Выставка "Золото Сарматов", или Отголоски Истории. Часть 2.

Oct 12, 2014 17:15




Всего 37 фото

Это вторая часть моего рассказа о чу́дной выставке "Золото Сарматов", что проходит сейчас в Москве до 30 ноября 2014 года. В этой части мы увидим как сарматы управлялись со своей одеждой, лошадьми, совершали культовые действия и пировали.
...Для крепления портупеи и поясов сарматы пользовались пряжками. Они были с различными изображениями грифонов, крылатых сфинксов или просто полукруглые с ушками для крепления.

Ажурная золотая пряжка с подвижным язычком была найдена в мужском сарматском погребении. Внешняя поверхность пряжки за исключением задней планки, украшена псевдо филигранью. По углам в овальных кастах, когда то находились стеклянные вставки. Вставки были помещены и в завитках у основания рамки. Уцелела одна из них - из голубого стекла. На основании язычка в гнезде, обрамленном псевдо филигранью, находится круглая вставка из бирюзы.

Пряжка для парадного пояса. I - II в. н.э. Золото, бирюза, стекло; литье, ковка, пайка. Астраханская область. Красноярский район. пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова, В.В. Дворниченко.. 1987-1988 г.
02.


Пряжка поясная. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, металл, смальта, тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Никольское. К12, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1965 г.
03.



Пряжка с изображением крылатого сфинкса. I в. до н.э.- I в. н.э. Серебро, бронза, литье, ковка, тиснение, позолота. Астраханская область. Енотаевский район. д. Барановка. Раскопки В.В. Дворниченко, Г.А Федорова-Давыдова. 1972 г.
04.



Пряжка. I в. н.э. Золото, литье, ковка, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
05.



Оконечник ремня. I в. н.э. Золото, эмаль; литье, ковка, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
06.



Замечательным произведение ювелирного искусства являются золотая пряжка и соответствующий ей золотой наконечник ремня парадного пояса в виде фигурки ежа-ушастого с двумя змеями у ног и двумя стилизованными головками птиц перед передними лапками. Изображения находятся на высокой пятиугольной платформе. Спинки у ежей, иголки которых выполнены перегородчатой мозаикой из смальты и камней съемные, внутри тела ежа был, когда то тайник. Происхождение предметов примерно средне-сибирское или среднеазиатское.
07.



Бляхи зооморфные. I в. н.э. Золото, альмандин, стекло; инкрустация, глубокое тиснение. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
08.



09.



Браслет. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, литье, ковка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Никольское. К12, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1965 г.
10.



Кольцо проволочное в полтора оборота. II-III в. н.э. Золото; ковка. Астраханская область. Черноярский район. с. Старица. Курган 42, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
11.



Конь в жизни кочевника играл важную роль, а иногда сопровождал его и в потусторонний мир. Чаще всего в могилах археологи находят удила, к которым крепились зажимы для ремней или сами ремни оголовья и повода. Изредка удила находят с псалиями (С-образные или прямые стержни с двумя отверстиями), обычно с железными, реже - с бронзовыми. В состав конского снаряжения богатых воинских погребений входили фалары. Один или два из них были крупные и составляли нагрудное украшение коня. Остальные фалары - бляхи меньшего диаметра - могли крепиться в местах перекрестия уздечных ремней или украшать концы стержневидных псалиев. Комплект фаларов был найден в погребении у села Косика в 1984 году.

Фалары. I в. н.э. Золото, паста, металл, стекло; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
12.



13.



Нагрудные фалары - в виде выгнутого диска с треугольным углублением в центре, которое окружено головами грифонов. За жемчужинами по кругу идет фриз из головок хищного животного с раскрытой пастью так, что ухо каждого предыдущего попадает в пасть следующего хищника. В этом же наборе были фалары ажурные с пирамидкой в центре. А также оконечники сбруи в виде муфточек, обойм, обкладок.
14.



Уникальными являются серебряные фалары с рельефным изображением всадника на лошади.

Бляхи от уздечного набора. V в до н.э. Бронза; литье, резьба. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ.IX, к.1, п.16. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1974 г.
15.


На фаларе изображен безбородый всадник, с волосами обрамляющими лицо. На шее - гривна. Одной рукой он держит копье, другой - узду. Всадник одет в рубашку с орнаментом на подоле, кафтан с клиновидным вырезом на груди до пояса, и узкие штаны с лампасами. Боевой конь без седла с короткой стрижкой гривы. Вокруг всадника вырезаны солярные символы. Все изображение окаймляет валик с косой насечкой, имитирующей жгут, а за ним полоса зигзагообразного орнамента.

Фалар.- I в. н.э. Серебро; тиснение. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ.IX, к.1, п.17. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1974 г.16.



17.



Украшение конской сбруи. Налобник. II-III в. н.э. Медь; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. х. Кузин. Курган 1, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
18.



19.



Украшения конской сбруи. II-III в. н.э. Бронза; ковка, вальцовка. Астраханская область. Черноярский район. х. Кузин. Курган 1, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
20.



