаются только с применение металлической фурнитуры: кнопок, крючков, люверсов, хольнитенов, пуговиц. Также есть униформа, где обязательно применяют металлические пуговицы (например, китель у военных или полицейских).
07.
08.
09.
10.
11.
12.
13.
14.
Стеклянные пуговицы. Стеклянные пуговицы известны с 15 века. Периоды наибольшей популярности стеклянных пуговиц приходятся на 1840-1918 гг., а также на конец 1950-60-х годов. Производство стеклянных пуговиц очень трудоемкий процесс, в котором преобладал ручной труд.
15.
Перламутровые пуговицы - действительно, стоят того, чтобы о них рассказать подробней. Красота этого природного материала, его переливающееся и нежное сияние позволяло создавать из перламутра превосходные и красивейшие пуговицы. Перламутр встречается самых разных цветов - белый, розовый, серый, коричневый, зеленый, синий. На таитянских перламутровых пуговицах мерцающий перламутровый цвет плавно переходит из белого в коричневый.
16.
Некоторые пуговицы скромны, с простой гравировкой, а другие украшались стразами, стальными металлическими зеркальными вставками, стальной огранкой цветным стеклом. Пуговицы произведенные в Париже и Бирмингеме должны были как можно лучше отражать свет и подчеркивать великолепие шелкового или бархатного костюма хозяина. Иногда резной перламутр вставляли в металлическую оправу и покрывали прозрачным стеклом, чтобы подчеркнуть тонкость резьбы. Очень ценятся перламутровые пуговицы с металлическими резными медальонами. Изготавливались перламутровые пуговицы почти полностью вручную, также как и ювелирные изделия и это придает им свою особую ценность.
17.
18.
Эмаль. На протяжении нескольких веков искусство эмали было широко распространено и, пуговицы, украшенные эмалью, всегда дорого ценились. Прозрачное или цветное стекло наносится в порошкообразном виде на металлическую поверхность: золотую, серебряную, медную или латунную. При обжиге стекло расплавляется и соединяется с металлом. Различают несколько видов эмали.
Выемчатая эмаль (шанлеве) - заполняется стеклом весть объем пуговицы, перегородчатая эмаль (клуазоне) - контур рисунка образуют металлические полоски или паяная проволока.
Прозрачная, просвечивающая эмаль (басс-тай, Италия, 14 век) - эмаль наносится на металлический рельеф или чеканку.
Расписная живописная эмаль (Лиможе - Франция, 14 век) - лаунная или медная основа пуговицы покрывалась слоем непрозрачной глухой эмали, а ее поверхность затем расписывалась огнеупорными красками. Новый расцвет расписных эмалевых пуговиц связан со стилем Арт Нуво, когда появилось большое количество пуговиц высокого качества.
Гризайль (16 век) - сложная и редкая техника, когда на черный слой обожженной эмали наносят тонкие или более толстые полосы белой эмали, создавая таким образом черно-белый рисунок.19.
20.
21.
22.
23.
24.
Ну, а это - простые, но затейлевые деревянные пуговицы...
25.
А эти стилизованные деревянные "пуговицы" - украшение интерьеров, необычно, правда!?
26.
Вот такими приспособлениями застегивались пуговицы на ботинках и перчатках..., целый инструментарий...
27.
... а в таких табакерках - хранились...
28.
А это - просто ковшик для украшений...
29.
И этот бездонный мир красоты и изящества находится как раз в этих выставочных витринах...
30.
А теперь - немного другое - коллекционные поясные пряжки...
31.
Потрясающие работы с эмалью.
32.
33.
34.
35.
Здесь просто поразившие меня винтажные серебряные пряжки из серии "Алиса в Стране Чудес". К сожалению часть этой любопытной коллекции была уже распродана, так, что вы видите все то, что пока "уцелело"...)
36.
37.
... Ты... Кто... Такая? - спросила Алису Синяя Гусеница...
38.
39.
Улыбка Чеширского кота
40.
"...Ну, котов-то без ухмылки я видала часто, - подумала Алиса, - а вот ухмылку без кота!? ...
Это самое любопытное, что я когда либо видела в своей жизни..."
41.
Алиса и Игральные Карты
42.
Здесь же - стилизованные маленькие фигурки доколумбовой эпохи. Они, конечно, изготовлены не из золота инков), но явялются точными их копиями - очень впечатляет!
43.
44.
45.
Еще одно любопытное место. Здесь продаются оригинальные редкие этнические украшения. Вот здесь, например, - колье из Южного Китая. Начало XX века.
46.
47.
48.
Изделия с использованием бирюзы...
49.
...серебра...
50.
...лазурита...
51.
52.
Замечательный восточный мужской перстень, необъятных размеров. Возможно, в его зримо-значительном объеме скрывается мужская сила и величие...)
53.
Женский перстень
54.
55.
Древняя крастота...
56.
Еще один - мужской...
57.
Серебряное колье
58.
Еще одно шейное украшение...
59.
Любопытное серебряное колье со знаками с изображением последнего русского императора...
60.
Серебряные гривны
61.
62.
Серьги
63.
... и много чего еще... Очень основательное и чу́дное впечатление - как будто побывал в музее...)
64.
Еще пара зарисовок с выставки...
65.
Ждут своего Хозяина...)
66.
... и, несколько фоток винтажных женских сумочек...
67.
68.
69.
70.
А это - фото с показа мод с участием детей и подростков - очень милое и трогательное впечатление...
71.
72.
Это только первая часть моего репортажа, дальше,
во второй части будет еще интересней и увлекательней.
Не переключайтесь!)
Источники:
интересный пост об истории пуговицы, там все гораздо подробней и шире)
материалы арт-проекта "Мир размером с пуговицу"
© Vladimir d’Ar
Часть 2