В 1964 году, недалеко от станции Жутово были найдены золотые фалары на бронзовой основе с рельефным зооморфным орнаментом. На больших фаларах из данного набора изображены сцены терзания,  а на малых - пантеры свернувшиеся калачиком.

Псальи железные, украшенная двумя фаларами на бронзовой основе. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, бронза, железо, паста; тиснение, ковка. Волгоградская область. Ст. Жутово. Кург.28, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1964 г.
21.


22.



Фалары на бронзовой основе. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, бронза; тиснение. Волгоградская область. Ст. Жутово. Кург.28, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1964 г.
23.



24.



25.



Данные предметы являются репликами иранских наборов конской сбруи. Фалары являлись частью парадной сбруи знатного сарматского воина. Лошади у сарматов были низкорослые и очень выносливые. Ездили они без седла.

А теперь, перейдем к центральной части экспозиции выставки. Здесь представлены серебряные сосуды и посуда из ритуальных сервизов.

В 1965 году у станицы Жутово было найдено погребение с серебряной посудой. Этот набор серебряных сосудов формировался длительное время - со II в до н.э до I в. н.э. и по происхождению из разных частей света - южно-итальянских и ближневосточных. Часть представленных сосудов могла входить в состав храмового сокровища, а часть могла быть дипломатическим подарком сарматскому вождю, остальные сделаны специально для сарматов. Таким образом сосуды являются заупокойной жертвой, знаком высокого прижизненного статуса погребенного.

Серебряный литой канфар - кубок с двумя ручками. Ко дну канфара припаяна низкая кольцевая подставка. Стиль восточных провинций Римской империи.
26.


27.



Серебряная тарелка, доработана на токарной станке. Горизонтальная часть бортика украшена валиком, треугольником, растительным орнаментом. Бортик позолочен горячим способом. Возможно изготовлена на эллинистическом востоке.
28.



29.



Чаши с ручками в виде хищной птицы. Изготовлены из кованого серебряного листа. Фигурка хищной птицы литая, держится когтями за край сосуда. Вероятно, сделаны варваром в Северном Причерноморье.
30.



31.



Серебряная литая чаша с ручкой в виде орла. Шея и ноги птицы покрыты тонкими прямыми черточками. Лапы трехпалые, крыля покрыты двумя видами перьев… Происхождение парфянское
32.



Серебряный литой кубок на поддоне с фигурной литой ручкой. Орнамент состоит из шести повторяющихся раппортов: между полосами с тремя каннелюрами расположен узкий лист лотоса с прожилкой, ограниченной с обеих строн прочерненными линиями.
33.



По обе стороны от листа лотоса помещено по оконфоровой ветви с листьями и цветами. Сбоку к чаше припаяна фигурная ручка. К округлому дну чаши припаяна фигурная ножка с профилированным, вогнутым дном. На дне ножки чаши помещена надпись на греческом «защищай от стрел». Слева от надписи точечными наколками нанесена монограмма мастера и вес сосуда. Стиль оформления чаши близок к сосудам широко популярным в период позднего эллинизма.
34.



Второй сервиз, представленный на выставке относится к I в. н.э. и обнаружен в захоронении в безымянном холме на правом берегу Волги у с. Косика. Среди серебряной посуды - пиксида для благовоний цилиндрической формы с крышкой.
35.



Изготовлена она из серебра с рисунками, нанесенными золотом.На крышке - розетка с пятью острыми лепестками, разделенные надвое желобками. На стенках пиксиды три вида изображений. На верхнем фризе - три летящие птицы и два охотника, стреляющие в них с колен из коротких луков, на среднем - изображены рыбы, а на нижнем - четыре птицы. Пиксида в древности служила и в качестве шкатулки для мелких драгоценных вещей.
36.



37.



Ну, вот мы и закончили знакомство с «Золотом сарматов». Несмотря на то, что золотых предметов в экспозиции не много - вполне можно уловить глубокий эмоциональный посыл тех далеких времен. Золото сарматов затягивает и будит неосознанные воспоминания и необычные чувства - на долю мгновений перед экраном мысленного взора проносятся всадники, доносятся крики людей, ржание лошадей, звон мечей и, текут реки крови… За каждым из этих экспонатов стоит Жизнь и Смерть, Любовь и Ненависть, Радость и Тоска и, ты, как будто получаешь неведомое послание из глубины тысячелетий, что не осознается тобой, но принимается где то там - на уровне чувств, в глубине души. В эти мгновения ты становишься частью коллективного бессознательного человечества, получая тонкую информацию и незабываемые впечатления, что пробуждает в тебе мысли о которых ты не догадывался и не предполагал...

И, каждый вынесет в себе с этой выставки, что то свое, уникальное, то, что нужно только тебе самому…

Источники:
Материалы выставки "Золото Сарматов" МДПИ
Художественная энциклопедия
Довольно объемный комплексный материал из сети по этой теме - фото, текст.

© Vladimir d’Ar

Выставка "Золото Сарматов". Часть 1.

золото сарматов, Москва, 2014, выставка

Previous post Next post
Up